Остров невезения в океане есть...
Недавно в Москве прошел так называемый Гайдаровский форум на котором выступали многие представители государственной и бизнес элит. Особенно интересным стало выступление главы Сбербанка России-Германа Грефа, который последние 15 лет занимал ведущие экономические посты в правительстве страны. В своем выступлении он ввел в оборот русского языка новое слово - «дауншифтер». Слово имеет английское происхождение и состоит из двух слов: down (направленный вниз, вниз, невзгоды, опрокидывать, выпивать) и shift (перемещение, сдвиг, смена, перемещение скорости, смещаться, менять положение). Таким образом используя данное заимствование господин Греф образно описал, то положение в котором сейчас находится Россия. По его мнению связано это стем, что на мировом рынке, в силу кризисных и иных причин, произошел обвал цен на энергоносители, а России предложить миру, по большому счету, кроме энергоносителей нечего. Поэтому наша экономика и уровень жизни падает вместе с ценами на нефть. И это говорит не какой-нибудь оппозиционер, а один из крупнейших гос. деятелей Путинской России!
После таких откровений, да и еще таких господ, возникает два исконно русских вопроса: кто виноват? и что делать? Почему в начале нулевых все дяди в высоких кабинетах одурели от роста цен на нефть и конкретно забили на остальные отрасли экономики?! А сейчас посыпают голову пеплом и говорят: - «не фортануло!». Тот же Греф в начале 2000х на заседании правительства на упрек об отсутствии помощи умирающему Автопрому, кинул:- «Да пусть умирает, ваш Автопром!» (тогда продавать нефть было куда выгоднее, чем продавать машины). А сейчас и нефть не приносит былого профита и наши машины никому не нужны, кроме нищающего рабоче-крестьянского класса!
Собственно после кризисов 90х годов в стране в работоспособном состоянии сохранились : нефтегазовая, металлургическая, химическая и горно-добывающая отрасли. А такие отрасли как текстильная, кожевенно-обувная, машиностроительная, сельскохозяйственная, высокотехнологичная, станкостроительная, аэрокосмическая, фармацевтическая, судостроительная, оборонная и многие другие отрасли были выброшены на берег мировой экономики. Если сравнивать годовую производительность 1 сотрудника в нашем РОСТЕХе и в американском Боинге то мы получим 2 миллиона рублей против 26 миллионов рублей, не в нашу пользу. Во время «вставания с колен» лишь сельскохозяйственная и оборонная отрасли смогли преодолеть послеперестроечную разруху. Остальные так и остались на обочине. Разница между этими отраслями хорошо прослеживается в разнице доходов сотрудников. Так если средний нефтяник зарабатывает 60-70 тысяч рублей, то металлург уже 25-35 тысяч, а провинциальный машиностроитель и вовсе может не дотягивать до 15 тысяч.
Что сейчас такое пусть даже 20 тысяч? Если самый дешевый хлеб стоит 20 рублей, батон - 23 рубля, литр молока - 45 рублей, 180 грамм сливочного масла — 63 рубля, литр подсолнечного масла — 70 рублей, килограмм самой дешевой свиной лопатки — 250 рублей, майонез — 100 рублей за 800 мл упаковку, самая дешевая колбаса около 200 рублей за 500 граммовую палку, около 100 рублей стоит 300 грамм самого дешевого сыра . А это уже 871 рубль не считая, затрат на покупку весьма недешевых овощей, фруктов, шоколадок, соков и прочих полезных йогуртов, и я уж молчу про не полезные алкогольные напитки. Допустим, что подобные покупки необходимо совершать 3 раза в неделю или 12 раз за месяц. Мы получаем сумму в 10452 рубля (52,5% з/п). Плюс к этой сумме мы прибавляем плату за услуги ЖКХ в размере 5 тысяч рублей (25% з/п). Итого на покупку одежды, мебели, техники, бензина для автомобиля, накопления на учебу детей и расширения жилплощади, занятия спортом, отдых на курортах, косметику, подарки родственникам и друзьям, походы в ресторан, театр, церковь и прочую культурную программу остается аж 4,5 тысячи рублей (22,5% з/п) в месяц. Можно сделать закономерный вывод, что люди работающие за 20 тысяч, работают ради покупки еды и платы налогов, ибо в развитых странах доля затрат на покупку продовольственных товаров не превышает 20%.
