Об истинном смирении

добавить в избранное
Об истинном смирении
1 апреля 17:46, saahriktu

В пору моей молодости, когда я работал в Издательском отделе Московской Патриархии, мне часто приходилось дежурить в патриаршей приёмной, выполняя секретарское послушание.

 

Однажды в приёмную зашёл немного странноватый старичок...

Надо сказать, в те годы у пенсионеров была мода на спортивные костюмы кальсонного типа, с неофициальным названием «Прощай, молодость». Этот странный посетитель был одет именно в такой костюм. На ногах у него были короткие кирзовые сапоги, на голове красовалась бархатная тёмно-зелёная скуфейка, на которой я не сразу заметил крестик. Мне показалось странным такое сочетание стилей в одежде, но я не придал особого значения этому обстоятельству. Правда, лицо посетителя мне показалось немного знакомым. Я спросил странного старика:

– Вы что, на приём?

– Да, – ответил он с грузинским акцентом.

– Тогда вам придётся часа два подождать, поскольку Святейший (Алексий I. – Ред.) очень занят.

– Ничего, ничего, я подожду, – смиренно сказал старичок.

Прошло два часа. Старец-грузин, кротко потупив глаза, сидел на стуле и смиренно ожидал. Я связался с Патриархом, и он мне сказал, что очень устал и ему требуется хотя бы один час на то, чтобы отдохнуть.

– Вам придётся подождать ещё часа полтора, – опасаясь недовольства старика, сказал я. – Его Святейшество очень утомлён. Ему необходим отдых.

Но, на моё удивление, грузин, нисколько не смутившись духом, ответил:

– Хорошо, хорошо, я подожду. Конечно, отдохнуть надо человеку, у него ведь тяжёлая работа.

У меня снова проскользнула мысль: «Странная скуфейка». Примерно через час я, чувствуя уже некоторую неловкость, сам заговорил со стариком:

– Я ещё спрошу у Святейшего, может, он примет вас сейчас?

– Спроси, сынок, спроси дорогой.

Я вновь связался с Патриархом – результат тот же.

– Вы знаете, ну подождите ещё часок. Можете сходить пообедать.

– Да ты, дорогой, не переживай, ты бы сам лучше пообедал, а то смотри какой худой. В Грузию тебе надо. Мы бы там тебя так откормили, барашков бы наших отведал.

– Извините, но я ведь монах, мне мясо нельзя.

– А раз нельзя, тогда кур наших попробуешь.

– Но куры – это тоже мясо.

– Да ты что, дорогой! Куры – мясо? Какое же это мясо? Это куры!

Вообще говоря, в мире сейчас только русские монахи не едят мяса, а все остальные – грузинские, румынские, болгарские и отчасти греческие – мясо вкушают. Что поделаешь – немощи человеческие!

Поговорив ещё немного с очаровательным старичком-грузином, я удалился по делам. Примерно через полчаса я вернулся. Старец продолжал смиренно ожидать патриаршего приёма. Взглянув на часы, я понял, что шансов попасть на приём у бедного старичка совсем не осталось.

– Вы знаете, – обратился я к смиренному посетителю, – вы уж лучше завтра приходите. Я передам Святейшему, чтобы он вас первым принял. Простите, что так вышло.

– Спаси тебя Бог, сынок. Я вряд ли завтра смогу. Ты тогда передай ему, что Ефрем Второй заходил…

Я чуть было не потерял дар речи, меня словно громом ударило. Неужели! Как же я сразу не догадался? Ведь зелёная скуфейка, да на ней ещё и крестик! Зелёную скуфейку носят только патриархи! О горе мне! Ведь это же Грузинский Патриарх, Его Святейшество Ефрем II.

– Ваше Святейшество, – я бросился к нему под благословение, – да что же вы сразу-то не сказали? Просидели-то сколько времени, да всё зазря! Сейчас, сейчас вас немедленно примут. Эх, что же вы сразу-то не сказали?!

– Да говорили, что Святейший занят. А как я могу отвлечь от важных дел такого человека, как Патриарх Алексий?

Какое смирение! Имея высокий сан, вести себя так кротко! Вот это и есть истинное смирение! «Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие Небесное» (Мф. 5, 3). Есть чему поучиться нашим современным священнослужителям и мирянам.

 

(Архимандрит Кирилл (Бородин) (1930-1998))

 

Источник

Добавить комментарий
 
+1
1
-1
 
Просмотров 585 Комментариев 97
Комментарии (97)
1 апреля 18:13 #

Вот она суть вашей церковности. Простой старичок - сиди хоть в сутки. А ежели высокий чин - пожалуй без очереди. Наш, российский, кстати, сто пудов не стал бы скромно сидеть, а рясу бы на груди начал рвать: не видите, кто перед вами, смерды?

 
+1
13
-1
 
1 апреля 18:20 #

Тут, как и везде, разница в масштабах дел. Тот же президент Америки в первую очередь принимает, например, президента Северной Кореи, а не обычного работягу с какого-нибудь завода, потому, что если начнутся проблемы с международной политикой, то будут проблемы у всех жителей страны, включая и того работягу, проблемы которого могут подождать и до завтра. Здесь ещё раз замечу, что у любого сравнения есть свои пределы. Разумеется, если принять другого Патриарха позже, то никаких конфликтов между Патриархатами не возникнет. Но Патриарх заботится о куче народа и приезжает с их проблемами, и, возможно, с решениями проблем тех людей, о которых заботится принимающий Патриарх.

 

Плохо думать о других людях - плохо. Домыслы - это только домыслы.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 19:25 #

Какая наивная сказка!

 
+1
4
-1
 
1 апреля 19:26 #

Да, были служители культа в прошлое время, а нынче, что бы Патриарх, да без свиты, без кортежа самых дорогих в Мире автомобилей, на не вжизнь! Оно ведь сан Патриарх - это отец народа, представитель Создателя на Земле, а сейчас - это по сути Пахан по сбору подати (типа обязательного за пожертвования), вот и вся суть в нынешних "служителях"!

