Собрался, было написать про "Визит", но под руку попался хороший отечественный фильм, поэтому спешу поделиться впечатлениями.
Сегодня речь пойдет о фильме, который до широкого проката не добрался к великому сожалению. Это вдвойне неприятно, потому что фильм отечественный и, пожалуй, лучший в своем жанре, из тех, что я видел за последние несколько лет. Особую гордость вызывает тот факт, что фильм получил совершенно заслуженную награду на Берлинском кинофестивале как лучший художественный фильм для юношества. Кино называется «14+» и, конечно, спасибо Чуеву за наводку в комментариях.
Режиссер фильма - Андрей Зайцев, - не может похвастать объемной фильмографией, но до этого фильма снял легкую романтическую фантазию «Бездельники» по мотивам песен Виктора Цоя, воспринятую критиками не очень тепло. Но вот этот второй фильм – это прямо то, чем можно гордиться. Особенно с учетом того, что Андрей выступил и автором сценария, что редко приводит к хорошим результатам даже у именитых режиссеров. Простая и трогательная история про первые отношения школьников, переживающих банальные, но оттого понятные любому зрителю трудности: «местные», непонимание родителей и страх перед первым серьезным выбором в жизни.
Не скрою, Зайцеву удалось всколыхнуть давно забытые чувства зрителя и это очень тонкое мастерство. Даже если ваша первая любовь проходила по другому сценарию, думаю, этот фильм не оставит вас равнодушными. Если, конечно, вы переживали подобное. Кино получилось на удивление не пошлым, несмотря на вопли слабых головой моралистов, которые ухитрились еще до выхода фильма (!) по ролику (!!!) определить пропаганду педофилии и алкоголизма.
Мой вам совет: не слушайте этих идиотов, и обязательно посмотрите кино. Операторы сотворили натуральное волшебство: не переступили грань и подчеркнули красоту молодости. Никакой пропаганды педофилии в фильме, разумеется, нет, и никакого секса тоже. Женская грудь в фильме показана в сцене, где главный герой смотрит по телевизору «Табор уходит в небо» - отличный прием, на мой взгляд: любители рассуждать, что, мол, раньше такого не было, могут пройти «лесом фтопку». Могу с уверенностью сказать, что те части тела, которые попали в кадр в «14+» сняты более качественно и целомудренно, чем грудь Светланы Тома. Да и сцена там подобная ровно одна. В целом фильм совершенно про другое, поверьте. Про настоящую дружбу, про смелость, про находчивость и, конечно про любовь.
Что нечасто бывает в кино, а уж тем более в отечественном, история отлично пропитана духом времени и подчеркнута характерными деталями. За один только свитер Данилы Бодрова можно пожать руку сценаристу – отличный символ получился, даже, несмотря на то, что четырнадцатилетние навряд ли фанатеют от «Брата»! А уж актерская игра выше всяких похвал, даром, что профессиональных актеров, по утверждению создателей ленты, в кадре нет. После этого говорить об актерской игре в фильме «Училка» совсем как то неудобно. Пятнадцатилетние школьники уделывают натужных, зажравшихся актеров и показывают вполне приличный спектр эмоций одной мимикой. А уж папа, построивший диалог одними плечами – выше всяких похвал.
Отдельное спасибо хочется сказать за саундтрек. В лучших традициях Балабанова в фильм включили отличные отечественные, современные композиции. Чем лучше всего продемонстрировать архаичность школьных устоев? Правильно, музыкой на дискотеках! На медляк – «Зеленоглазое такси»: и смешно и романтично, черт побери! За кавер Radiohead вообще хочется пожать руку тому, кто это придумал. Словом, саудтрек просто великолепен и уместен в каждом кадре. Да, дети слушают группу «Ленинград» и «Яйца фаберже», но там же найдется место и для более классических песен (кстати, песня Челентано звучит в качестве заглавной темы на протяжении всей истории, поскольку рабочее название фильма как раз - «Челентано»).
В итоге мы имеем отличный, живой, интересный и очень романтический фильм, за который не только не стыдно, но и хочется рекомендовать к просмотру самому широкому кругу зрителей. Не смотрите, что рейтинг у фильма «16+», его ставили тупые, ограниченные люди. Фильм отлично подходит к просмотру как подростками, так и взрослыми. Первым есть чему поучиться у главного героя (да, да, именно поучиться!), а вторым – вспомнить молодость и слегка поностальгировать.
Раз уж мы затронули тему хорошего отечественного кино, могу также порекомендовать фильм «Дурак» режиссера Юрия Быкова, который так же самостоятельно написал к нему сценарий. Очень мощный и тяжелый фильм, который в кинотеатрах, к сожалению, не сыскать. А зря.
terminahter, специально для kavicom.