Альтернативная история - самый популярный жанр в современной отечественной литературе.
С перестроечных времен стало модным вытаскивать на общее обозрение различные нелицеприятные факты российской истории, порой ничем не подтвержденные, мотивируя подобное действие тем, что необходимо помнить все плохое, дабы не повторять его. И что удивительно, помнить необходимо только плохое. Хорошее следует забыть, чтобы ненароком не загордиться своей страной, своими предками. А гордыня – грех. Вот раскаяние и покаяние – благо. Потому надо читать произведения Салтыкова-Щедрина о том, как плохо жилось в России при самодержавии, читать опусы Солженицына о советском тоталитаризме, смотреть фильмы Ф. Бондарчука про то, как всех предавали, подставляли и убивали. И тогда народ возненавидит свою страну и самого себя, и приобщится к общечеловеческим ценностям, отрицающим всякую национальную культуру. А человек без нации и Отечества освобожден от любых моральных правил, ибо любые правила определяют модель существования социума. Нет социума – нет правил. Есть только Мир и свободный человек в нем. Правда, тут есть одна нестыковка… Почему-то свободный от всевозможных обязательств человек уверен, будто весь мир должен ему…
Впрочем, о чем это я?
Зачем необходимо помнить именно неприглядные уроки отечественной истории? Чтобы в будущем избежать их повторения?
Допустим. Но, как память может помочь в этом вопросе? Как помогла память возрождению нацизма в Прибалтике? А возрождению бандеровщины на Украине?
Вероятно, нужно не просто помнить, но и учиться не допускать повторения нежелательных моментов. Каким образом это делать? Самый популярный способ – альтернативные исторические реконструкции. Не зря это направление на сегодняшний день является самым востребованным в отечественной литературе.
Как правило, авторы-альтернативщики отлично знают реальную историю, особенно историю реконструируемого ими периода. Кроме того, они проявляют себя, как политики, экономисты и военные стратеги. Грамотное сочетание всех этих качеств, наряду с талантом рассказчика и динамичностью сюжета, служит залогом успеха реконструкции.
Возьмем, к примеру, ряд произведений о Русско-Японской Войне. Практически во всех альтернативках на эту тему изначально рассматриваются и анализируются причины несостоятельности на тот момент времени Российского Флота. Затем авторы намечают пути устранения этих причин и, следуя ими, переигрывают Цусимское сражение и всю последующую войну. То есть, не просто перед самим сражением в качестве палочки-выручалочки появляется некий герой, которому вдруг все генералы и адмиралы передоверяют командование (хотя, бывают и такие опусы), а загодя меняя продажных чиновников и безынициативных командиров, уничтожая ведущие подрывную пропаганду и террористическую деятельность группы революционеров, вводя новые технологии в военной промышленности, и так далее.
Не менее интересно читать альтернативки, в которых авторы сохраняют самодержавную власть в Российской Империи. Как раз одним из вариантов является победа в Русско-Японской Войне. Но есть масса иных путей, начиная как с более раннего периода истории, так и с более позднего, например, с начала Первой Мировой Войны. Во многих произведениях авторы сохраняют самодержавие путем смещения Николая в пользу одного из его братьев.
Пару месяцев назад в статье об исторической роли Великой Октябрьской Революции некоторые товарищи активно ругали за оную революцию большевиков. На днях закончил читать альтернативку, в которой октябрьских событий не было. Путем политических комбинаций большевики вошли в состав Учредительного Собрания и мирным путем добились передачи власти Советам. Разумеется, различные мятежи и восстания присутствовали, но Гражданской войны не было. Российская армия по большей части сохранена. Большинство офицеров и генералов присягнули новой власти. Кроме большевиков в Советах присутствует оппозиция в лице эсеров.
Самое популярное направление в жанре АИ – Великая Отечественная Война. Просто огромное количество авторов резвится на этой теме. Тут есть как очень грамотные, продуманные до мелочей произведения, так и опусы в стиле «супергероя», в одиночку громящего фашистские полчища и дающего советы Сталину, Берии и Жукову. При этом непонятно, зачем супергерою вообще нужны эти деятели, если все равно все свои планы он сам же и осуществляет. Бывает, что такие фантазии тоже интересно читать, но я отнес бы их не к жанру альтернативной истории, под которым они печатаются, а к приключенческой фантастике. Однако персонажей лучше было бы заменить на эльфов и орков. Но именно грамотных реконструкций все же больше.
Все больше пишется исторических реконструкций, в которых авторы пытаются избежать перестройки, и сохраняют Советский Союз.
В общем, есть произведения на любой промежуток времени, от древней Руси до последних лет. Наверняка следует ожидать альтернативок на украинскую тематику.
Интересующимся жанром могу порекомендовать два основных источника, из которых сам узнаю о новых произведениях:
1. Непрошенные советы по альтернативкам от Анатолия Федоровича Спесивцева
2. Полная энциклопедия попаданцев в прошлое от Алексея Вязовского
И в заключении для заряда пятничной бодрости предлагаю послушать речь Жириновского, который мог бы стать отличным автором-альтернативщиком
Никин для Кавикома