 
+1
0
-1
 
1 апреля 19:30 #

Патриарх был бы рад так поступить, но он дорог многим людям, которые и проявляют свою заботу о нём. А, ведь, ради этих людей он и пошёл в Патриархи. Патриархами никогда не становятся добровольно (в этом для самого человека нет ничего хорошего), только из любви к другим людям.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 19:37 #


Это цветочки!  Там дальше еще круче есть:

"Я, согласно Оптинскому уставу, каждую ночь в три часа служил полунощницу. И вот около трёх часов ночи я встал, чтобы по обыкновению с молитвой обойти весь монастырь.

Проходя мимо комнаты с телевизором, я заметил, что там что-то светится голубым светом. Остановившись, я заглянул туда и увидел включённый телевизор.

Надо сказать, что в те времена (это были 1970-е годы), в отличие от нынешних, телевидение по ночам не работало. Я с удивлением обнаружил, что комната была пуста. «Видимо, кто-то включил и ушёл, – подумал я, – но что это там показывают?» Стал приглядываться.

Вижу, по телевизору пошли полосы, и вдруг на экране появились бесы. Их было много. Все они были разных размеров и цветов: толстые, тонкие, длинные, короткие, красные, жёлтые, синие, зелёные и чёрные. Некоторые были в крапинку. Глазища у всех выпуклые, рожки маленькие, вид омерзительный.

Они что-то пели и плясали, а когда увидели меня, то стали ещё больше безобразничать. Я, успев сотворить молитвы, перекрестился сам, перекрестил экран и побежал за святой водой и кропилом, благо они были рядом. Прибежав, я прочитал заклинательную молитву и окропил экран телевизора.

Раздался оглушительный взрыв."

(Архимандрит Кирилл (Бородин) (1930-1998)

 
+1
6
-1
 
1 апреля 19:41 #

И что Вы хотите сказать приведя эту цитату?

 
+1
0
-1
 
1 апреля 19:43 #

Вы верите в рассказанное Архимандритом?

 
+1
5
-1
 
1 апреля 20:06 #

Допустим, приведённое в последней цитате не имело места в объективной реальности именно в таком виде.


И что дальше? Это никак не подтверждает предпосылки "архимандрит врёт" и "архимандрит врёт всегда".


Да, людям может казаться то, чего нет в объективной реальности. Именно поэтому люди и сверяют свой опыт. В т.ч. и члены Церкви.


Опыт Церкви - это не опыт одного архимандрита. И он определённо говорит о том, что множество людей в действительности встречали бесов. Все эти случаи происходили по-разному. И всем этим людям не было никакого смысла врать. В конечном итоге, христиан объединяет не страх перед бесами, а любовь к Богу, ко Христу. На страхе перед бесами далеко не уедешь. Только любовь к Богу может стать надёжным основанием Веры.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 20:18 #

Допустим, приведённое в последней цитате не имело места в объективной реальности именно в таком виде.

То есть если в двух словах - архимандрит соврал. Вопрос - зачем?

И второе. 

Это никак не подтверждает предпосылки "архимандрит врёт" и "архимандрит врёт всегда".

Это всего лишь заставляет задуматься: "А не соврал ли архимандрит, рассказывая о визите Ефрема Второго?"

Тут даже и без бесов в телевизоре засумлеваешься... Грузинский патриарх приехал в Москву, а там никто ни слухом ни духом. Никто не позвонил, не предупредил. Сами-то верите в подобное? Не простой же поп приехал, в конце концов...

 
+1
9
-1
 
1 апреля 20:33 #

Это, повторяю, нарушение логики, и некорректные обобщения. Из одного никак не может следовать другое.


Ну так и времена были какие. Советская власть была на дворе. Год там не уточняется, но, по ходу, это где-то 50-60-е годы. Может быть, это было даже при Хрущёве, который обещал "показать по телевизору последнего попа", и устраивал диверсии против Церкви. Ну и зачем в таких суровых условиях членам Церкви привлекать к себе дополнительное внимание? Тут чем тише - тем спокойней. А спецслужбы, разумеется, могли перехватывать и письма и телефонные звонки.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 20:59 #

Ага, инкогнито ехал. В общем вагоне на третьей полке, переодевшись в снабженца.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 21:04 #

Просто ехал поскромнее, как мог.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 20:25 #

А почему нет? Мне что-то вспомнился один писатель В.В. Фейнберг, в миру В.В. Кунин и его рассказ "Иллюстрации Гюстава Доре".

Сейчас я уже не очень хорошо помню все названия тех «святых» учреждений, куда я направлялся со своей бесценной Библией. И уж тем более чины тех служителей культа, с кем мне пришлось столкнуться в тот день и наблюдать их в естественной для них среде. То ли это было какое-то Управление епархией, то ли я попал в канцелярию Духовной академии – не помню.  

...

Но тут отворилась небольшая дверь, и в толстенном, буквально крепостном, стенном проеме двери появился пожилой грузный человек в рясе, с седеющей непокрытой головой и небольшим серебряным крестом на груди.

На кончике носа у него чудом держались узенькие очки с полукруглыми стеклами. Он посмотрел на меня поверх очков, приветливо улыбнулся, а потом с той же улыбкой мягко спросил у сельского попика и этого мудака в красных носочках, которому я присочинил еще и хоругви:

– Вы не будете возражать, если я слегка нарушу очередность приема и приглашу к себе этого молодого человека? Полагаю, что задержу вас совсем ненадолго.

И, не дожидаясь от них ответа, он жестом пригласил меня в кабинет. 

В конце-концов, сегодня 1 апреля и все желающие могут прочесть этот рассказ полностью по ссылке. Не пожалеете.

 
+1
9
-1
 
1 апреля 20:38 #

Эка невидаль - черти в телевизоре на фоне хронического недосыпа. А вот цветной телевизор в 70-х в советские времена в как бы непрцветающих в то время монастырях...

 
+1
5
-1
 
1 апреля 21:06 #

В полном тексте написано как был навязан этот телевизор монастырю:

В бытность моего служения в Целинограде соглядатаем от властей был приставлен к нам уполномоченный по делам религии. И вот однажды при встрече он спросил меня:

– Вчера не смотрели? Сколько шайб наши забросили?

Я, немного не поняв вопроса, переспросил:

– Каких шайб? Тех, что у гаек? Только что-то не пойму, куда их забрасывать надо?

Уполномоченный глянул на меня как на сумасшедшего:

– Вы что, не знаете, что такое хоккей?!

