Косма Григориатский – апостол Африки

добавить в избранное
Косма Григориатский – апостол Африки
3 марта 17:39, saahriktu

Архимандрит Косма (Асланидис) – один из самых успешных миссионеров в современной истории Церкви. По благословению старца Паисия Святогорца он отправился в Конго (Заир), создал уникальный просветительский проект и привел ко Христу более 15 000 африканцев.

Иоанн (будущий отец Косма) Асланидис родился в благочестивой семье понтийских греков. Его родители Димитрий и Деспина вынуждены были оставить родной город Керасунду (совр. Гиресун) и бежать в Грецию, спасаясь от инициированного турецкими властями истребления православного населения. Познакомились они уже в Греции в центре размещения беженцев в Феодосии (область Килкис). У супругов родилось четыре сына (первенцем был Иоанн), которых они воспитывали в учении и наставлении Господнем (Еф. 6: 4). Асланидисы были связаны прочными духовными узами со Святой Горой, а в их доме часто бывали афонские монахи.

 

После переезда на постоянное жительство в Салоники Асланидисы по-прежнему испытывали серьезные материальные затруднения, но никогда не роптали, возлагая упование на Бога. Иоанн с детства полюбил богослужение. Приходской священник стал для него вторым отцом, храм – домом, а Священное Писание – настольной книгой.

(Архимандрит Косма (Асланидис))

 

Влияние на формирование личности Иоанна также оказало знакомство со знаменитым подвижником – старцем Филофеем (Зервакосом, † 1980), игуменом монастыря Лонговарда на острове Парос.

В 1954 году Иоанн окончил школу и решил получить рабочую профессию, чтобы помогать братьям и родителям. Обучение в техническом училище по специальности «мастер-электрик» Иоанн совмещал с учебой на катехизаторских курсах и в миссионерской школе при Священном Синоде.

«Бог устроил таким образом, что все полученные мною знания пригодились мне в моем миссионерском служении», – признавался впоследствии отец Косма.

 

Он хорошо разбирался в электрике, строительстве, электронике, механике. Окончил медицинские курсы при «Красном Кресте» и получил диплом ныряльщика. Впоследствии он неоднократно оказывал медицинскую помощь нуждающимся, а однажды даже спас от верной смерти маленького африканца. Дело было так. Как-то вечером отец Косма шел мимо озера и увидел на берегу толпу рыдающих людей. Оказалось, что маленький ребенок только что выпал из лодки и утонул. Миссионер не раздумывая прыгнул в воду. Ему пришлось несколько раз погружаться на десятиметровую глубину, прежде чем он смог вытащить на берег запутавшегося в рыболовных снастях мальчика. Плач сменился всеобщим ликованием, благодарность людей православному священнику, который спас малыша от верной смерти, была безгранична.

В возрасте 18 лет Иоанн начал предпринимать первые шаги на миссионерской ниве. Став соратником деятельного проповедника митрополита Флоринского Августина (Кандиотиса), он организовал бригады студентов-добровольцев для возведения благотворительных учреждений, способствовал массовому обращению в Православие цыган и инициировал строительство для них поселка и храма. При помощи добровольцев Иоанном были установлены огромные кресты, которые ныне возвышаются во многих местах Флоринской епархии[1].

В 1974 году Иоанн Асланидис поступил в Афинскую духовную семинарию им. Ризариса, чтобы подготовиться к принятию священного сана. Он отверг несколько заманчивых предложений по трудоустройству, так как уже в течение многих лет жил идеей внешней миссии. По переписке он познакомился с известными православными миссионерами на Черном континенте: с отцом Хризостомом (Папасарандопулосом) и отцом Амфилохием (Цукосом). Первая же встреча с отцом Амфилохием вдохновила Иоанна на миссионерскую поездку в Африку. В 1975 году (ему было тогда 33 года) он на время прервал обучение и отправился в Заир (Конго).

C энтузиазмом, знанием дела, усердием и решительностью Иоанн приступил к строительству храмов. За день он так уставал, что ложился спать прямо в ботинках, не в силах их даже снять. Он находился на грани истощения. Вдобавок однажды Иоанн перегрелся на солнце и до конца жизни страдал от сильных головных болей. «Африканский климат очень тяжел для европейца. Лихорадка – мое перманентное состояние. Силы иссякают, но останавливаться нельзя. Дело должно быть продолжено», – говорил впоследствии батюшка[2].

