Запахло у меня на кухне газом. Открываю утром кран, чайку вскипятить – и тревожно становится. Обмылил стыки трубопровода, нигде не пузырится. Неужто, думаю, плита барахлит? Дело сурьёзное, сам не полезешь искать утечку, это тебе не смеситель в ванной заменить, посему взял в руки телефон и стал названивать в службу ремонта и обслуживания газового оборудования по номерам 24-26-26, 43-97-63, 43-97-64. Успеха не добился, зато мгновенно отреагировали на звонок по 04. Равнодушный женский голос осведомился о наличии договора на техническое обслуживание газового оборудования и велел ожидать специалистов.
Ожидать по российским меркам пришлось недолго, часа три. Приехали двое хамовитых молодых людей в красивых куртках с надписью на спине «Газпром наше богатство» (шутка), прошли на кухню, один достал газоанализатор, начал водить по стыкам, второй в это время изучал договор.
Поводив, первый пришёл к выводу, что газ травит в месте подсоединения гибкого шланга к газопроводу. Сноровисто открутив гайку штуцера, заменил прокладку и закрутил обратно. Второй в это время выписывал квитанцию.
-С Вас 253 рубля! – торжественно объявил он. – Распишитесь от туточки.
-Но позвольте! – оскорбился я. – Разве эта работа не бесплатна? Зачем же я договор с вами …
-Вам надо новый договор заключать, - перебил он меня, - потому как энтот недействителен.
-Чой-та он недействителен? – завознедоумевал я. – В мае 2014-го заключен, деньги за него уплочены…
-А срок у него истёк уже, - внушительно ответил газовщик.
-Какой срок, какой срок? – заметался я по кухне. – Вот же написано – «бессрочно».
-Ничего не знаем. А знаем только, что договор надо перезаключить.
Отдал я им деньги, ибо чё спорить, они простые работяги, интеллектом не обременённые (один, эдак назидательно пробурчавший «незнание законов не освобождает от ответственности», вообще, похоже, бывший сотрудник правоохранительных органов), небось начальство их накручивает, как себя вести с клиентами. Тем более, что, во-первых, в договоре всё так хитро написано, что непонятно, за какие услуги платить следоват, а какие «Газпром» должен выполнять задаром, а во-вторых, сумма небольшая, не обеднею, зато, может, Миллеру как раз этих 253-х рублей на яхту не хватает, а то у всех есть, а он как лох на пароме катается, перед посонами стыдно.
Газовики ушли, а я решил всё же изучить вопрос. Для начала стал опять названивать в их контору по этим трём телефонам. Два! Два дня накручивал диск! Бесполезняк! Никто не соизволил поднять трубочку. Кто не верит, может сам попытаться дозвониться, если времени не жалко.
Позвонил в филиал «Газпром газораспределение Белгород» в Старом Осколе по телефону 43-97-47 - и ура! Трубка на том конце была снята, и мне вежливо объяснили, что ребята в красивых куртках правы, что с июля 2015-го года принято решение старые договоры аннулировать нафиг, и что жильцам край необходимо заключить новые, сроком на три года и стоимостью в зависимости от типа оборудования.
Вот теперь сижу пытаюсь понять, почему я должен выкладывать свои кровные, а именно 628 рублей за одну плиту? Ибо есть определённые сомнения в нужности и полезности сей бумажки под названием «договор», причём не только газовщикам, но и жильцам.
Что он даёт «Газпрому?»
Предположу, что этот договор вообще-то шибко мешает газовикам, поскольку его отсутствие - великолепная отмазка в случае аварии. Дескать, сами виноваты, а мы не при делах. Надо было договор заключить, тогда и дом бы не взорвался. А вот если у бедняги, пострадавшего от аварии, договор наличествует, то им придётся покрутиться, доказывая свою невиновность.
Зачем же они требуют его заключения?
Во-первых, поскольку этого требует вредное государство, то приходится соблюдать минимум приличий.