И тут его понесло… Я с трудом отбивался от несчастного.

– Вы что, не смотрите хоккей?!

– Не смотрю, – отвечаю, – да и не знаю даже, что это такое.

– Да вы… Да вы, – бедняга чуть не захлебнулся от негодования. – Да вы знаете, вообще… Вы что? И телевизор не смотрите?!

– Не смотрю.

– Да вы что! В наш прогрессивный век строительства коммунизма – и такая темнота нецивилизованная! А ведь к вам люди приезжают. Непорядок! Чтобы телевизор немедленно включили и новости посмотрели!

– Помилуйте, – говорю, – у меня и телевизора-то нет.

– Это уж не беспокойтесь, я возьму телевизор на себя. Ради такого случая, чтобы некультурие ваше прекратить, я велю немедленно сюда телевизор доставить. И сам лично раз в неделю буду вас спрашивать о том, что там показывают.

Или нет! В письменном виде мне доклад представлять будете: какие у нас события в мире происходят, какие фильмы показывают, где, кто и сколько шайб забросил. Поняли? А не то пеняйте на себя – добьюсь того, что монастырь ваш закроют.

– Ну что же, – говорю, – будь по-вашему.

На следующий день привезли мне телевизор.

 
+1
5
-1
 
2 апреля 10:09 #

Первый случай, когда я слышу о снабжении дефицитом насильно.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 20:16 #

Мандрит явно чего-то курнул, а вернее обдолбался до радужнех чертей.

 
+1
11
-1
 
1 апреля 21:39 #

В монастырях не курят и не пьют. А в греческих даже чай не пьют.

 
+1
0
-1
 
1 апреля 21:59 #

Аккурат в прошлом году был я в греческом монастыре. Очень неплохой самогонкой угощали, раки называется.

 
+1
1
-1
 
1 апреля 22:35 #

В монастырях для монахов - одно, а для туристов - другое. Для туристов и в отечественных монастырях в великий пост те же пироги с мясом могут быть.

 
+1
0
-1
 
2 апреля 07:56 #

"...преподобный Афанасий также определил и меру употребления вина для монахов: в Великий пост в выходные дни разрешается две красовули (специальный стакан для вина, – ред.) на обед и одну – вечером."

https://spzh.news/ru/news/52300-palomnik-rasskazal-skolyko-vina-razreshajetsya-pity-afonskim-monaham

 
+1
5
-1
 
2 апреля 11:26 #

Понятное дело, уставы везде разные, как и то, что называется словом "вино". Совсем пить "вино" христианам никто не запрещал, но всегда полагалось его пить (если пить) __так, чтобы не наступало опьянения__. И, понятное дело, лучше воздержаться от всяких стаканов и чаш "вина", чем ошибиться в рассчётах.

В общем, до наступления опьянения ни в каких монастырях никогда и ни при каких обстоятельствах не пьют и не пили. И я подразумевал именно это исходя из контекста.
 
+1
0
-1
 
2 апреля 12:23 #

Понятно. Крокодили літають, але низенько-низенько.

 
+1
5
-1
 
2 апреля 14:54 #

Смотря что какими словами называть.


Если термином "пить" называть как деятельность алкоголиков так и то, что делают многие люди принимая участие в застольях и напиваясь там до опьянения, то монахи не пьют, поскольку ведут трезвенный образ жизни. Однако, _некоторые_ монахи некоторое количество вина могут и употреблять, да.

 
+1
0
-1
 
2 апреля 08:26 #

saahriktu, урусских есть поговорка, о том, что брехать не землю пахать, брехнул и отдохнул. 

 
+1
0
-1
 
2 апреля 10:16 #

 

 
+1
6
-1
 
2 апреля 15:03 #

У Патриарха, повторяю, нет и не может быть личного имущества. Это не его личное имущество, а имущество Церкви, которым Церковь снабжает Патриархов, чтобы они могли нести своё служение. Так сказать, рабочий инвентарь для работы. Который перейдёт к следующему Патриарху.


Если кто-то завидует даже тому, чтобы временно пользоваться такими инструментами, то зря. Как раз те, кто могут такому завидовать, особенно уязвимы для того, что наступает после того, когда хорошее заканчивается. Тогда таких людей ни разу не радуют воспоминания о том, что было в их жизни, а, наоборот, вгоняют в тоску и уныние. Потому, что ещё вчера им многое было доступно, а теперь такого у них уже не будет никогда. Так можно и в глубокую депрессию впасть, да.


Патриарх же правильно воспринимает все инструменты и не привязывается к ним сердцем, а потому ни капли не огорчится когда его патриаршество закончится, и он сможет наконец вернуться в свою келью. Для него, наоборот, это будет праздником.

 
+1
-6
-1
 
2 апреля 15:17 #

На эти деньги из БЮДЖЕТА, на оплаченную из БЮДЖЕТА охрану, на дачи, дворцы и бизнес-джеты...можно было построить нормальные больницы и платить врачам. Ибо в России народ стареет в 59 лет, что помещает страну в 30-ку самых НИЩИХ стран мира. Одни в золоте, а другие х..  без соли доедают и доживают век в таких вот домах:

image

И если ты МНЕ будешь тыкать, то что-то там где-то там, то я напомню про то, как до недавнего выглядело ЦРБ. Да и 1 горбольница не лучше.

 
+1
7
-1
 
2 апреля 15:28 #

Из какого ещё бюджета? Это деньги неравнодушных членов Церкви, которые не желают чтобы Патриарх во время своего служения в чём-либо нуждался и принимал приходящих к нему людей в какой-нибудь избушке.

 
+1
-5
-1
 
2 апреля 15:32 #

НЕ ПИ...ДИ! ФСО от неравнодушных?

image

Далее все остальное. С вырубкой заповедника под дворец в Геледжике и прочеее...прочее...

 

Ваш главный поп возомнил себя наместником бога на Земле? Не высоко ли забрался?

 

 
+1
2
-1
 
2 апреля 15:59 #

Это ещё вопрос какие там ФСО и заповедники. Домыслов и клеветы вагон и тележка.


У Церкви нет "наместников Бога". Епископы и Патриархи (их, напоминаю, много) лишь старшие священники, а священники - старшие братья во Христе и сомолитвенники. А Глава Церкви и всех её Патриархатов, не только Московского, но и Грузинского, Болгарского, Сербского, Антиохийского, Константинопольского,... и т.д. - Сам Христос.