Протестантские и католические миссионеры поражались, видя, как один за одним (словно грибы после дождя) возникают православные храмы. Иоанн применял придуманный им «конвейерный метод»: одна бригада возводила стены, другая крыла крышу, третья ставила окна, четвертая красила и т.д. Еще не успевали закончить один храм, а уже начиналось строительство следующего. Несмотря на полное отсутствие современной техники, Иоанну при помощи местного населения удалось возвести десять новых церквей. Александрийский Патриархат за эти труды наградил молодого миссионера Крестом апостола Марка.

Иоанн вернулся в Грецию в сентябре 1976 года, чтобы завершить обучение в духовной семинарии. У юноши были и тяга, и рвение, и необходимые данные для миссионерского служения. Но он не доверял своим силам и личным дарам и потому решил узнать, как рассудит о его желании стать миссионером Церковь. Для этого в 1977 году Иоанн отправился на Афон. На Святой Горе вскоре он познакомился со старцем (в будущем прославленным как преподобный) Паисием (Эзнепидисом).

После продолжительной беседы Иоанн открыл свое сердце старцу, поведав о том, как горячо его стремление к миссионерскому служению. Мудрый подвижник после молитвы посоветовал ему принять постриг в афонской обители преподобного Григория (с которой Иоанна на тот момент ничего не связывало), а затем, после рукоположения, если на то будет благословение игумена, начать миссию.

О том, что аскеза является безусловной предпосылкой успешной миссионерской деятельности, говорили многие подвижники. По словам преподобного Иустина (Поповича):
«Подвижники – это единственные миссионеры Православия; подвижничество – единственная миссионерская школа Православия. Православие – это подвиг и жизнь, поэтому и проповедуется оно только жизнью и подвигом»[3].

Святитель Григорий Богослов подчеркивал:
«Надобно прежде самому очиститься, потом уже очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом, потом просвещать; приблизиться к Богу, потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать»[4].

Иоанн остался в монастыре, чтобы изучить искусство духовной брани, монашеский устав, богослужение.

После почти годового испытания, в течение которого послушником Иоанном был явлен образцовый пример аскетической жизни и любви к монашескому жительству[5], он принял малую схиму с именем Косма. Таким образом, его небесным заступником и покровителем стал один из самых выдающихся миссионеров в истории Церкви равноапостольный Косма Этолийский.

«Произошло нечто, что я воспринял как знак Божий. Я хотел назвать его в честь просветителя славян – святого равноапостольного Мефодия… Однако, не найдя тропарь ему в Великом Часослове, решил дать Иоанну имя святого Космы, тропарь которого там был. Мы постригли его в иноки и пропели тропарь Косме Этолийскому – святогорцу и просветителю. После пострига монах Косма сказал мне: “Святой Косма Этолийский для меня – покровитель с детства”. Прежде он об этом мне ничего не говорил. “Если вы побываете у меня в келье, увидите, что у меня над кроватью висит икона святого Космы”, – добавил новопростриженный инок»[6].

 

Действительно, миссионерское служение отца Космы (Асланидиса) становится понятнее только в связи с личностью равноапостольного Космы Этолийского. Знакомство с житием и поучениями этого святого не только стало вдохновляющим фактором, но и во многом сформировало его концепцию миссионерского служения. Множество приемов и подходов, использованных великим предшественником в XVIII столетии, Косма Григориатский успешно применил три столетия спустя.

Вот что в этой связи говорит Александрийский Патриарх Феодор:
«Подобно своему небесному покровителю священномученику Косме Этолийскому, он осознал, что народ без образования не имеет будущего. Поэтому строил школы, учил людей возделывать землю, занимался их всесторонним просвещением, делом, а не словом наставлял молитвенной традиции нашей Церкви»[7].

Оба подвижника исходили из того, что знания и Божественное просвещение необходимы, чтобы люди «и эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая»[8].

Косма Этолийский и Косма Григориатский гармонично сочетали неутомимую деятельность с исихастским духом и предложили комплексную миссионерскую программу по просвещению народа, результатом которой стало формирование целостных гармонично развитых личностей.