При этом в нашем развитом индустриальном городе зарплату в 20 тысяч рублей и выше зарабатывает меньшая часть населения, большинство живет (выживает) еще на более скромные деньги. Как правило, эта более сытая часть работает в сырьевом секторе экономики. Но в 2014-2015 годах на мировом рынке произошли очень пугающие для нашей сырьевой экономики события. Рухнули цены почти на все виды сырья и полуфабрикатов. Всем известно падение нефти с 115$ до 28$, но также стоит отметить, что произошёл обвал цен почти на все виды металлов, стали, золота и руды. Причем цены упали не на 10-20%. а в 1,5-3 раза! И это падение во многом схоже с падением цен на энергоносители. В первых из-за системного спада в мировой экономике, во-вторых из-за существенного перепроизводства почти всех видов сырья (во многом благодаря дешевому Китаю) и в третьих из-за развития высоких технологий в области получения альтернативных видов энергии и многократной переработки различных материалов. Таким образом скорого восстановления цен на сырье ждать не приходится, а стране с имперскими замашками, предложить миру больше нечего, а кушать хотят все. Сейчас происходит примерно то же самое, что происходило в 90х с высокотехнологичными отраслями экономики. Просто тогда наши товары не выдержали конкуренции с импортными по причине низкого функционального качества, а сейчас наше сырьё не выдерживает конкуренции по причине высокой себестоимости и прочих производственных издержек.
На Западе, в отличии от нас, уже давно в край угла ставят интенсивные пути развития экономики. Индустрия по вторичной переработке материалов цветет и пахнет уже с середины 1980х годов. В Европе и США в каждом городе населением свыше 100 тысяч человек имеются подобные заводы, которые экономят огромные деньги для страны и создают рабочие места для городов. Там в каждой деревне знают что такое раздельный сбор и переработка мусора. А в нашей стране данное направление тормозит уже ни один десяток лет, да и многие сомневаются в целесообразности такой переработки, у нас же всего много! Аналогичная ситуация складывается с нашим производством. В Японии и Германии на многих металлургических предприятиях отсутствуют отделы технического контроля продукции поскольку из-за высокой воспроизводимости тех процесса контролируются параметры тех процесса а не готовой продукции. Согласитесь выгоднее сделать незамедлительные корректировки в тех процессе, чем переделывать некачественную продукцию, на которую уже затратили плановую себестоимость. И во многом благодаря высокой воспроизводимости там достигли очень рационального и экономного использования дорогостоящих примесей. Что для нас недосягаемо, у нас же всего много, нам ничего не жалко!
На фоне данной картины в стране упорно создается видимость (пиар) проведения реформ. Начиная с перестройки в страна находится в состоянии непрерывных реформ, но толку от них нет. При этом тратятся миллиарды. Для примера, министерство образования в 2012 году разработало программу для развития 15 ведущих ВУЗов страны «5-100» с целью вхождения 5 российских ВУЗов в лучшую мировую сотню. На эти благороднейшие цели было выделено 44,5 млрд рублей. В конце 2015 года счетная палата РФ провела проверку и выясняла, что львиная доля этих средств была потрачена на зарплаты руководителей данных институтов, при этом ни одно из учебных заведений запланированных целей не достигло (самый лучший болтается только в третьей сотне, половина даже не входит в тысячу). Или взять ситуацию с РЖД, которую 10 лет возглавлял человек, который до этого никогда в своей жизни не был связан с железными дорогами. В результате за эти 10 лет наши железные дороги еще более отстали от остального мира, хотя развитие железных дорог во всех странах является приоритетнейшим направлением, особенно для таких огромных как Россия. С развитием железных дорог мы можем превратить свои размеры в огромный козырь мировой торговли между Китаем и Европой. Для этого нам необходимо сократить продолжительность доставки грузов из Владивостока до Москвы с 9 суток до 3 и тогда в страну хлынут миллиарды долларов, будут созданы миллионы рабочих мест. Будет решена проблема малозаселенных земель в Сибири и Дальнем Востоке. Но увы никто этим не занимается. Средняя скорость движения наших ж/д составов составляет около 40 км/ч и продолжает снижаться, стремясь к показателям вековой давности стран Запада. Аналогично, можно сказать и про наших нефтегазовых гигантов. Ими тоже правят люди, не имеющего никакого опыта работы в добыче национального достояния России №1. Они даже профильного образования не имеют! Поэтому и проспали, так называемую сланцевую революцию. А вместе с ней проспали наш предпоследний козырь в мировой политике и сейчас просят от государства дотации, иначе не выживут. В данной ситуации у них нет ни одного аварийного варианта, кроме веры на скорое возвращение цен на докризисный уровень.
Подытоживая можно констатировать начало очень тяжелых времен для нашей страны, схожих с теми, которые имели место 30 лет назад. Ведь сейчас стало очевидно, что в мире превосходство силы будет оставаться на стороне стран имеющих превосходство в технологиях. Страны с большими запасами природных ресурсов без какой-либо серьезной технологической базы все более упрочняют места сырьевых придатков (полуколоний) более развитых стран. И править этими странами будут такие полуколониальные элиты, которые будут работать на благо митрополии, а к своей стране относится как к колонии. Но лично я очень надеюсь, что такой жуткий сценарий не реализуется, здравый смысл победит и наша элита наконец начнет относится к своей стране как к своей Родине, с которой они связывают жизни себя, своих детей, внуков, правнуков. В противном случае быть большой беде.
Я собственной персоной, специально для Кавиком.