 
+1
-5
-1
 
2 апреля 16:09 #

На фото посмотри..и на ссылки со СМИ. ВЫ ВСЕ ВРЁТИ! Ага, щаЗ.


Тогда зачем его защищать от прихожан? "Наследил"?

 
+1
2
-1
 
2 апреля 21:23 #

Мало ли что на фото. А так, если погуглить...

Если бы Патриарх РПЦ мог командовать ФСО, то тогда бы РПЦ была бы не отделенной от государства. Но ФСО командуют другие, поэтому охраняемые ФСО персоны, за исключением одного (не Патриарха), не могут ничего приказывать сотрудникам ФСО. ФСО будучи военизированным подразделением исполняет приказы своего руководства.

У сотрудников ФСО свои правила и порядки, и эти правила и порядки не зависят от места пребывания охраняемой персоны. ФСО отвечает не перед охраняемой персоной, а перед своим начальством.
Собственно по правилам ФСО нельзя все, что не проверено, и все, что не под контролем.

...

ФСО просто не разрешает Патриарху РПЦ перемещаться на чем-либо, кроме транспорта ФСО или транспорта одобренного ФСО. У Патриарха РПЦ нет права выбирать вид транспорта.

– А вам не кажется, что Церковь могла бы быть ближе к народу, не отгораживалась бы кортежами с охраной ФСО? Это ведь несколько отторгает…

– Значит, это отторгает ангажированных людей, которые внутренне ненавидят Церковь и используют любые способы для того, чтобы Церковь каким-то образом скомпрометировать в глазах как раз этих людей. Священнослужители – одна из самых опасных профессий. У нас за два десятилетия убито несколько десятков священников зверским образом, с отрезанием головы, например, или внутри церкви, со стрельбой внутри церкви убивали, с ножевыми ранениями. За то, что они верующие. Поэтому, когда Предстоятеля Церкви охраняется ФСО, то это не простая история. Количество угроз вот такого рода, ангажированных людей, которые ненавидят Церковь, клевещут на нее, используют любые способы вбить клин между верующими и священниками, так вот это и есть та зона опасности, которая существует. Поэтому охрана Патриарха не должна никого смущать.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 06:45 #

Троллятина. «Командовать ФСО». Этим занимается наш диктатор, считая главпопа - государственным служащим высокого ранга. Хотя все попы априори стукачи, главпоп еще и мало чем отличается от вопрватых министров в тяге к роскоши. А ведь все это частная организация...

 
+1
0
-1
 
2 апреля 20:57 #

А что он не может отказаться от этого боХатства?Или статусу его не гоже сидеть на табуретке из опилок?

 
+1
7
-1
 
2 апреля 21:14 #

Нет, не может, поскольку, повторяю, у него нет ничего своего. Он просто вынужден пользоваться тем, что ему предоставляют.

 
+1
-5
-1
 
2 апреля 21:27 #

Да ужжж!Как тяжко ему приходится и не поживешь как все люди ,приходится просто давиться этим боХатством!

 
+1
12
-1
 
2 апреля 21:35 #

Только в рабочее время.

 
+1
-5
-1
 
2 апреля 22:00 #

Да вы что!Ну хорошо то как!Потом он наверное со смиренным сердцем идёт в свою ,нажитую непосильным трудом квартирку,как у людей в 64 кв!

 
+1
10
-1
 
2 апреля 22:04 #

Я же уже много раз писал, что у Патриарха нет ничего своего. Совсем. Ни квартиры, ни кровати, ни даже стула. Он - монах. В Патриархи вообще берут только монахов, которые уже отказались от личного имущества. Монахи пользуются только имуществом Церкви, включая общинное имущество общежительных монастырей.


Монастырь, в котором Патриарх является монахом, предоставляет ему келью, где он и живёт вне рабочего времени, и куда он, повторяю, вернётся когда закончится его патриаршество.

 
+1
-4
-1
 
3 апреля 08:08 #

Вы же прекрасно знаете, что на имя Гундяева Владимира Михайловича, когда он уже был в монашестве,  была приватизирована по всем правилам квартира в Москве. Зачем врете публично??? Как-то не по-христиански это. 

 
+1
11
-1
 
3 апреля 09:15 #

Он был в монашестве но никогда не нес послушания в монастыре. 

 
+1
0
-1
 
3 апреля 14:11 #

Такого не бывает. Патриарх - настоящий монах, и был пострижен ещё в 1969-м году.

 

Или Вы под "послушаниями" подразумеваете исключительно физическую работу наподобие приготовления пищи, колки дров, выращивания овощей,... и т.д.? Послушания бывают самыми разными. У кого-нибудь может быть послушание, например, работать в библиотеке. В прежние века множество монахов в качестве послушаний, например, переписывали книги. И в этом смысле это мало чем отличается от другой умственной (но не только) деятельности на которую может отправить монастырь и Церковь монаха.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 14:06 #

Можно подумать, что та квартира была приватизирована в его присутствии. Приватизировал там кто что или нет, но Патриарха просто поставили перед фактом, что ему уже подарена квартира. Но он, как монах, уже не мог её принять. Поэтому и отдал её родственнице.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 16:25 #

Опять лжете. Она приватизирована на Гундяева. Находящегося в монашеском статусе. Лично на него. Не на РПЦ. Захотел - давно бы переписал на церковные нужды. Но нет. Квартира лично его, живет там "троюродная сестра"  и хранятся вещички немножко в нанопыли.   То есть это сфера исключительно частной жизни Гундяева. Все документы на квартиру на имя Гундяева имеются в свободном доступе. Отрицать бессмысленно. 

 
+1
0
-1
 
3 апреля 18:02 #

Захотел - давно бы переписал

Монахи не могут ничего переписывать, поскольку монах после того, как становится монахом, уже не может ходить где хочет и самовольно покидать монастырь и послушания. Или Вы этого не знали?

 

Так что, у Патриарха было не так уж и много вариантов. Он мог, конечно, попытаться попросить дарителя уничтожить бумагу и забрать квартиру себе обратно. Однако, как ни крути, сам он всё равно уже никогда не будет ходить где хочет и распоряжаться квартирами. Теперь он ходит только там, куда его отправляют. А если никуда не отправляют, то это означает, что в такой ситуации он возвращается в стены родного монастыря, который уже не может покидать.

