"Ну, нельзя ведь одной рукой креститься на постное меню, а другой - нажимать на пульте кнопку, чтобы посмотреть "Пусть говорят" с Малаховым. Мне не нравится религия тем, что она дает человеку чёткие правила: как жить, что делать. Впрочем, я же не верующий, вполне возможно, что мне этого лицемерия не понять", - услышал на днях вот такую позицию.
Автор не одинок в своих мыслях. Для большинства пост - формальность, навязанная Церковью. Это порой даже злит некоторых: мол, что эти православные о себе думают, что они лучше других? Зачем издеваться над собой, если Бог в душе, а добрые поступки можно совершать, не ходя в храм и не соблюдая заповеди?
"Зачем верующие постятся, устраивают "показательный подвиг", - к сожалению, нередко именно так видят пост многие? Сразу скажу, что мои размышления не направлены на то, чтобы заставить поститься или вызвать бурю негодования у неверующих. Я пишу здесь не как священник, просто для меня эта тема представляет интерес в связи с различными суевериями, в том числе и в церковной среде. Например, нездоровое отношение к числу 666 или ИНН, магическое отношение к обрядам, обожествление священника и так далее. В сектоведении, это наука о разных сектах, подобного рода суверия называются "внутрицерковным сектанством". Да, да, вы не ослышались, православные тоже ошибаются, они же люди, в конце концов. Всё дело в том, что Христос говорил одно, а вот понимали его по-разному, да и не все читают Библию сегодня, а верят "по-своему".
Вот основные заблуждения на сегодня:
1. "Пост - это великий подвиг!" Встречали людей, которые в пост стараются не улыбаться, не шутить, а вот не давать советы другим вообще не могут? Те, кто только начал изучать христианство, нередко ошибочно думают, что лишение себя человеческих радостей - это и есть христианство. Вот только Христос о другом говорил: "не то, что входит в уста оскверняет человека, а то, что выходит из уст оскверняет человека" (Мф. 15:11). Да, христиане постятся, но это не самоцель: "суббота (т.е. законы Бога в данном случае) для человека, а не человек для субботы" (Мк. 2:27-28). Пост - это духовная дисциплина, а не просто диета или ограничение в пище.
2. "Дети, зачатые в пост, родятся с уродствами или станут грешниками". Это суеверие связано с гадкой привычкой совать нос куда не следует, особенно в супружеские отношения (1Кор.7:1-5). Никто не вправе диктовать правила интимной жизни в семье.
3. "Пост - отличный способ похудеть". Скорее наоборот, организм начнёт запасать жиры впрок. В пост теряется жидкость и мышечная масса. Наверное, это скорее не церковное, а медицинское заблуждение, кстати, нередко распространённое среди молодых верующих.
4. "Надо, чтобы все знали, что ты постишься". Многие в пост выкладывают в инстаграм фото своего обеда, делают селфи со свечкой в храме и т.п. Православие - это мировоззрение, а не просто способ привлечь к себе внимание набором лайков в социальных сетях. Христос постился 40 дней, но не афишировал это для окружающих.
5. "Постятся только православные". Ничего подобного. Пост существовал еще до Христа, например, Моисей тоже постился (Исх. 24:12-18). Пост как духовная традиция есть также в исламе и индуизме.
6. "В пост нельзя праздновать дни рождения, именины и вообще праздники". А когда тогда можно?? А если случился юбилей, годовщина свадьбы, ребёнок родился? Порой псевдоправославное сознание берёт верх над здравым смыслом. Пост не отменяет праздники, потому что это не время скорби и проливания слёз.
7. "В пост нельзя крестить детей и венчаться". Крестить можно круглый год, потому что дети не спрашивают, когда им появляться на свет. А вот венчаться нельзя. Но не потому, что любовь этот грех, просто время неподходящее. Пост - это время, когда человек учится контролировать свои желания, проводит анализ своих поступков, старается лучше понять себя.
Список не полный, конечно, заблуждений и суеверий о посте гораздо больше. Из них складывается ложное впечатление о духовной жизни христианина в целом. Когда старшее поколение говорит, что нужно поститься, на лице у многих появляется ироничная улыбка, а в голове - мысли о пережитках прошлого. Кто-то при этом ответит, что у него и так Бог в душе. Интересно, как это можно определить? Видимо, это из области психиатрии. В Библии есть ироничное выражение: "Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; (внимание! - Н.Б.) и бесы веруют, и трепещут" (Иак. 2:19). Выходит, что и у них Он тоже где-то в душе, раз они трясутся от страха. Правда, никто не назовёт бесов верующими, но человек - это звучит гордо, это совсем другое дело! Не всегда "высота" личного опыта является критерием истинности, но именно поэтому даже внутри Церкви живут суеверяи и заблуждения. Есть даже целые юмористические сборники на тему церковных суеверий (при случае поделюсь), в том числе и о посте. Для отделения пшеницы от плевел лучше обращаться к Евангелию, святоотеческому опыту и... здравому смыслу. Вершина всех добродетелей есть рассудительность, - сказал как-то древний философ и монах Антоний Великий всем тем, кто своё мнение ставит выше Библии и здравого смысла.
Николай Бабкин, специально для kavicom