Как и обещал, выкладываю отчет о МЦК.
Бельгийские электрички - вещь хорошая. Но и у нас можно прокатиться на похожих поездах. И, если вы находитесь в Москве, то не надо ехать в другой город. С 10 сентября в столице действует маршрут т. н. городской электрички - нечто среднее между обычной электричкой и метро. В качестве подвижного состава выбрали поезда ЭС2Г "Ласточка". Ездят эти поезда по Московскому центральному кольцу - МЦК.
Небольшое разъяснение. Само кольцо называется Москвской кольцевой железной дорогой (МКЖД) и находится в ведении РЖД. Кольцо было построено в начале ХХ-го века (1903-08 гг) и поначалу перевозило пассажиров и грузы. Потом в 1934 г. пассажирские перевозки были прекращены. До настоящего времени делались многочисленные попытки вернуть пассажиров на МКЖД, но по разным причинам они были неудачными. Но вот несколько лет назад московский метрополитен и РЖД смогли достичь соглашения о модернизации дороги. В итоге РЖД осталась владельцем МКЖД и подвижного состава, а также произвел тотальную реконструкцию всей железнодорожной инфраструктуры. Метрополитен просто взял дорогу и поезда в аренду и стал эксплуатантом. Созданный маршрут и называется МЦК.
Сама же "Ласточка" - во многом детище концерна "Сименс". Первые поезда производились в Германии, а далее производство было развернуто на заводе "Уральские локомотивы" - совместном предприятии "Сименс" и российской компании "Группа Синара".
Небольшое предупреждение: целью репортажа является рассказ о поезде, а не о самом МЦК. Но если есть разные интересные фото Москвы из окна "Ласточки", то кидайте их в комменты. А теперь поехали!
Мне повезло в том, что я часть пути из дома на работу и обратно совершаю по МЦК. Сперва электричка до платформы "Фрезер", а там прямая пересадка на станцию МЦК "Андроновка". Проблема в том, что когда открывали кольцо, то старались успеть ко Дню Города. Однако через месяц после открытия переход на "Андроновку" выглядит так:
Недоделок куча. На многих станциях не были сделаны полностью выходы, не работали эскалаторы. Пять станций вообще не открыли в сентябре. 10 октября открыли часть станций, а остальные обещают допилить к декабрю. Но метрополитен сделал красивый рекламный ход - месяц проезда на МЦК бесплатно. В итоге народ туда хлынул несмотря на общую сырость всего маршрута.
Турникетный павильон прямо над путями:
А вот навстречу едет сама "Ласточка". Красивый поезд.
Пока подъезжает мой поезд, можно посмотреть, что есть и чего нет на станции. Там точно нет индивидуальности. Станции похожи по оформлению друг на друга. Выбивается только "Деловой центр" за счет того, что навесы сделаны из зеленого прозрачного пластика. Зато видны сиденья довольно странной, кхм, конфигурации.
На каждой станции находится табло, показывающее дату, текущее время, направление движения поезда и время, оставшееся до прибытия поезда. Сразу после открытия МЦК остаток времени до прибытия не отображался, потом был все-таки добавлен, но безбожно врал, а сейчас уже даже довольно точно отображается. Видно, что допиливают до удобоваримого состояния.
Названия станций сделали подсвечиваемыми изнутри. Может и РЖД наконец-то до такой благодати снизойдет и сделает на пригородных платформах светящиеся таблички с названиями?
Первое, что должно бросаться в глаза в подошедшем поезде - кнопки открывания дверей. Они тут даже для инвалидов на колясках продублированы.
Хочешь зайти/выйти? Жми кнопку. Правда есть несколько неприятных моментов. Во-первых, надо ждать полной остановки поезда и только потом жать. Кнопка не "запоминает", что на нее кто-то нажал до остановки. Во-вторых, двери остаются открытыми дольше, чем в метро или на электричках. Соответственно и поезд стоит на станции больше времени. В третьих, должны замечать, но не все замечают. В итоге стоят люди перед дверью и ждут по привычке, когда она откроется. А дверь не открывается.
Сам поезд довольно просторный. Проход между рядами кресел широкий. А переходы между вагонами открыты. Хоть колесом катайся. Ну при условии, что людей не много.
У каждого кресла есть подлокотник. Для междугородних экспрессов это вещь нужная, но вот в городской электричке подлокотники скорее мешаются. Благо они хоть откидываются.