 

Монашество можно сравнить и с тюремным заключением. И в прошлом ряд тех, кого сажали в тюрьмы, добивались того, чтобы их перенаправляли в монастыри, поскольку монахам всё равно никто не разрешает самовольно покидать стены монастырей. И для настоящих монахов в этом никакой трагедии нет, поскольку весь мир за стенами монастыря для них всё равно умирает, становится ничем (за исключением людей; о людях монахи молятся, да).

 
+1
0
-1
 
3 апреля 23:27 #

Он распорядился квартирой, дав доверенность своей родственнице, которая занялась стяжательством. Более того, он наверняка знал о судебной тяжбе, но не остановил грешную бабу, сам уподобясь ей в злонамеренной корысти.

Говно этот ваш Кирил.

 

И в прошлом ряд тех, кого сажали в тюрьмы, добивались того, чтобы их перенаправляли в монастыри,

И их переставали долбить в жопу. Или наоборот. Онм перестали общатся с уголовным элементом.

 

Монахи не могут ничего переписывать, поскольку монах после того, как становится монахом, уже не может ходить где хочет и самовольно покидать монастырь и послушания. Или Вы этого не знали?

Саа, вот смотри, монахи дали обет воздержания, но некотолрые монахи еб*т детей. Как так получилось, что монахи дали обет, но всё-же еб*т детей? Это господь снизошел? Или всё-таки иногда монахи нарушают правила, как Гундяй?

 

 
+1
0
-1
 
3 апреля 23:34 #

Патриарх не обязан следить за другими людьми и останавливать их. Христиане вообще призваны во всём уподобляться Богу, Который уважает свободу других людей поступать как они хотят (именно поэтому атеисты могут быть атеистами). И интерпретировать то судебное дело можно по-разному.

но некотолрые монахи

Какие ещё монахи? Что за клевета?

 
+1
0
-1
 
4 апреля 00:09 #

Погуглил по поводу той истории с квартирой. Нагуглилось это:

Вдруг однажды звонит сестра и говорит: «Мы больше не можем жить в этой квартире». «Почему?» «Невозможно в ней находиться. Через 20 минут пребывания начинаешь задыхаться».

 

Патриарх приезжает на квартиру и видит не просто пыль –  стены, словно после ядерной бомбежки Хиросимы и Нагасаки, при этом сестра открывает ему дверь с многослойной марлевой повязкой. Через 10 минут Владыка начинает задыхаться.

 

Проводится экспертиза. Оказывается, этажом ниже в квартире производится ремонт. Люди забивают воздуховоды, начинают выбивать все пространство изнутри и всю строительную взвесь и пыль затягивает вверх. Сами строители, увидев квартиру сестер Патриарха, пришли в ужас.

 

Владыка отвечает: «Я не хочу в это вникать, делайте все по закону. Подключайте все службы: СЭС,  ЖКХ, другой надзор, но все производите от лица прописанной в данной квартире и собственницы жилья – сестры. Сам я этого не коснусь». Поэтому всю тяжбу, которую вела сестра, Святейший никак не  комментировал и не занимался этими вопросами.

И суд, разумеется, не мог принять решение, которое не соответствует закону.

Dura lex, sed lex

 
+1
0
-1
 
5 апреля 07:12 #

но все производите от лица прописанной в данной квартире и собственницы жилья – сестры. 


Ну вот. То лгут о собственнике жилья, то о том, что кто-то у них воскрес. 


 
+1
0
-1
 
5 апреля 08:18 #

Я же уже сотни раз говорил: Патриарх - монах. У монаха уже не может быть никакой новой собственности.

Это уже бюрократизм. Вы придираетесь к буквам в документах игнорируя объективную реальность.

 

Вот представим, что где-то есть бумага, по которой в Вашей собственности находится целый дворец где-то в районе Альфа Центавра, куда Вы и не собираетесь никогда ехать (допустим, какой-то Ваш дальний родственник внезапно умер завещав его Вам, и наследство встпуило в силу). Но по документам этот дворец у Вас есть. Но Вам лично от этого ни холодно ни горячо.

 

А теперь представьте себе, что кто-то узнал про факт наличия этого документа и начинает негодовать: "Во жирует-то товарищ! Целый дворец, целый дворец!".

я говорю про объективную реальность, а не буквы в бумагах. Дарственные и прочие бумаги с переходом наследства от одного к другому может оформлять кто угодно, но это не отменяет другую сторону объективной реальности. Ту, в которой те люди, чьи имена могут вносить в документы, уже не могут лично владеть и пользоваться всем этим. И с этой стороны объективной реальности всего этого, что может быть перечислено в бумагах, у них нет. Как и у Вас того дворца рядом с Альфа Центаврой в том примере выше.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 08:52 #

1. Собственность в данном контексте - это не метафора, а юридический термин. И следует требовать использовать этот термин в четко определенном значении. По-вашему, это означает "придираться к буквам в документах".  Юристы придираются к каждой букве. У них работа такая. 

2. Ваши (и прочих любителей древнееврейского фольклора) попытки обойти гнусную ситуацию с Гудяевым игрой словами выглядят жалкими. С юридической точки зрения, я это подчеркиваю, квартира принадлежит монаху Гундяеву, что есть скандал. А живет он там или нет - это вообще не важно. Помрет Гундяев - родственники (а не РПЦ!!!!) вступят в наследство, потрясая документами. А когда им кто-то скажет "ну он же там не жил", "это же все формальности, не отражающие объективную реальность" и еще что-нибудь про Альфу Центавру, они будут смеяться ему в лицо и бить по голове бумажкой с фамилией "Гундяев" в графе "собственник".  Речь идет только о правовом статусе квартиры, который Вы оспорить не можете, поэтому пытаетесь как-то смешно выкрутиться, привлекая инопланетян с Альфа Центавры. Их нет, также как и всего, во что Вы верите. Особенно по отношению к Гундяеву. 

 
+1
7
-1
 
5 апреля 10:32 #

Это всё уже другие вопросы, а мы сейчас разговариваем на форуме, а не у юристов.