В августе 1978 года Косма был рукоположен в диакона и пресвитера епископом Родостольским Хризостомом и, вооруженный теперь доспехами Святого Духа, приступил к своей миссионерской борьбе. По благословению митрополита Центральноафриканского Тимофея отец Косма прибыл в Катангу, а затем отправился к месту своего постоянного пребывания в Колвези (Республика Конго). На протяжении всего служения он хранил монашеские обеты и изо всех сил старался поддерживать церковный порядок во всех вопросах, действуя в послушании своему архиерею и духовному наставнику.

Когда отец Косма впервые приехал в Африку, он совсем не говорил на местном наречии. Он выучил выражение «Что это такое?» и ежедневно задавал этот вопрос африканцам, запоминая все новые и новые слова. Через несколько месяцев он уже мог свободно изъясняться на суахили. Вскоре знание языка позволило переводить богослужебную литературу.

Чтобы проповедовать в отдаленных регионах, отец Косма приобрел крепкий внедорожник, на котором ездил по деревням, беря с собой в дорогу немного еды и спальный мешок. Он созывал людей и беседовал с ними часами. К аккумулятору своей машины миссионер подключал проектор и до поздней ночи показывал слайды, рассказывающие о Святой Горе Афон, Святой Земле, религиозной жизни христиан. Когда темнело, африканцы, чтобы не замерзнуть, разжигали костры и продолжали внимательно слушать православного священника. Любовь, внимание и сострадание отца Космы были для них необычны, ведь за годы колониализма они привыкли к совсем другому отношению белого человека. Много раз батюшка оставался спать в их хижинах, хотя и не мог сомкнуть глаз из-за запахов, насекомых, мышей, змей, стуков ритуальных барабанов.

Из каждой деревни отец Косма брал одного-двух мужчин в Колвези – центр своей миссии, чтобы их катехизировать и обучить. После трехмесячной подготовки они возвращались в свои деревни и становились наставниками для односельчан. Составляли списки готовых принять Крещение. Когда завершался сезон дождей, отец Косма отправлялся в эти деревни, чтобы наставить проходящих оглашение и совершить массовые крещения в реках и озерах.

 

Приоритетной задачей для отца Космы стало решение кадрового вопроса. В первую очередь он искал и готовил соратников среди местного населения. Десять человек составили круг ближайших сподвижников батюшки, который был организован по образцу общежительного монастыря. Каждому он поручил какое-то послушание. Отец Косма ел со своими учениками. Молился с ними в церкви. По вечерам читал им Отечник и жития святых.

 

Особую заботу отец Косма проявлял о молодежи. Он пытался вырвать юношество из среды, погруженной в магические обряды и колдовство. Для этих целей во дворе миссии в Колвези батюшка построил интернат: в двух больших корпусах размещались общежитие, библиотека и читальный зал. В интернат он собрал значительное число молодых людей школьного возраста. Он дал им духовное и научное образование, исповедовал и причащал, воспитывал в дисциплине. Батюшка обучил их Иисусовой молитве. Устраивал для них собрания, рассказывал об отцах-пустынниках и церковной истории.

Духовное преображение человека невозможно без участия в богослужении. Поэтому главной задачей Космы Григориатского стало строительство храмов и подготовка священнослужителей. Он хотел сохранить молодежь от мирских соблазнов и поэтапно подготовить самых достойных к принятию священного сана. Благочестивых африканцев миссионер отправлял не в мирские университеты, а в афонские монастыри, чтобы они жили подлинной православной жизнью, а потом перенесли полученный опыт на родину.

 

Отец Косма стремился перенести в Африку дух и учение Православной Церкви, исихастскую традицию, а также богатство православной литургической жизни. Он часто совершал Божественные Литургии и всенощные бдения, обучал православных византийским песнопениям и церковному уставу.

Отец Косма полагал, что большую роль в распространении Православия по африканскому континенту призвано сыграть монашество. Рядом с миссионерским центром им была основана женская обитель святого Нектария и осуществлена подготовка к открытию мужского монастыря.

 

По словам известного греческого богослова отца Георгия Металлиноса, «православные монастыри являются наиболее эффективными миссионерскими центрами. Жизнь в обители, наблюдение за жизнью монахов и участие в богослужении гораздо эффективнее действуют на проходящих оглашение, чем сухие схоластические слова. Инославные хотят узнать живое Православие и прикоснуться к нему изнутри». Именно этим руководствовался в своих усилиях отец Косма. Модель общежительного монастыря (чтение за трапезой, четкий распорядок дня, участие в богослужении) была задействована и в создаваемых им образовательных центрах.

