В продолжение статьи «Затянем пояса, лишь бы шея выдержала» от 25.11.2014г.
Для начала вспомним, что нам обещала пенсионная реформа 2002 года.
Первое: что уж точно заживем.
Второе: люди будут заинтересованы сами выходить из тени и получать только белую зарплату.
Третье: что заработал, то и «полопал» (поел, то бишь).
Насчет первого – уже писали, затягиваем пояса. Насчет второго – в 2013 году более 600 тысяч предпринимателей «закрылись» и еще более «ушли в тень».
Насчет третьего… А вот тут остановимся поподробнее.
Очень беглый элементарный расчет.
Сознательный гражданин (допустим, мужчина) всю жизнь честно работал, получал белую и хорошую зарплату на уровне выше средней по стране (шахтеры, сталевары, прокатчики, квалифицированные инженеры, менеджеры и т.д.). Выходит на пенсию – и в обморок… Размер её едва-едва сопоставим с размером ежемесячной суммы взносов в ПФР, уплачиваемой за него его Работодателем.
Вот и получается. Максимальная налогооблагаемая база для начисления обязательных страховых взносов в ПФР в 2014 году – 624 т.р. в год, т.е. 52 т.р. в месяц (в предыдущие годы она составляла: в 2013 году 568 тыс. руб., в 2012 году – 512 тыс. руб., в 2011 году – 463 тыс. руб. и т.д.). Общая ставка взносов в ПФР в 2014 году – 22%, т.е. 11440 рублей в месяц. Кроме того, если человек имел зарплату выше 52 т.р. в месяц, то Работодатель уплачивает еще 10% с суммы, превышающей максимальную налогооблагаемую базу. Эти 10% поступают в общий котел ПФР, и никак не увеличивают пенсию.
Этот просчет вполне логично экстраполировать на все предыдущие годы трудовой биографии честного труженика (взносы в ПФР в отдельные периоды составляли даже 26%). Этот же человек честно и с хорошей зарплатой трудился и в годы СССР (платежная дисциплина тех времен до сих пор является образцовой), и в годы перестройки с белой зарплатой выше среднего по стране, взносы в пенсионную систему (до 1992 года – в систему социального обеспечения) уплачивались по полной программе.
Но!!! Ежемесячные взносы уплачивались как минимум 30-35 лет, а пенсию он будет получать около 10 лет (средний возраст мужчины пенсионера по обновленным статданным составил чуть более 70 лет).
Таким образом, человек, честно «оттрубивший» свое на производстве более 30 лет, получит в виде пенсии до конца дней своих примерно 25% того, что за него всю жизнь уплачивал Работодатель!!! Подчеркиваю - «ЗА НЕГО». Эти взносы принадлежат работнику!!! Работодатель выступает только как налоговый посредник (налоговый агент), начисляющий зарплату, исчисляющий и уплачивающий налоги и обязательные взносы за работника.
Понятно, что можно соглашаться или не соглашаться с 25%. Но как ни считайте, господа – чиновники - депутаты всех мастей. Если «поискать» другие моменты в начислении пенсий, то и 25% не наберется. Чего стоит только ограничение коэффициента в 1,2, отражающего отношение заработной платы к средней заработной плате по стране за 2000-2001 годы? (В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с 01.01.2010 в редакции Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (зр/зп), которое учитывается при исчислении пенсии составляет 1,2. При расчете указанного отношения среднемесячная заработная плата в РФ учитывается заработная плата в Российской Федерации с июля 2001 года учитывается в размере 1671 руб.)
К такой средней зарплате 1671 рубль по стране приравниваются и те, кто имел заработки в 2001 году гораздо более высокие. Поинтересуйтесь, какова была зарплата шахтера, или сталевара, или прокатчика, или просто хорошего инженера в 2001 году.
Нам чужого не надо… Но за свои деньги имею право задать вопросы:
· Это что за эффективность такая у Пенсионного фонда России – 25% людям, а 75% - на дворцы или куда???
· А нужна ли вообще такая неэффективная организация?
Предвижу ваш ответ. Как вы о нас заботитесь, несчастные, рук не покладаете. С 2015 года решили вообще страховую пенсию в баллы перевести. Это же такое благо!!!
И тут тоже вопросы.
1. Рубль человеку понятен, а балл, который будет оцениваться исходя из:
- общего объема поступивших в ПФР взносов на страховую пенсию;
- суммы индивидуальных коэффициентов всех граждан страны, получающих страховую пенсию (пока даже непонятно, где эти цифры брать);
- суммы средств федерального бюджета (причем, не всей суммы, а только той её части, которая учитывается для расчета индивидуального коэффициента)
будет таким «прозрачным» и понятным?
2. Сторонники бальной системы говорят: «Зато мы вводим «премиальные» коэффициенты за каждый год более позднего обращения за назначением пенсии». Это хорошо, ну а рубли-то на коэффициенты можно умножать? Или ваша математика этого не допускает?
3. А почему эти самые премиальные коэффициенты разные для фиксированной выплаты и страховой пенсии? Ведь взносы, которые уплачиваются в ПФР рублями, что на финансирование фиксированной выплаты, что на финансирование страховой выплаты, ничем не отличаются?
4. И чем же опять провинились работающие пенсионеры, которым с 2015 года при перерасчете страховой пенсии устанавливаются максимальные значения индивидуального пенсионного коэффициента не более 3,0? Такой коэффициент соответствует 1/3 максимальной налогооблагаемой базы для начисления обязательных страховых взносов в ПФР (относительно 2014 г. зарплате в 52000 руб./мес. соответствовали бы 10 баллов, а 3 баллам соответствовала бы зарплата в 15600 руб./месяц). А если пенсионер, не дай бог, заслуженно зарабатывает больше 15600 рублей в месяц? А как же тогда страховой принцип – что заработал, то и полопал? И зачем тогда все ваши пенсионные нагромождения называть «обязательным пенсионным страхованием»?
Нет смысла перечислять и другие пенсионные новшества, которые господа – чиновники – депутаты не покладая рук творят для блага народа. Некоторые даже на повышение пошли. Вон один из идеологов всех этих новшеств депутат Исаев уже в президиуме Госдумы.
Что ж, порадуемся за них - у них-то все свое, чужого им не надо…
Статья - подарок Кавикому от грамотного автора