 

Сам Патриарх лично квартирой пользоваться не может. И завещать кому-то конкретному он её тоже не может. Если в наследство по каким-то законам вступит какой-то другой родственник, а не сестра Патриарха, то она с этим ничего не сможет поделать. А Патриарх тем более уже ушёл из мира, чтобы как-то влиять на все эти ситуации на ранних этапах.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 18:09 #

Патриарх недееспособный получается. 

 
+1
0
-1
 
5 апреля 18:45 #

Патриарх - монах. А монахи - это те, кто уже умерли для мира, и для кого мир уже умер.


Патриарх как Патриарх решает административные вопросы церкви, и не более того. А свои личные вопросы он уже не решает, поскольку личных вопросов у умерших уже нет.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 18:10 #

Сам Патриарх лично квартирой пользоваться не может.


Ложь. Он хранит там личную библиотеку. То есть - пользуется.


И завещать кому-то конкретному он её тоже не может.


Ложь. 


"Напомню сюжет:
1966 год. 37-летний митрополит Алексий знакомится с 30-летней монахиней Филаретой, которая на всю оставшуюся жизнь становится его экономкой.
1976 год. Десятилетие совместной жизни Алексей отмечает завещанием: все свое имущество он оставляет Филарете.
Полагаю, имущество тогда было не таким уж и большим: квартира и дача в Москве, плюс аналогичное имущество в Эстонии.

Но оно стало быстро расти в годы, когда личное патриаршество Алексия совпало с годами рыночной жизни России. Денег и власти было много. Недвижимость стала совсем иная и иного класса. В общем, я не исключаю, что Алексий мог забыть про ту бумажку 1976 года. А Филарете было не с руки напоминать Святейшенькому о его смертности.

Патриарху неудобно было самом ездить в банки и пополнять свои счета. Скорее всего, доверенность была выписана на Филарету – откуда она и знала про их наличие и состояние. Но вновь скажу: это еще не значит, что Алексий и в самом деле видел в ней наследницу этих счетов. И я убежден, что знала она не про все счета и не ко всем имела доступ (особенно – к заграничным).

Мы знаем, что спустя 8 лет по смерти завещателя на счетах Филареты лишь в одном Внешпромбанке оказалось свыше 300 миллионов рублей. Но сколько денег было на этих счетах 8 лет назад и сколько из них Филарета потратила или перевела - мы не знаем. 


А. Кураев


Если Алексий оставил церковные (у него других быть не может) деньги, оформленные лично на себя, частному лицу, то почему Кирилл не может оставить оформленную лично на себя квартиру кому захочет?  

 
+1
4
-1
 
5 апреля 18:54 #

Он хранит там личную библиотеку. То есть - пользуется.

Это не его личная библиотека, а его отца. И он не для себя её хранит. Он просто не хочет чтобы труд его отца пропал для человечества вообще. А кто и когда найдёт эти книги и воспользуется ими - Патриарху неизвестно.

Если Алексий оставил церковные (у него других быть не может)

А вот тут есть один интересный момент. Монах может завещать то имущество, которое у него было до того как он стал монахом, и которым с начала монашества он пользоваться уже не может. Например, пришёл человек в монастырь, а в миру у него осталась квартира. Он её может завещать кому-то. А вот всем, что оформляют на него уже после того, как он стал монахом, он уже не может распоряжаться, в т.ч. и завещать кому-то конкретному.


Ту квартиру на Патриарха Кирилла оформили уже после того, как он стал монахом, а потому он никому завещать её не может. А вот если бы он из неё пришёл в монастырь, то мог бы.

 
+1
0
-1
 
5 апреля 19:16 #

Это не его личная библиотека, а его отца.

 

Так Вы не в курсе? Отец Гундяева давно умер. Так что теперь это все Володькино. 

 

Монах может завещать то имущество, которое у него было до того как он стал монахом, и которым с начала монашества он пользоваться уже не может. 

 

 

А Вы прочтите текст про Алексия. Он 300 млн  (и это далеко не все) завещанных денег заработал до своего монашества?  

 
+1
0
-1
 
5 апреля 20:08 #

Суть в том, что не он лично собирал эту библиотеку, и она ему как личное имущество не нужна. Он просто, повторяю, не хочет чтобы труд его отца, который собирал эту библиотеку, пропал для человечества.

300 млн  (и это далеко не все) завещанных денег

Вы здесь допустили сразу много логических ошибок. 300 миллионов нашли на счету. Но неизвестно сколько из них бывших денег Патриарха, и как именно имеющиеся в распоряжении Филареты деньги превратились в эту сумму. Может быть, например, какая-то сумма была вложена в экономику, а на счету осел уже результат прокручивания денег.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 08:07 #

Вы мелко плаваете. Точнее, сильно хитрите. Вопрос стоит так: откуда у монаха личный банковский счет? При этом очевидно, что этот счет не с копейками, а с миллионами (100, 200 или 300, в какой пропорции накрутились проценты и пр. - какая разница?) и эти миллионы были получены именно в монашестве. Начинайте выкручиваться....

 
+1
0
-1
 
6 апреля 08:29 #

Никто не выкручивается и не хитрит. Зато кто-то пытается додумывать непонятно что.


В том тексте речь могла быть и о рабочих счетах. Патриарх всё-таки не совсем обычный монах, а монах поставленный вести административные дела церкви, которые без соответствующих церковных счетов вести нельзя.


С другой стороны, почти у каждого есть личный счёт в банке, и он вполне мог быть и у Патриарха ещё до того как он стал монахом.

При этом очевидно, что этот счет не с копейками, а с миллионами

Нет, неочевидно. Повторяю, Вы допускаете кучу логических ошибок. Никто не знает сколько именно денег откуда было взято.


Может быть, например, со счёта Патриарха было взято 100 тысяч, которые были накручены до одного миллиона, а остальные 299 миллионов из других источников. Что откуда и как нужно выяснять и разбираться, проводить расследование. И только после того расследования можно будет делать какие-то утверждения. А до этого возможны только домыслы.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 08:44 #

Опять жалко и нелепо у Вас получается. РПЦ - юридическое лицо с массой счетов. Ну и складывайте свои богатства на них. Сделайте бухгалтерию прозрачной, воины света! Но нет же - хочется единолично большими денежками распоряжаться, ни с кем ничего не согласовывая и не ставя никого в известность. Поэтому и только поэтому личный счет у умершего для мира монаха-патриарха. Сгнило все в вашем королевстве, знаток логики! :-)

 
+1
4
-1
 
6 апреля 09:02 #

Вы опять смешиваете разные стороны объективной реальности в одну кучу. Мало ли что там по бумагам.