Во-вторых, возможность законно увеличить свои доходы, не поднимая тарифы. В самом деле, я за год плачу за газ примерно столько же, сколько стоит заключить договор. То бишь мои расходы вырастают на треть! А «Газпром» без всяких усилий соответственно на треть повышает доходы.
А все разговоры о техническом обслуживании и плановых профилактических осмотрах газового оборудования это так, демагогия. В жизни не поверю, что наша газовая служба с их дохленьким штатом в состоянии организовать не то что раз в год – раз в три года те же проверки по квартирам.
(Да, теоретически я, два дня провисев на телефоне, могу вызвать газовщиков на дом, чтобы они с важным видом осмотрели три метра трубы и полтора метра шланга, идущего к плите. А если не вызову, то никто и не почухается, а три года спустя опять плати за перезаключение договора).
…Можно, конечно, и по 04 позвонить, но считаю, что это то же самое, что вызывать «скорую помощь» по 03, чтобы они измерили тебе давление.
Вот и получается, что для жильцов, как для потребителей газа, единственный плюс в заключении договора – это возможность отсудить у «Газпрома» какие-то копейки в случае, не дай Бог, аварии или пожара. Да и то…
Но вообще идея гениальная, конечно. Опасаюсь, что её возьмут на вооружение электрики и потребуют заключать договор на техническое обслуживание кабелей, розеток, выключателей и электроплит.
…Я, конечно, не столь наивен, чтобы ожидать комментариев от работников газовой службы нашего города, в лучшем случае услышу что-то вроде «Ты давай не умничай, а заключай договор, наче оштрафуем согласно букве закона», но тем не менее задам несколько вопросов в призрачной надежде получить внятные ответы.
1. Почему в службу ремонта и обслуживания газового оборудования по телефонам 24-26-26, 43-97-63, 43-97-64 практически невозможно дозвониться? Я, может, и хотел бы перезаключить договор, но жаль тратить время на звонки, а потом ещё и на поездку на Ватутина, 209. Можно, конечно, и на дом вызвать, они тут же прибегут деньжат срубить... Но, честно сказать, нет никакого желания общаться с этими орлами. Приедет высоносный работник и, брезгливо кривя рот, начнёт требовать какие-нибудь важные документы типа ксерокопии пачпорта газовой плиты. А я, должен признаться, форменным образом теряюсь, когда мне начинают хамить – будь то в полиции, в поликлинике или на приёме у чиновника в низеньком кабинете (в высоких не бывал).
2. Означает ли, что заключение нового договора гарантирует БЕСПЛАТНОЕ обслуживание, как то – снятие на поверку и установку обратно газового счётчика, замену тех же прокладок, шланга и т. п? Я почему спрашиваю, потому что в старом договоре есть графа «Состав, объём и стоимость регламентных работ по ТО ВДГО", и в той графе бесплатного ничего нетути. А в другой графе – «Наименование работ по техобслуживанию внутридомового газового оборудования» про оплату ничего не сказано, зато и работы в основном – визуальный осмотр оборудования, регулировка процесса сжигания газа и инструктаж по ТБ. Ну что мне визуальный осмотр? Я каждый день на эти трубы смотрю. Или договор таки заключается для того, чтобы раз в три года БЕСПЛАТНО осмотрели трубопроводы, а за всё остальное надо платить? Слушайте, но ведь это абсурд! Получается, что я плачу деньги за ненужную мне услугу, которая к тому же почти со стопроцентной вероятностью оказана не будет?
3. Почему, кто и когда принял решение о недействительности ранее заключённых договоров и необходимости их перезаключения? Насколько мне известно, в случае изменения условий просто подписывается дополнительное соглашение, причём совершенно бесплатно.
4. Может, для загородных коттеджей с их сложным газовым оборудованием такая мера, как профилактическое обслуживание, и нужна, но зачем она в городской квартире? Ведь если пахнет газом, то никто не будет ждать, пока приедут специалисты с плановым осмотром, а вызовет аварийку, а если пьяный м… чудак уснёт, забыв, что у него кипит суп на плите, то никакая профилактика не спасёт от взрыва и пожара.
kuzema5 специально для каvicom.ru