 

Отец Косма стремился всеми возможными способами укреплять связь африканских христиан с афонскими монастырями. Использовал святогорские уставы, переводил наставления старцев, ставил магнитофонные записи афонских хоров, показывал фото пейзажей и монахов Святой Горы.

Секрет его успеха заключался в комплексном подходе к миссии. Помимо возведения храмов, перевода богослужебной и духовной литературы, подготовки священников и преподавателей, обучения иконописцев и певчих, отец Косма заботился и о культурном развитии и экономическом преуспеянии африканцев[9]

 

Он учил православных Конго Иисусовой молитве, которую почитал действенным орудием против засилья демонических культов африканских шаманов. Сам отец Косма непрестанно творил умную молитву, а его ученики от мала до велика сами научились плести себе четки и никогда с ними не расставались, нашептывая слова: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».

Косма Григориатский подчеркивал:
«Наши братия африканцы – люди с богатым внутренним миром; европейцы обычно относятся к ним пренебрежительно, но совершают большую ошибку. Душа африканцев склона к мистицизму, и поэтому Православию есть что им предложить, но только подлинному Православию – монашескому, святогорскому»[10].

По апостольскому слову, отец Косма для всех сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых (1 Кор. 9: 22). Он стал катехизатором, проповедником, строителем, электриком, прорабом, архитектором, агрономом, сварщиком, сантехником, водителем, медиком, учителем… Он работал не покладая рук, не давая себе отдыха. Он стал проповедником не для того, чтобы получить какую-то выгоду, но чтобы служить, согласно слову Господа: Сын человеческий не прииде, да послужат Ему, но послужити и дати душу Свою избавление за многих (Мф. 20: 28). Батюшка стремился проповедовать Христа не только словом, но в первую очередь личным примером.

Чтобы понять масштаб его служения, приведем несколько записей из его миссионерского дневника:

«1985, день Святого Духа. В 6 утра утреня и Божественная Литургия в деревне, которая отстоит на 220 километров от нашего миссионерского центра. По дороге назад мы встретили христианина, который нес тело своего умершего ребенка. Мы помогли отвезти его в деревню. В свою келью я вернулся за полночь, там меня ждал отец Кирилл, чтобы обсудить срочные проблемы, которые возникли за время моего отсутствия».

 

«Пятница 6/1/89. Начали полунощницу в 5:30 утра. За Божественной Литургией последовало 350 крещений. День завершился в 7 вечера, когда мы совершили 24 венчания…».

Если отец Косма видел сломавшийся посреди дороги автомобиль – всегда останавливался и лично устранял поломку. Если у кого-то кончился бензин – возвращался в миссионерский центр и привозил оттуда канистру с топливом. Он всегда кого-то подвозил и помогал перевезти груз, даже если ему было совсем не по пути.

 

Известно множество прецедентов, когда появление православных миссионеров меняло жизнь местных народов не только в духовном, но и в материальном отношении. Миссионеры оказали решающее влияние на развитие сельского хозяйства, медицины, экономики, образования.

Не стал исключением и случай Космы Григориатского. Чтобы обеспечить создаваемую образовательную систему (построить школы, оплатить труд преподавателей) и профинансировать миссию, необходимы были значительные средства. Для того, чтобы не зависеть от пожертвований из-за рубежа, он организовал крупный (занимающий площадь 30 тыс. кв.м) земледельческий, животноводческий и птицеводческий комплекс, что не только позволило миссии выйти на самообеспечение, но и решало ряд других задач.

Как и святой Косма Этолийский, основой объединения людей отец Косма сделал престольный праздник. За богослужением следовала общая трапеза, продукты для которой обеспечивало хозяйство миссии. Отец Косма, как правило, тоже принимал участие в торжестве, что приносило большую радость африканцам.

 Создание крупного хозяйства позволило наладить отношения с властями:
«Все не случайно. Наш хозяйственный комплекс сделал православную миссию в Колвези живым и значимым фактором в глазах местных властей. Обеспечение материальной основы позволяет нам беспрепятственно сосредоточиться на нашей главной – духовной ниве», – писал батюшка[11].

 

Сельскохозяйственный комплекс позволил развить благотворительное служение. Миссионеры на регулярной основе помогали заключенным, больным, престарелым, инвалидам и другим категориям нуждающихся.

Сам отец Косма посещал лепрозорий в городе Казенсе, чтобы помочь прокаженным едой и лекарствами. У кого-то из больных не было носа, у кого-то ушей, ног или рук – люди ждали не столько материальной помощи, сколько сочувствия и любви. И так как у отца Космы было много любви, он щедро делился ею с каждым. Помогая ближним, батюшка совсем не думал о себе, он даже отправлялся в дорогу ночью, чтобы выиграть время и помочь людям.

 

Как и Косма Этолийский, отец Косма в центр своей миссионерской деятельности поставил образование, а точнее комплексную программу духовного и научного просвещения. Он строил школы, чтобы вырвать молодежь из гибельных суеверий и невежества, просветить людей светом евангельской истины. Подготовить будущих архипастырей и пастырей Церкви.

 

Каждые два-три года батюшка приезжал на Святую Гору помолиться и возродиться духовно, а также получить указания для дальнейшей деятельности. Во время своего последнего посещения Афона в июне 1988 года он неожиданно позвал в келью иеромонаха Мелетия и сказал: «Ты станешь моим преемником».

 

Действительно, спустя несколько месяцев внезапная и мученическая смерть прервала его святую жизнь и многотрудное служение.

Отец Косма говорил: «Отправляющийся на просветительский труд в Африку должен быть готов оставить там свои кости».

 

27 января 1989 года в 55 километрах от города Лубумбаши произошла автомобильная катастрофа. Миссионер погиб на месте, а его спутники чудом спаслись. Один из пассажиров – греческий консул Д. Киветос – рассказал, что отец Косма за рулем слушал по магнитофону ораторию «Косма Этолийский», потихоньку подпевая. После столкновения батюшка негромко вскликнул: «Ох!» – и скончался.

 

Отец Косма оставил свое многострадальное тело в африканской земле. Своим служением и смертью он смог повторить слова апостола Павла: подвигом добрым подвизахся, течение скончах, веру соблюдох: прочее убо соблюдается мне венец правды, егоже воздаст ми Господь в день он, праведный судия (2 Тим. 4: 7–8).

 

Тело отца Космы, несколько дней пребывавшее в морге, чудесным образом не застыло, а из ран продолжала непрестанно истекать кровь до самого часа погребения. По свидетельству врачей, вокруг него распространялся удивительный сверхъестественный свет.

 

В понедельник 30 января 1989 года тело отца Космы было перенесено из больницы в храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Лубумбаши, чтобы совершить чин отпевания сразу же после Литургии. В храме собрались члены греческой общины, представители правительства Заира, администрация города и толпы православных африканцев. Владыка и все присутствующие не в силах были сдержать слез.

На следующий день тело отца Космы было доставлено на самолете в Колвези. Более 2000 православных конголезцев несколько дней не уходили от церкви святого Георгия, выказывая таким образом свою любовь к духовному отцу, возродившему их во Христе. После заупокойного молебна в храме святого Георгия останки отца Космы были преданы земле прямо за алтарем храма. Власти Конго объявили трехдневный траур в память о православном проповеднике.

 

Для африканцев смерть отца Космы стала огромной потерей. Могилу своего духовного наставника они превратили в символ любви, памяти и служения. По сей день люди ежедневно приходят, чтобы помолиться здесь и украсить место погребения своего наставника цветами. Они следят за тем, чтобы над его могилой горела неугасимая лампада. В хижинах православных конголезцев рядом с иконами можно увидеть фотографию отца Космы, а большинство новокрещенных мужского пола берут себе имя Косма.

В Конго в честь отца Космы названа деревня Baba-Kosmas и технический колледж «Иеромонах Косма Григориатский». На месте гибели миссионера появился культурно-просветительский комплекс, построенный и названый в его честь, способствовавший духовному и социальному развитию региона: вокруг него селятся люди из окрестных деревень. Большое количество местных жителей принимает Православие.

В Греции в районе Ставруполи г. Салоники рядом с домом, где прошло детство Космы Григориатского, одна из центральных улиц получила название «улица миссионера Космы».

Когда отец Косма приехал в Конго, там был один священник, десять приходов и несколько сотен православных христиан. После своего десятилетнего служения миссионер оставил 14 иереев, 2 диаконов, 15 000 крещенных, 48 церквей, 55 приходов, крестьянское хозяйство, два интерната, четыре школы и один монастырь.