Патриарх не распоряжается церковными деньгами единолично. Этими деньгами распоряжается вся церковь. Поэтому я и пишу: рабочие счета. Ну, а если у него что-то осталось в миру, то оно осталось в миру, откуда он уже ушёл. Однако, да, то, что осталось в миру ещё до пострига в монахи, можно и дарить. Но в монастыре и на послушаниях у монаха всего этого всё равно, по сути, нет.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 08:47 #

https://utro.ru/articles/2012/08/17/1066115.shtml?PeterHost=1

Я лично много лет знаю того, кто его имел как шлюшку. Вопрос: откуда у этой сучки Мерседес? Насосала? Или он один из детишек боссов вашей секты? Только не выдумывай. Ибо я знаю много больше, чем ты думаешь обо мне.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 09:10 #

В интернетах, разумеется, все всё видели лично. Никто же не перепроверит просто так утверждаемое.

 

Многие священники ездят на метро. Даже в Москве. Священническое служение - это не золотая жила как выдумывает антицерковная пропаганда. Многое из того, что есть у священников, им просто подарили благодарные люди в благодарность за хорошее священническое служение.image

 
+1
0
-1
 
6 апреля 10:00 #

Если честно, мне твой ответ и не нужен был. Достаточно того, что ты теперь знаешь. ))))

 
+1
0
-1
 
6 апреля 10:11 #

Что по-Вашему я теперь знаю?

 
+1
0
-1
 
5 апреля 10:09 #

У монаха уже не может быть никакой новой собственности.

Если очень захотеть, можно к богу полететь.

 
+1
5
-1
 
4 апреля 06:50 #

Какие-такие монахи? Какой-такой Иисус?

 

Суд в российской Якутии приговорил бывшего директора Свято-Иннокентьевской православной гимназии иеромонаха Мелетия (Андрей Ткаченко) за сексуальные преступления в отношении мальчиков к 17 годам колонии строгого режима. Об этом сообщает издание SakhaPress.

Кроме этого, он обязан выплатить большую сумму компенсации морального вреда пострадавшим.

 

Как сообщается, следствие обвинило монаха в совершении 87 особо тяжких преступлений по статье УК РФ о насильственных действиях сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста.

Церковь собирается лишить иеромонаха Мелетия сана, сообщили в пресс-службе Якутской епархии РПЦ.

http://gipoteza.net/korruptsiya/item/126402-skandal-v-rpc-zakonchilsya-tyurmoy-dlya-monaha-pedofila

 
+1
5
-1
 
4 апреля 08:01 #

Это отдельный случай. Отдельные случаи являются исключениями, а исключения только подтверждают правило.

 

А правило таково: тот, кому свойственно любодеяние, пока ещё не соответствует подлинному монашескому образу.

Любодея́ние – (греч. πορνεία (порниа) — блуд) — 1) блудное действие; 2) помысел или желание, направленное на совершение воображаемого или действительного блудного действия (Мф.5:28);

Такой человек ещё, в лучшем случае, только на пути к тому, чтобы стать настоящим монахом.

 

Таких людей, как людей в которых добродетели пока ещё смешаны с пороками, сравнивают с пятнистыми леопардами. В то время как тот, кто уже стал настоящим монахом в полном смысле этого слова, больше уже не пятнист.

 

При этом пятнистость (ума) ни разу не означает того, что такой человек не может стараться держать себя в руках, и быть подлинным подвижником. Человек может пройти этот путь до конца и очиститься от этой пятнистости. Но до конца этого пути, да, не все доходят.

 
+1
0
-1
 
4 апреля 23:05 #

только на пути к тому, чтобы стать настоящим монахом.

Как живёт самый праведный монах видно на картинках выше.

Если бы ад существовал, тебя, саа, после смерти, черти бы заставляли по каждому подобному случаю придумывать оригинальные (не повторяющиеся) отговорки.

 
+1
5
-1
 
4 апреля 23:14 #

Это не жизнь, а рабочая обстановка. И никто Патриарха не считает самым праведным монахом. Как одного из самых праведных монахов Церковь в это воскресенье будет вспоминать, например, Преподобного Иоанна Лествичника.

 

И это не отговорки. Вы просто не хотите разбираться что есть что.

 
+1
0
-1
 
4 апреля 23:54 #

А по каким же критериям тогда поместный собор открытым голосованием выбирает патриарха?

 
+1
0
-1
 
5 апреля 00:32 #

Что касается Московского Патриарха, то вот цитата из Устава:

Кандидат в Патриархи должен отвечать следующим требованиям:

а) быть архиереем Русской Православной Церкви;

б) обладать высшим богословским образованием, достаточным опытом епархиального управления, отличаться приверженностью к каноническому правопорядку;

в) пользоваться доброй репутацией и доверием иерархов, клира и народа;

г) «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим. 3, 7);

д) иметь возраст не моложе 40 лет.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 08:37 #

ЛОЖЬ! Ты про нанопыль забыл.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 14:07 #

В суд подавала родственница Патриарха, а не сам Патриарх.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 14:32 #

Причем тут суд? Квартира не ёё.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 14:49 #

Это уже бюрократизм. Вы придираетесь к буквам в документах игнорируя объективную реальность.

 

Вот представим, что где-то есть бумага, по которой в Вашей собственности находится целый дворец где-то в районе Альфа Центавра, куда Вы и не собираетесь никогда ехать (допустим, какой-то Ваш дальний родственник внезапно умер завещав его Вам, и наследство встпуило в силу). Но по документам этот дворец у Вас есть. Но Вам лично от этого ни холодно ни горячо.

 

А теперь представьте себе, что кто-то узнал про факт наличия этого документа и начинает негодовать: "Во жирует-то товарищ! Целый дворец, целый дворец!".

 
+1
0
-1
 
3 апреля 14:55 #

Я же уже много раз писал, что у Патриарха нет ничего своего. Совсем. Ни квартиры, ни кровати, ни даже стула.

Много говоришь.  Достаточно было ПРОСТО признать свою ошибку. 

 
+1
0
-1
 
3 апреля 15:36 #

Я говорю по самой сути, и в моих словах нет ошибок, поскольку я говорю про объективную реальность, а не буквы в бумагах. Дарственные и прочие бумаги с переходом наследства от одного к другому может оформлять кто угодно, но это не отменяет другую сторону объективной реальности. Ту, в которой те люди, чьи имена могут вносить в документы, уже не могут лично владеть и пользоваться всем этим. И с этой стороны объективной реальности всего этого, что может быть перечислено в бумагах, у них нет. Как и у Вас того дворца рядом с Альфа Центаврой в том примере выше.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 15:52 #

про объективную реальность

Мы все тут давно поняли, что это НЕ про тебя.

image

 
+1
0
-1
 
3 апреля 16:29 #

Опять лжете. Факт наличия квартиры в собственности Гундяева подтвержден в кассационной жалобе ответчика, т.е. принят судом как факт. А наш суд - самый гуманный и "позвонковый" в мире - конечно же, в своем решении не стал акцентировать внимание на собственнике. О собственнике квартиры, из-за которой весь сыр-бор,- вообще ни слова, ибо не комильфо. Это же умудриться надо!!!! Как же я уважаю наш суд и всю эту власть в целом! 

 
+1
4
-1
 
2 апреля 10:16 #

Такое ощущение, что мне рассказали о мусульманских монастырях. Хотя и они жрут водку как насосы. Меж тем монахи христиане нарушают завет бога плодиться и размножаться. Или монахов божьи заветы не касаются. Или грешат в тихую?

 
+1
0
-1
 
2 апреля 11:39 #

Слова "плодитесь и размножайтесь" были обращены конкретно к Адаму и Еве. В дальнейшем же у разных людей разные пути, на которые их ставит Бог. Когда в ходе Евангельских событий один человек воскликнул "лучше тогда человеку вообще не жениться!" Христос не сказал "ты что, как так можно, - это грех!". Наоборот. Он сказал, что не все могут вместить это слово, но некоторые могут.

 
+1
0
-1
 
2 апреля 17:59 #

Короче твори что душа пожелает, а бог там сам разберется. Тогда на кой хрен попы?

 
+1
6
-1
 
2 апреля 21:34 #

твори что душа пожелает

Нет, не твори. Не всё, что может делать человек, является добром. А когда человек делает зло, то он вредит и себе и другим людям. Но даже если бы человек делал только добро, то в конечном итоге ему от этого не было бы никакой пользы.


Церковь существует для того, чтобы выстраивать связь между человеком и Богом. Чтобы Бог присоединял человека к Себе. Чтобы и человек стал своим Богу, и чтобы Бог стал своим человеку. Без этого люди в вечности просто не захотят сосуществовать с чуждым для них Богом. А существование без Бога - это ад.


Священники - это старшие братья во Христе и сомолитвенники, которые помогают людям приближаться к Богу. Именно для этого и установлено священство Богом.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 05:41 #

А если попы творят зло?

 
+1
0
-1
 
3 апреля 14:20 #

Каждый человек отвечает перед Богом конкретно сам за себя, и зло других людей никого волновать не должно.

 
+1
0
-1
 
3 апреля 17:51 #

Значит ты меня будешь учить жить правильно, а сам в это время... .

 
+1
0
-1
 
3 апреля 18:21 #

Никто никого не учит от себя, как и учителя в школах преподают математику не от самих себя, какой она им видится. Как у школьных учителей есть определённые учебные программы, которые им спускают сверху, так и у членов Церкви есть Предание Церкви, которое члены Церкви только ретранслируют.

 

И как преступления, в том числе и уголовные, учителей математики, не отменяют той математики, которой они учат, так и преступления и проступки членов Церкви не отменяют Предания Церкви, которое существовало в таком виде ещё до их рождения.

 

Соблюдение всех Заповедей, о которых говорит Предание Церкви, - это очень высокая планка, и всякий, кто сам лично пробовал жить по Заповедям Церкви, знает, что человеку самому по себе это не по силам. Бог, конечно, помогает человеку соблюдать Заповеди, и у члена Церкви может получаться всё ближе и ближе приближаться к установленной высокой планке соблюдения Заповедей. Однако, даже у того члена Церкви, который ещё только в самом начале этого процесса, и значительно далёк от фактического приближения к этой высокой планке, уже есть представления об этой планке, к чему именно ему нужно стремиться. Потому, что у него, как и у других членов Церкви, есть Предание Церкви.

 

И в этом смысле между разными членами Церкви никакой разницы нет. Даже если у кого-то получится встретить настоящего святого праведника, то и этот святой праведник будет ретранслировать тоже самое Предание Церкви, и скажет теже самые слова.

 
+1
0
-1
 
4 апреля 12:28 #

Сплошной туман, слов много, смысла мало.

 
+1
0
-1
 
4 апреля 14:06 #

Там сплошной концентрированный смысл. Тут одно из 2-х:

1) Кто-то не хочет читать;

2) Кто-то просто не хочет соглашаться с написанным.


Ключевые же слова могу повторить ещё раз: ни священники, ни миряне ничего (когда говорят о сути вероучения) не говорят от самих себя. Члены Церкви лишь ретранслируют Предание Церкви, которое в своей жизни во всей полноте реализовали прославляемые Церковью святые. А больше всех оно реализовалось в том примере, который показал Сам Христос. И христиане равняются именно на Христа, на показанный Им пример, а не, якобы, на примеры священников и монахов.


Поэтому и ответ на вопрос "На кого же мне смотреть, если нет достойных священников, которые могли бы показать мне личный пример?" всегда один: "Смотреть нужно не на священников, а на Христа".

 
+1
0
-1
 
6 апреля 04:35 #

Выкрутился. Пять тебе в новую тетрадку. Мы разговариваем о разных вещах, я о непотребном поведении попов, а ты о боге.

 
+1
0
-1
 
6 апреля 08:56 #

Разные священники ведут себя по-разному. Любая категория людей состоит из самых разных людей.


И с какой целью Вы поднимаете этот вопрос?

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии