О музыке- и не только.
Последнее время имя Макаревича стало часто упоминаться в связи с Крымскими событиями и мне вспомнилось моё знакомство с его творчеством. Сразу приношу извинения многочисленным поклонникам "Машины Времени", но это лично мой взгляд на эту группу, да и на музыку в целом в моём понимании и развитии.
Впервые я повстречал название "Машина Времени" в конце 70-х в какой-то газетной статье, где упоминалось, что в подмосковье жулики продали билеты на несуществующий концерт этой группы. Помню мой отец тогда ещё предположил, что и самой группы также нет, но чуть позже слухи о её существовании всё же дошли до нас, а немного спустя у меня появились первые магнитофонные записи. Это было что-то! На фоне "Самоцветов", "Лейся, Песня", "Весёлых ребят" и т.п. "Машина" звучала просто фантастически. У Макаревича никогда не было выдающихся вокальных данных, но в роке это зачастую не главное. Желательно, но не главное. А главное новизна, искренность исполнения.
Конкурентов у них тогда просто не было. Вернее, они были, но я о них понятия не имел. Цензура работала хорошо и какая-либо информация протекала лишь годы спустя. Только "Воскресение" ещё можно было найти, но они были известны гораздо меньше. Оказалось,что несколько композиций "Машины Времени" с успехом и на неплохом уровне исполняли на нашей танцплощадке. Записи "Машины" слушали ночами напролёт, с нетерпением ожидая появления новых. Каждый, кто умел держать в руках гитару обязательно включал песни Макаревича в свой репертуар.
"Машина Времени" вступает в состав "Росконцерта", начинает официальную гастрольную деятельность и выступает на рок-фестивале в Тбилиси "Весенние ритмы-80", где завоёвывает 1-е место вместе с "Магнетик Бэнд". Выпускается пластинка с записью лауреатов, а группу начинают показывать по ТВ. Макаревич делает пробы и в кино: выходят фильмы "Душа" и "Начни сначала". В те времена кинотеатры и так не пустовали, а на ленты с участием Макаревича вовсе было не пробиться, но обе картины сильно разочаровали. Со временем человек, позже спевший: "Не надо прогибаться под изменчивый мир...", начнёт менять слова в текстах. Так он заменит "бог" на "судьба" в песне "Костёр", в песне "Разговор в поезде"- "когда больше нечего пить" на "каши из них не сварить" и т.д. Но всё-таки они были вне конкуреции до этих пор. "Круиз", группа Стаса Намина, "Аракс" разнообразили репертуар меломанов, но не могли соперничать с "Машиной Времени".
И вот мне отлично запомнился майский день 1985-го года, когда однокурсник привёз из Брянска затёртую, несколько раз перезаписанную и потому в ужасном качестве кассету с каким-то, неизвестным мне до тех пор "Аквариумом". Когда прозвучала песня "Электрический пёс", я вдруг совершенно отчётливо понял, что "Машину Времени" уже вряд ли буду слушать. Вот она- новая музыка. Начиналась "перестройка" и потоки информации хлынули на телевидение, радио, стали выпускаться пластинки с ранее "неудобными" исполнителями, проводились "Музыкальные ринги". Стали известны "Алиса", "Зоопарк", "ДДТ", "Наутилус Помпилиус", "Аукцыон","Кино", "Телевизор"( на мой взгляд единственная группа, сохранившая социальную направленность по cей день) и многие другие. Магнитоальбомы просто захлестнули страну. Появился огромный выбор музыки и к Макаревичу я больше не вернулся.
Справедливости ради надо сказать, что я пытался не так давно послушать ещё "Машину Времени", но нет, не пошло. Всему своё время. Прощай, "Машина..." !
Darza, специально для KaviCom.ru