Второй иностранный язык, начиная с нового учебного года, впервые становится обязательным предметом школьного образования.
Как только я услышал о данном нововведении, тотчас, посмотрел на календарь, не первое апреля ли сегодня, ибо расценивать данную информацию, кроме как шуточную, мозг напрочь отказывался. Апреля оказалось не первое. Данный факт ввел сознание в глубокий ступор. Мозг цеплялся за уловки, может я ошибся, не так услышал, может быть, второй иностранный язык вводится в качестве дополнительного и изучаться планируется исключительно по желанию учащихся? Читаю официальную информацию, где черным по белому, ровным каллиграфическим почерком выведено – обязательным.
На протяжении некоторого времени я догадывался, что в нашем министерстве образования заседают исключительно харизматичные, неординарные личности. От действий которых, можно ждать любой гадости. Но вот такой засады они, наверное, сами от себя не ждали. Пословица - "глаза боятся - руки делают", лучше всего характеризует произошедшее. Впрочем, есть еще одна хорошая пословица - "дурная голова, ногам покоя не дает". Уж простите меня за несколько жесткий текст и своевольную интерпретацию, но по-другому – не могу.
Ниже, постараюсь объяснить свою позицию. Но для начала все же замечу, что я отнюдь не против того, чтобы люди были образованными, знали языки, умели выражать свои мысли, не путали физику с химией. Я всего лишь против маразма, что из года в год гробит нашу систему образования.
Итак, начнем.
Для начала давайте подумаем, а почему вот такое решение родилось внезапно, ощущение спонтанности не покидает меня с того самого момента, как впервые услышал новость. Уверен, данное нововведение явилось неожиданностью и для учеников и для их родителей. Но ладно бы только они. Я понимаю, в каком шоке находятся сейчас педагогические советы российских школ. Гром среди ясного неба, всемирный потоп, шеф, усе пропало. Скоропалительность подобного решения вызывает, как минимум, недоумение, а по сути - возмущение. Кто-нибудь проводил исследование в этой области, консультировался с детскими психологами? Спрашивал педагогов. Сомневаюсь. может все дело в выделяемых средствах?
Стоит заметить, что на настоящий момент, практически во всех школах страны преподается исключительно английский язык, как основной язык вероятного противника). Лишь в некоторых – немецкий, испанский, французский. Таких школ совсем не много и находятся они, как правило, в крупных городах. В городах поменьше, таких, как Старый Оскол, давно утрачена система преподавания иностранного языка отличного от английского. Даже если педагог, когда-то и знал, наряду с английским, допустим немецкий, на настоящий момент знания стерлись из памяти, память очень избирательна и уничтожает все то, к чему нет постоянного обращения. Поэтому, преподавателей языков найти, ой, как не просто. Более того, часто даже преподаватели английского языка, не совсем, мягко говоря, владеют предметом, а тут на них постараются повесить язык, который необходимо долго и кропотливо расшифровывать, вспоминать, а то и заново изучать. Только вот учеба в школах начнется уже завтра.
Но и это еще не все. В некоторых школах города, весьма пристижных ,отсутствуют преподаватели по уже имеющимся обязательным предметам. Хотите примеры, пожалуйста, лично знаю школу, в которой нет преподавателя по информатике. То есть, предмет, как бы есть, а учителя, как бы нет. Как бы тупик. Из которого пока не видно выхода. Но министерство образования не дает ответ на вопрос, где взять учителей, оно командует, указывает, требует. Партия сказала - надо, комсомол ответил - есть. Только ведь от одного желания и команды, учителя в школах не появятся.
Идем дальше. Теперь поговорим о целесообразности. Пусть сейчас каждый из нас вернется на некоторое время назад и вспомнит, как он изучал иностранный язык в школе. Я правильно сделаю, если скажу- с трудом, еле-еле и вообще не очень понимал - что учит, читает и говорит. Основная масса учеников изучала язык лишь бы, лишь бы.
Я, например, изучал немецкий. В четвертом классе, я читал, знал и понимал все слова. В пятом, я мог прочитать и перевести слова, но не мог правильно перевести предложение. В шестом, я мог читать и переводить начало текста, звучащее как – "меня зовут… и я из города…."
В последующих классах, мог только читать, а в конце обучения, даже навыки чтения куда-то пропали. Получив одобренную государством тройку, я успокоился и больше никогда в своей жизни не обращался к немецкому языку за помощью, просто из-за ненадобности. Можно конечно сказать, что автор просто лентяй и глупец, а можно вспомнить и учебники и систему преподавания.
Думаете в век, когда космические корабли бороздят просторы вселенной, что-то изменилось. Нет, все осталось так же, ученики не понимают ни слов, ни грамматики, преподаватели отмахиваются, выдавая знания таким образом, чтобы навсегда отбить охоту у ученика изучать иностранный язык. Те родители, кто считает иностранный язык необходимым - нанимают репетиторов. Так было и поверьте – будет. Это ли не маразм, что бы освоить школьный курс языка, дети вынуждены заниматься с репетитором, позвольте, школа тогда зачем? Если все равно все знания по иностранному языку получаем через специально нанятых людей?
Таким образом, не трудно понять, что в наших школах и один то язык преподается кое -как, пожалуйте, получите второй Но самый главный вопрос остается - зачем? Какова цель, какая польза от второго иностранного?
Знаете, я тут услышал фразу, оправдывающую введение второго иностранного, мол, изучение еще одного языка будет способствовать улучшению памяти. Боже мой, введите детям в школе шахматы, память и логика, разовьется куда лучше. А вообще, когда у нас в школах появится хоть один предмет, который реально будет способствовать выживанию в этом мире. Где основы психологии, где предметы помогающие адаптироваться молодым людям в социуме? Дайте детям лишний урок физкультуры, наконец.
Есть еще одна вещь, о которой не могу не сказать. Катастрофическое владение школьниками родным языком. Дети перестали воспринимать большие тексты, сложные предложения, основная масса понятие не имеет, как писать сочинения. А мы им второй иностранный. Давайте обучим их родному языку и не просто правилам, а умению на нем общаться, писать, разговаривать, любить его, понимать его, ценить его. Только через любовь и умение правильно пользоваться родным языком, можно привить интерес к иностранному. А пока иностранный язык воспринимается детьми, как довесок, ненужное дополнение, атавизм.
Подводя итог, могу предположить, что изучение второго иностранного языка останется или на бумаге или так и умрет по-настоящему не родившись. Но деньги уже выделены и боюсь освоены. Если же чиновники от образования будут непоколебимы в своем упрямстве, придется нанимать репетиторов. Бесплатное образование нынче удовольствие дорогое.
motorazor для кавиком