Кстати, в части вагонов в ряду расположены не два, а три кресла.
Над проходом висит табло. Оно показывает время, дату, скорость, температуру "за бортом" и название следующей станции. Последнее очень удобно для пассажиров, которые заткнут себе уши и слушают музыку вместо объявления станций (т. е. для меня). Скорость, кстати, поезд развивает приличную - до 90 км/ч.
Сиденья удобные, обтянуты чехлом и оборудованы откидными столиками. Интересно, долго ли столики продержатся?
Крючки для одежды надо окнами. Мелочь, а приятно.
Еще одна приятная мелочь - урны у выхода. Можно выбросить мусор.
В пути можно подзаряжать телефоны и планшеты. Правда надо сидеть в определенных местах. Вот в таких, например.
Для ориентирования на МЦК в вагоне развесили схемы. Например, такую...
...и такую...
...и даже такую для туристов. Стоит упомянуть, что схемы были разработаны в студии небезызвестного Артемия Лебедева.
При экстренной ситуации проводится эвакуация. Красненькая коробочка под сиденьем - лестница. А над окном наглядная инструкция по покиданию поезда при нештатных ситуациях.
Огнетушителя не нашел но похоже, что тут своя система пожаротушения. Кстати, тут видно, что поручней над креслами, увы, нет. А держаться за ручки на подголовниках не очень-то удобно. Почему-то РЖДшники не очень любят делать поручни для пассажиров.
Самое важное в новых поездах расположено в первом и последнем вагонах.
Нет самое важное - это не девушка, а дверь за ней, рядом с которой светятся две зеленые буковки WC. Да, там есть туалет. Причем хороший и пока что чистый. Хотя под зелеными буковками есть светящееся красным предупреждение "Только для персонала". Но на самом деле все открыто и любой может зайти туда по нужде. А потом еще и руки помыть.
А напротив туалета расположены откидные места. У меня с ними связаны "приятные" воспоминания о поездке из Смоленска в Москву. Но здесь они вполне себе к месту. При малом количестве народа там располагаются инвалиды колясочники и велосипедисты. А вот стойка для чемоданов походу только зря место занимает.
Окна в поезде большие, но смотреть в них особо не на что. Преимущественно видны промзоны (или то, что от них осталось).
Хотя попадаются еще дореволюционные железнодорожные постройки, заботливо отреставрированные. Вот один из примеров на станции "Белокаменная" - моей точки назначения. Кстати, бело-кирпичный цвет этих домиков - фирменный колор РЖД начал ХХ-го века. Так действительно были окрашены эти дома (между прочим, выполненные в стиле "модерн").
Пора выйти из вагона и проводить поезд. Он поехал дальше, ну а мне - на работу.
Справа на фото находятся еще пути. Я уже выше говорил, что владельцем МКЖД является РЖД. И они продолжают перевозить грузы по кольцу! А чтобы грузовые и пассажирские поезда не мешали друг другу, РЖДшники на некоторых участках возвели дополнительные пути.
Стоит немного еще сказать про станции на примере "Белокаменной". На платформах станций есть специальные столбы для связи с диспетчером. Там можно либо сообщить о какой-то внештатной ситуации, либо получить справку. Столбы пришли на МЦК из метро.
Станции проектировались в том числе и с учетом потребностей инвалидов. Например, на "Белокаменной" сделан специальный подъемник для колясок. На других станциях для этих целей используют лифты. Правда подъемник походу еще не работает и вообще не доделан, но мысль в целом правильная.
На станциях есть туалеты. Это прям прорыв для метрополитена
Также есть стойка для зарядки гаджетов.
На стене табло с расписанием поездов. Это уже явно почерк РЖД. Ну а рамка и рентген в нынешнее непростое время - обязательный атрибут что у РЖД, что у метро.
Аппараты по проджае билетов наконец-то научились принимать карты к оплате. Причем это видимо не было связано с открытием МЦК, т. к. кассовые автоматы в настоящее время активно меняют по всему метро. И это радует.
Ну а вечером после работы почему бы не поксплеить братьев Люмьер?
Ну и напоследок. Для сравнения фото обычной электрички. Почувствуйте разницу.
P. S. Прям какя-то неделя Москвы на Кавикоме получается
Lim0n