Но дело не только в показателях. Куда важнее, что миссия отца Космы была не поверхностной, а глубокой. После его кончины люди не оставили Православие, а сохранили верность Церкви, даже несмотря на трудности и соблазнительные обещания сектантов и инославных миссионеров.

Преемник отца Космы Мелетий Григориатский рассказывал:
«Великое дело совершил отец Косма в Африке. Я нашел здесь все афонские уставы. Все христиане с четками в руках. В церквях все поют вместе. Перед Причастием исповедуются. Соблюдают все посты. Ежедневно совершают все богослужения суточного круга»[12].

 

На прочном основании, созданном отцом Космой, православная миссия в Конго успешно развивается. На сегодняшний день построено 110 храмов, на 159 приходов приходится 78 иереев и диаконов, в 84 учебных заведениях преподает 633 учителя и обучается 30 000 человек. Помимо начальных школ открыты педагогический, агрономический, финансовый, компьютерный колледжи, школы для обучения взрослых, медсестер, а также глухонемых. В Колвези организованы больница и приют для девочек.

Возле каждого храма строится школа, чтобы ученики находились рядом с церковью, играли в ее дворе, участвовали в богослужениях.

Вдобавок к женскому монастырю святого Нектария (где сегодня подвизается шесть монахинь африканского происхождения) в 2014 году была открыта мужская обитель с 7 насельниками.

Группой энтузиастов создана миссионерская радиостанция «Голос Православия». На ее волнах транслируются богослужения и катехизаторские передачи.

 

[1] Инициатива по возведению крестов была вдохновлена примером равноапостольного Космы Этолийского, неизменно оставлявшего кресты на месте своей проповеди.

[2] Ο άνθρωπος που κατέβασε το Άγιον Όρος στην Αφρική. Η ιστορία του π. Κοσμά Γρηγοριάτη // https://www.koinoniaorthodoxias.org/i-pisti-stin-epoxi-mas/π-κοσμάς/.

[3] Иустин (Попович), преподобный. На богочеловеческом пути // https://omiliya.org/article/vnutrennyaya-missiya-nashei-tserkvi-prepodobnyi-iustin-popovich.html.

[4] Григорий Богослов, святитель. Слово 3, защитительное при бегстве в Понт, 71 // PG. 35, 480.

[5] У отца Космы не было даже одеяла, а спал он на досках, прикрытых простыней. До конца жизни он сохранял беспрекословное послушание игумену, по любому случаю прибегая к нему за советом.

[6] Αρχ. Γεώργιος Καψάνης. Αντι επικήδειου.

[7] Σοφία Χατζή. Ο Μάρτυρας ιεραπόστολος παπα-Κοσμάς Γρηγοριάτης θαυματουργεί στην Αφρική // εφημερίδα "Ορθόδοξη Αλήθεια", 28.11.2018.

[8] Διδαχή Α, 1. // Ι. Β. Μενούνου. Σ. 144. Πρβλπ. Σ. 180, 207.

[9] В данном случае Косма Григориатский также руководствовался примером Космы Этолийского. Сам святой Косма также не только заботился о духовном спасении своей паствы, но и старался помочь ей гармонично устроить жизнь на земле. Проповедник давал местным жителям советы по уходу за плодовыми деревьями и первым рассказал о необходимости их прививать, что, естественно, не замедлило сказаться на росте урожаев.

[10] Μοναχού Μωυσέως Αγιορείτου. Μέγα Γεροντικό. τ. Γ. Σ.1233-1236.

[11] π. Μιχαήλ Χριστοδουλίδη 29 χρόνια χωρίς τον ιεραπόστολο π. Κοσμά Γρηγοριάτη // https://www.vimaorthodoxias.gr/nea/29-chronia-choris-ton-ierapostolo-p-kosma-grigoriati-vinteo/.

[12] Ο άνθρωπος που κατέβασε το Άγιον Όρος στην Αφρική. Η ιστορία του π. Κοσμά Γρηγοριάτη // https://simeiakairwn.wordpress.com/2018/11/23/ο-άνθρωπος-που-κατέβασε-το-άγιον-όρος-σ/.



Афанасий Зоитакис

27 февраля 2019 г.

 

Источник.

Добавить комментарий
 
+1
4
-1
 
Просмотров 192 Комментариев 14
Комментарии (14)
3 марта 18:06 #

В маленьком городке на Диком Западе пастор читает проповедь:

 - Пянка причина всех ваших неудач. Вы выпиваете бутылку виски, идете домой, жена устраивает скандал, вы хватаетесь за Кольт - и по пьянке обязательно промажете...(с).

