А как можно вообще добраться из Москвы в Оскол? Я попробовал поездить разными видами транспорта и теперь хочу поделитсья своими впечталениями.
Итак, исходные данные: доставить бренное тело белого мужчины лет 30 из пункта А в пункт Б как можно быстрее и дешевле. Едет он один, багажа немного (один среднего размера чемодан на колесиках, да сумка для ноутбука). Да, личного автотранспорта у него нет. Ну и все написанное - личное мнение одного человека, которое тот не собирается возводить в абсолют.
Что ж, приступим.
Поезд.
Классический вариант. Дорожная романтика, разговоры с соседями по купе, чай в подстаканниках... Но насколько удобно?
Достоинства:
1. График движения. Поезд преимущественно ночной, так что практически все время в пути можно залезть на свою полку и давить на массу. Довольно удобно. Время отправления позволяет спокойно подъехать на вокзал после работы, а не брать отгул. Также удобно приезжать в Москву рано утром, избегая часа пик в метро. Правда встречающим в Москве такой график вряд ли понравится
2. Сервис на борту. За умеренную плату дают чай и сладости. Можно еще сходить в вагон-ресторан и поесть там рублей на 300. Не знаю, дорого ли это или нет. Смотря, откуда вы едете
3. Размер багажа. Если вы не челнок, перевозящий кучу тюков с товарами, то возможности более чем демократичные. Несите все, что можете нести. Уже в вагоне все распихивается по полкам. Обычно люди возят с собой не так много багажа, чтобы он не поместился в купе.
4. Тарифная сетка. Записал в достоинства, так как она достаточно гибкая и можно оптимизировать бюджет своего путешествия. Главное - брать заранее и не ехать перед крупными праздниками. Ну и брать верхнюю полку.
5. Безопасность. Ну по крайней мере для меня поезд "Присоколье" кажется безопасным. Барыг расшугали, подозрительных личностей мало, поезда с рельс не сходят. Уже хорошо.
Недостатки:
1. Цена. Ценовая политика РЖД, мягко говоря, оставляет желать лучшего, даже не смотря на изменения тарифов. Перед праздниками цены как-то сильно уж кусаются. Что-то отдавать 2 с лишним тыс. рублей за плацкарту совсем не тянет. Хотя есть в составе фирменного поезда и дешевый нефирменный вагон, который стоит меньше 1,5 тыс. рублей, но кондиционера там нет, а туалет, видимо (я не ездил, а просто смотрел описание), закрывается в санитарных зонах. Хотите съэкономить на сервисе? Велкам на борт.
2. Наличие билетов. Улетают билетики очень быстро, особенно в горячий сезон. Чем ближе дата поездки, тем сложнее купить билет. Если хлопал ушами перед Новым годом, то можно потом лицезреть крайне унылое зрелище, когда билет в плацкарт нет, купейных осталось с гулькин нос и стоят они как-то уж слишком недемократично. Один раз столкнулся с этим несколько лет назад, когда ехал с дочкой в Оскол, но это отдельная история.
Спорные моменты:
1. Скорость. С одной стороны 10-11 часов в дороге - не слишком быстро. С другой - см. п. 1 достоинств. Но, как показывает практика, есть недовольные. Мне лично пофиг.
2. Соседи. Тут уж как повезет. В одних случаях едешь с милыми людьми, с которыми приятно общаться. В других... До сих пор вспоминаю пьяного курского фермера, который свалился на меня со своей полки. А уж храп и вонючие носки в проходе - это классика.
3. Количество поездов. Хотел записать в недостатки, но подумал, а так ли уж это важно? В предпраздничные дни пускают еще дополнительные поезда. С другой стороны было неплохо, когда ездили донецкий и луганский составы, но когда я катался на луганском в последний раз (году так в 10-ом или 11-ом), то думал о том, что стоило все же заплатить побольше, но ехать в чистом фирменном плацкарте. Я - человек не брезгливый, но тараканы в вагоне меня не радовали.
Резюме. Далеко не самый дешевый и быстрый вариант доехать до Москвы и обратно, но если спланировать свою поездку, то можно сократить свои расходы до 1200-1300 рублей. Плюс еще есть возможность пообщаться в пути с интересными людьми, но если не повезет, то и с "интересными личностями".
Автомобиль.
Так как собственного автомобиля у меня нет и не предвидится, то я пользуюсь сервисом "БлаБлаКар", позволяющим водителям найти попутчиков. Хотя если поискать, то можно найти и другие аналогичные сервисы. Но мне искать было лень.
Достоинства:
1. Скорость. Тут все зависит от модели, дорожной обстановки и уровня водителя, но если не попадать в пробки, то из Москвы в Старый Оскол можно доехать за 7-8 часов.
2. Цена. Все довольно демократичненько: оплачиваешь водиле бензин и едешь. В среднем поездка обходилась в 1000 рублей.
Недостатки:
Недостаток на мой взгляд один - размер багажа. Стоит помнить, что водитель в первую очередь везет себя и свой багаж. А попутчику остается не так много места для размещения.
Спорные моменты:
1. Безопасность. Камикото уже выразил свое мнение по поводу поездок на автомобиле. Отчасти с ним согласен: поездка попутчиком та еще лотерея. Хотя про какие-то происшествия, связанные с БлаБлаКаром в России, я не слышал. Ну и еще там есть система отзывов и рейтингов, которая худо-бедно помогает ознакомиться с водителем до поездки. С другой стороны с другими попутчиками сервис не знакомит. Так что если вы с подозрением относитесь к незнакомым людям, то подумайте, а стоит ли вам ехать.
2. График движения и наличие автомобилей. Тут никто ничего не гарантирует. Я сам пару раз договаривался с водителем и незадолго до поездке водила звонил мне и отменял данное мероприятие. Один раз мы попали в гигантскую пробку на Каширке. С другой стороны в Старый Оскол обычно едут несколько человек - все-таки у нас не медвежий угол, а крупный город. Едут в разное время, так что можно договориться, когда и куда подъезжать. Если отказал один, то можно попытать счастья с другим. Еще стоит учитывать, что количество едущих увеличивается ближе ко дню поездки, в отличие от поезда, где количество билетов только снижается.
3. Удобство. Сильно зависит от машины. На заднем сидении может быть и тесновато. Зато всегда можно попросить остановить машину на трассе.
Резюме. Лично для меня это самый удобный, быстрый и дешевый способ передвижения. Если еду из Москвы, то подвозят к самому дому. Круто же
Автобус.
Палочка-выручалочка, если не получилось с автомобилем или нет времени его искать.
Достоинства:
1. Цена. Поездка стоит 1000 руб. Одно место багажа - 50 руб. Довольно дешево.
2. Багаж. Можно впихнуть довольно большое количество сумок и чемоданов, но стоит помнить, что каждая единица багажа оплачивается. Для челноков, однако, автобус - самое то.
3. Скорость. Если дорожная обстановка позволяет, то хорошая. Выезжал из Москвы в 10 вечера - в 6 утра уже в Осколе. 8 часов - очень приличный результат.
4. Наличие билетов. Может это я архивезучий, но билеты можно было купить за 5 минут до отправления даже перед праздниками. Я просто прибывал на автостанцию, спокойно брал билет и садился в автобус.
5. График движения. 1 дневной, 3 вечерних. Есть из чего выбрать.
Недостатки:
Опять-таки один, но для меня довольно существенный. После поездки я чувствовал себя одним из безымянных героев фильмов Джорджа Ромеро или Лючио Фульчи. Все тело затекает, руки-ноги с трудом сгибаются, а пятая точка болит так, как будто ее пинали всю поездку. К тому же я не мог заснуть в автобусе и в пункт назначения прибывал полной развалиной.
Спорные моменты:
Безопасность. Водителей, конечно, проверяют, но сами автобусы мне не кажутся такими надежными. Хотя, тьфу-тьфу-тьфу, крупных аварий не было. Да и отмен рейса из-за поломки автобуса я тоже не припомню.
Резюме. Можно и поездить, если вы хорошо спите в автобусе.
Самолет.
А почему бы и нет? В Белгород летает каждый день лоукостер "Победа", так что можно попробовать.
Достоинства:
1. Скорость. 1 час 15 минут и ты уже в другом городе. Впечатляет.
2. Безопасность. Новенькие самолеты, опытные пилоты. Аэрофобам, конечно, все равно будет неудобно, но всем остальным самое то.
Недостатки:
1. Багаж. 10 кг бесплатно в багаж плюс ограничения по ручной клади. Свыше 10 кг? Плати приличную сумму за перевес. Хотя для меня это не так уж и обременительно. Мои личные вещи весят не так много. Но если брать в Москву из Оскола всякую домашнюю консервацию, то стоит поискать другой путь до столицы.
2. График движения. Самолет летит раз в день утром. Выбрать особо не получится. К тому же надо прибывать заранее, чтобы успеть на регистрацию. В Москве, например, это может стать решающим фактором, чтобы отказаться от полета. Например, человек живет в Подмосковье и банально не успевает к окончанию регистрации добраться до аэропорта (вариант с заказом такси не рассматриваю). Можно полететь другими компаниями, но там и цена уже будет совершенно другая.
3. Аэропорт в другом городе. Увы, но в Старый Оскол "Победа" вряд ли полетит в скором времени. Для этого надо реконструировать наш аэропорт, но пока кроме разговоров в этом направлении ничего не сделано.
4. Цены на билет. Лоукостер, конечно, дешевле других авиакомпаний, но все же цены кусаются. Мне в этом году повезло взять билет из Белгорода в Москву за 1,5 тыс. рублей. Но при этом я не стал выбирать себе место в самолете и смог уложиться в норму багажа. Обычно билет стоит в районе 2,5 - 3 тыс. рублей в одну сторону, что сравнимо уже с ценой купе. Надо постоянно отслеживать цены на сайте, чтобы купить дешевый билет. Еще стоит учитывать стоимость проезда до аэропорта.
Спорные моменты:
1. Путь до/из аэропорта. В Москве есть Аэроэкспресс, который за полчаса (ладно, за 35 минут) от Киевского вокзала домчит до Внуково. Но нужно еще добраться до Киевского вокзала (см. п. 2 недостатков). Да и стоит билет на Аэроэкспресс 450 рублей, что существенно повышает расходы на путешествие. А вот в Белгород по утрам едет автобус. Если не сломается и не застрянет по пути, то приезжает аккурат к началу регистрации. От автовокзала до аэропорта надо пройти метров 500 и все. Автобус стоит 300 рублей.
Также здесь стоит заострить внимание на время в пути. Сам самолет летит быстро, но вот доставка человека в аэропорт занимает определенное время. Плюс регистрация. В итоге неправильно спланированная поездка может уничтожить все плюсы быстрого полета. Хотя ходят слухи, что "Победу" собираются перевести из Внуково в Раменское. Для меня это будет плюсом (живу неподалеку), а для многих других - минусом (как добираться? Да еще и без Аэроэкспрессов!)
2. Сервис. Его нет, а нужно ли? Еду не разносят, журнальчики не дают. Хорошо, хоть в туалет пускают. С другой стороны лететь всего час с четвертью. Зачем там еда?
Резюме. В целом дороже чем остальные варианты и его стоит рассматривать скорее как экзотику. Но при должной подготовке к поездке может быть быстрее даже автомобиля. Если б еще аэропорт в Осколе сделали...
Заключение.
В итоге у меня получился такой рейтинг предпочтительности транспортных средств для поездки по маршруту Москва-Оскол:
1. Автомобиль
2. Поезд
3. Автобус
4. Самолет.
Можно ехать разными способами. Свою функцию - перевозки пассажиров - они выполняют. А уж что выбрать, зависит от вас.
Спасибо за внимание.
Lim0n