 
+1
5
-1
 
3 марта 21:48 #

Тяжелое психическое заболевание — Православие Головного Мозга резко охватило молодые умы, решившие получать дивиденды с того чтобы паразитировать и зарабатывать на сектантах. Все что они делают — к лучшему. Чем больше будет таких уродов на улицах, тем быстрее закончится «вера и религия» для оставшихся потенциальных жертв, еще не вовлеченных в православную секту тяжелобольных. Спасибо Суркову и Гундяеву, вы делаете неоценимый вклад в эволюцию России. Теперь даже самые дремучие и замшелые старушенции, в провинциях, которым показали этот мувик их внуки, с ненавистью машут руками в сторону этих «оскверняющих их старческую православную веру» молодых провокаторов. Уважаемые тяжелобольные ПГМ. Спасибо Вам. Ни за какие деньги нельзя было нанести такой вклад в уничтожение РПЦ секты какой вложили вы. Думаю что уютные церковные подвалы Гундяева уже зовут лишать вас православной девственности.

 
+1
7
-1
 
3 марта 22:23 #

Какой-то набор слов. Какая либо деструктивность существует только в умах атеистов и атеистической пропаганде. А православные христиане просто живут конструктивными жизнями. Что хорошо видно на примере текста сабжевой статьи.

 
+1
6
-1
 
3 марта 22:25 #

православные христиане просто живут конструктивными жизнями

 

Православнутые...

 

Что хорошо видно на примере текста сабжевой статьи.

Замечательно...

 
+1
0
-1
 
4 марта 06:19 #

Подумаешь в православие он вовлек. Да мой сосед в пьянство вовлекает куда как успешнее. Жаль что ни кто не занимается подсчетом его последователей.

 
+1
0
-1
 
4 марта 07:42 #

Православное Христианство конструктивно, пьянство - деструктивно. Православная Церковь борется с пьянством. В т.ч. и на территории России:

более 500 православных организаций, которые помогают алкозависимым и их родственникам, в том числе более 60 реабилитационных центров и более 300 обществ, братств и групп трезвости.

 
+1
1
-1
 
4 марта 10:23 #

По ведь Христос был пьющим человеком.

 
+1
0
-1
 
4 марта 11:32 #

Нет, не был.

 

Одно дело от случая к случаю выпивать малое количество вина так, чтобы даже не напиваться, а другое дело постоянно пить так, чтобы пьянеть, и обретать зависимость от алкоголя.

 

Христианам не запрещено выпивать малое количество вина от случая к случаю, но запрещено напиваться и становиться алкоголиками. Ибо христиане призваны обрести свободу от вещей этого мира, а алкоголизм - зависимость.

 

Тексты того же "Добротолюбия", будучи обращены к (древним) христианам, строго регламентируют количество вина тремя чашами - не больше. Какое именно вино можно было пить древним христианам в количестве трёх чаш чтобы оставаться трезвыми и не пьянеть - это уже так просто не установить. Но суть в том, что регламенты этого рода были всегда.

 

Потому, что трезвость (во всех смыслах) - норма христианской жизни.

 
+1
1
-1
 
4 марта 11:57 #

Просто у моего соседа аргументы круче, вот потому он миссионер круче любого христианского.

 
+1
3
-1
 
4 марта 17:18 #

Из за глубокого повреждения человеческой природы плохое можно вообще не пропагандировать - люди и так сами к нему склоняются.


А вот к хорошему люди просто так не склоняются. Именно поэтому христиан всегда мало.

 
+1
0
-1
 
4 марта 14:12 #

строго регламентируют количество вина тремя чашами - не больше

Но нажратся можно было и с одной чаши.


Плач 4:21 Радуйся пока и веселись, дочь Эдома, живущая в земле Уц! Но и до тебя дойдет чаша, напьешься допьяна и обнажишься.

 
+1
5
-1
 
4 марта 17:15 #

Здесь о другой чаше речь.

 
+1
0
-1
 
4 марта 17:28 #

Штаны, т.е. чашу - подменили.

 
+1
3
-1
 
4 марта 17:45 #

Нет, не подменили. Это фразеологизм - "испить чашу".

ИСПИТЬ ЧАШУ

Испытать, перенести страдания или жизненные испытания в полной мере, до конца.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии