Печальная тема.

добавить в избранное
25 мая 2009, 10:50, Блондинка

Вы часто бываете на кладбище? Вы вообще там были хоть раз? А я бываю. У меня там мама похоронена. И я хочу поделиться наболевшим.

http://kavicom.ru/uploads/sub/0b1eba2e_Arlington.jpg

Лирическое отступление.

Когда я училась в школе, ездили мы с родителями в Ригу. Тогда еще Латвия была в составе СССР. Гуляли мы по красивейшему городу, и забрели в старый парк. Деревья величественные, трава изумрудная, и вдруг… в стороне от дорожки, я замечаю надгробную плиту. А дальше еще одну, и еще. Оказалось, что это вовсе и не парк, а старое городское кладбище.

http://kavicom.ru/uploads/sub/89e9f201_Nemeckoe.jpg

Что мы наблюдаем на нашем кладбище?

Все пестрит от пластиковых цветов, венков и разноцветных памятников с оградами, причем, кто во что горазд (у кого, на сколько денег хватит). Оградки в старой части кладбища поставлены настолько вплотную друг к другу, что приходится искать путь в молчаливом лабиринте нагромождений из огороженных территорий. Зачем? Неужели боятся, что украдут? Все равно эти заборчики чаще всего не выше колена, да и калитка на проволочку закрывается. Конечно же, нет, дело не в этом. Это традиция, которая идет от свойства нашего менталитета — от стремления оградить свое личное пространство. Своё ли?

http://kavicom.ru/uploads/sub/f2cb4fd1_7.jpg

http://kavicom.ru/uploads/sub/5325c9cf_3.jpg

Традиция — сильная вещь. В пасхальные дни наше кладбище полно народу. Хочешь - не хочешь, а «положено» сделать доброе дело — съездить на кладбище. Совершенно понятно, что забота о могилках — это уходящая корнями в глубочайшую древность общечеловеческая форма выражения памяти об усопших близких нам людях. Так же понятно, что эта общая традиция в каждую эпоху обрастает своими особенностями или маленькими традициями.

"Традиция" ходить в Пасху на кладбище возникла в годы советской власти, т.е. совсем недавно, и не является традицией Церкви. Это реакция верующих на закрытие храмов и жесткие гонения на Церковь, когда за посещение храма можно было попасть в лагеря или лишиться работы.

Церковная же традиция изложена в Типиконе (Церковном Уставе). Она гласит, что

Цитата
"от Великого Четвертка во все последующие дни Страстной и Пасхальной седмиц не должно произносить заупокойных ектений и совершать какое-либо поминовение усопших, кроме тайного на проскомидии и тайного на Литургии по освящении Даров. Не совершаются ни панихиды, ни литии".

Для поминовения усопших и посещения погостов (кладбищ) Церковью установлен особый день - Радоница; в этот день после окончания Литургии и панихиды в храме верующие вместе со своими пастырями едут на кладбище и совершают там заупокойные литии.

zavet.ru

Но…

Именно на пасху в нашем городе пускают дополнительные автобусы, отвозящие горожан на кладбище. И именно на пасху территория возле часовни превращается в подобие ярмарки: палатки, торгующие едой, выпивкой. По периметру всё завалено пластиковыми цветами на продажу. Мне кажется, что большинство людей, посещающих на пасху кладбище, едут не от незнания правил поминовения, а от стремления быть, как все. Или от невозможности попасть на кладбище другим образом и в другое время.

http://kavicom.ru/uploads/sub/311ba103_1.jpg

И еще, насчет конфет, хлеба и прочего на могилках, или «Как вести себя на кладбище».

Цитата
Придя на кладбище, надо зажечь свечку, совершить литию (это слово в буквальном смысле означает усиленное моление. Для совершения чина литии при поминовении усопших надо пригласить священника. Более краткий чин, который может совершить и мирянин, приведен в "Полном православном молитвослове для мирян".

Затем прибрать могилу или просто помолчать, вспомнить покойного.

Не нужно есть или пить на кладбище, особенно недопустимо лить водку в могильный холм - этим оскорбляется память мертвого. Обычай оставлять на могиле рюмку водки и кусок хлеба "для усопшего" является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях.

Не надо оставлять на могиле еду, лучше отдать ее нищему или голодному.

zavet.ru

Кладбища – часть нашей истории. Погребальные сооружения – последние страницы в биографии людей, приносивших некогда пользу, дерзавших ради будущего. Так давайте стараться писать эту историю грамотно, красиво и чинно.

Специально, для KaviCom.ru

Добавить комментарий
 
+1
11
-1
 
Просмотров 4310 Комментариев 30
Комментарии (30)
25 мая 2009, 13:08 #

я думаю что переубедить людей не ходить на кладбище в Пасхальный день не реально. это уже в крови. когда я начинаю знакомым или матери об этом говорить, то в очередной раз убеждаюсь, что опять расшибла лоб об "стенку"

 
+1
5
-1
 
25 мая 2009, 14:22 #

Согласно, наш народ трудно переубедить. Мои лекции выслушивают, соглашаются, но делают все равно, как раньше. Сколько ни пытаюсь убедить близких не ходить в Светлый праздник Пасхи на кладбище, а тем более поминать - не получается. Но, как же, всегда ходили, тем более, что все соберутся.

 
+1
4
-1
 
KUKU
25 мая 2009, 17:59 #

В другое время сходить на кладбище получается редко, но каждый раз во мне кипит и пенится нехристианская злость. Возле большинства могилок накрываются "поляны", гомон, смех, разве что песни не поют. Последний раз услышала разговор по мобильнику: "Затаривайся и подъезжай, мы уже собрались, пьём". Ну конечно, где ж ещё выпить, место замечательное. Каждый раз меня несколько смущает поляна любви на повороте к старому входу на Каплинском кладбище. И ещё первый раз в Старом Осколе я увидела, как куличи и яйца мелко крошат на могиле, чтобы "побирушки" не унесли, хотя на мой взгляд мы всё это и носим для того, чтобы кто-то взял еду и помянул усопших.

 
+1
3
-1
 
25 мая 2009, 20:49 #

Интересная тема. Тоже очень хочется "пройтись с косой" по народным традициям. И стереотипам. И вообще по всякой общечеловеческой хрени, кажущейся естественной, а на самом деле являющейся надуманной или гвоздем всаженной в мягкие участки под коркой в процессе социализации. Эх... Где бы взять столько времени, сколько нет?)

 
+1
0
-1
 
26 мая 2009, 00:07 #

Цитата
"Традиция" ходить в Пасху на кладбище возникла в годы советской власти, т.е. совсем недавно, и не является традицией Церкви. Это реакция верующих на закрытие храмов и жесткие гонения на Церковь, когда за посещение храма можно было попасть в лагеря или лишиться работы.

А еще ОЧЕНЬ хочется пройтись косой по современным, точнее сказать по сегодняшним, стереотипам мышления основной массы наших граждан, фанатеющих от первого кАнала, НТВ и им подобных, с остервенением льющих в растопыренные уши наших сограждан кашу, сильно отдающую "ароматом" фекалий. Мне совершенно понятно откуда и главное ЗАЧЕМ подобные перлы появляются в официальной прессе, но становится очень, очень грустно, когда понимаешь, что не глупые вроде бы люди, не потрудившись проанализировать написанное или сказанное начинают размазывать вышеозначенную кашу везде где только можно.

Уважаемая Блондинка, ответьте мне пожалуйста на вопрос, как могло быть так, что человека сажали за посещение храма, а храм между тем продолжал бы работать!? Где вообще логика!? И вообще какая связь между запретом на посещение церкви и посещением кладбища на пасху?

Насчет работы, работу потерять действительно было можно, но опять же только в одном случае, если человек имел партбилет т.е. состоял в партии, при этом уличенного естественно из партии выгоняли. Такое вот условие, партийный человек должен быть атеистом. В любой организации есть свои условия. Например, в банк не возьмут работать человека с судимостью, а если он таковую умудрится скрыть от службы безопасности, его могут ждать серьезные проблемы, увольнение из которых наименьшая. Насчет "жестоких гонений" против церкви... Князь Владимир за 26 лет полностью уничтожил на Руси язычество как конфессию, вот это были гонения!

Далее, первые две фотографии демонстрируют нам типичное католическое кладбище, наши православные выглядят иначе, тут ничего не могу сказать, традиция. А вы видели когда-нибудь мусульманское кладбище? Там вообще нечто наподобие маленькой мечети с куполами на могилах принято строить. Разные вероисповедания, разные традиции погребения, разные принципы устройства погостов...

А вот что действительно вогнало меня в ступор так это созерцание на Красную Горку картины семейства, мирно обедавшего на могилке. Я особо не приглядывался, но тарелок и бутылок у них было очень много. При этом благородный отец семейства, что-то с огромным аппетитом пожирал ложкой прямо из банки... Комментарии, как говорится, излишни. Я хоть и неверующий, но кажется мне, что кладбище не очень удачное место для поминальной трапезы и в этом вопросе церковь объективно права.

И последнее, не стоит винить в подобном отношении к местам захоронения советскую власть. Не помню у кого, но точно у кого-то из классиков, был в тексте эпизод, в котором батюшка ругал мужика за то что тот ходил с семьей на пасху на кладбище, там ел, пил и орал песни. Видимо проблема существует уже не одну сотню лет.

 
+1
0
-1
 
26 мая 2009, 08:30 #

Уважаемый boommm, не отвечать на поставленные вопросы невежливо, посему буду стараться...

Цитата
Уважаемая Блондинка, ответьте мне пожалуйста на вопрос, как могло быть так, что человека сажали за посещение храма, а храм между тем продолжал бы работать!? Где вообще логика!?

Я не настолько стара, чтобы "помнить" то время, когда за посещение церкви людей сажали, поэтому очевидцем быть не могу, дабы вы получили аргументы из первых рук. Но я читала. Читала не только Солженицына и Рыбакова, которые как раз и были теми самыми свидетелями абсурдности причин заключений многих и многих людей в лихие 30-ые.

А насчет логики. Пусть я и Блондинка, но мне кажется, как раз логика в том, что за посещение открытого храма могли посадить человека. А если храм закрыт, то как его можно было посещать?

Далее.

Цитата
И вообще какая связь между запретом на посещение церкви и посещением кладбища на пасху?

"Обычай ходить на кладбище на Пасху возник в 60-е годы как своего рода религиозная демонстрация против безбожного космополитического режима. В религиозном сознании многих русских людей, лишенных правильного пастырского слова, идея Воскресения Христа связывается с чувством поминовения (и мысленного воскрешения) умерших близких.

О том, какие методы космополитические власти использовали про-

тив Русской Церкви, свидетельствуют письма Патриарха Алексия 1 в

советские органы."

Олег Платонов. История русского народа в XX веке. Том 2 (гл. 37)

 
+1
8
-1
 
17 сентября 2011, 11:14 #

Уважаемая Блондинка. Не могу сказать про другие местности, но в селе, где жили мой дед и прадед в собор, который был построен графом Бобринским, люди в церковь ходили и при советской власти, правда, в значительно меньшем количестве. Ходили туда и мои предки, но их никто не посадил, не смотря на то, что их дважды РАСКУЛАЧИЛИ и они в колхоз не вступали. Видимо это зависело от местных властей.

 
+1
1
-1
 
4 июля 2013, 12:11 #

В деревне было все по другому. А церковь в каком селе? Насколько она активно при совке работала интересно? И сколько раз в нее при совке и когда сходили дед и прадед.

 

То есть, когда и сколько сходили при совке в собор (это в селе) дед и прадед? Сколько прадеду лет было при последнем посещении собора?

А вообще случаи редкие бывают, знаешь сколько тысяч из только один раз раскулаченных даже до лагерей не доезжало? Вот то и оно.

 
+1
0
-1
 
26 мая 2009, 10:32 #

Комментарии как говорится излишни, пожалуй ещё можно добавить, что товарищ Сталин на кладбищах лично пожирал младенцев...

Насчёт европейской строгости на кладбищах, это да, как то ближе моему рационалбному складу мышления.

 
+1
1
-1
 
26 мая 2009, 13:34 #

Лично я не хочу, чтобы меня хоронили и потом в течение нескольких лет ходили и плакали!!! Пусть прах развеят по ветру и дело с концом!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

 
+1
0
-1
 
26 мая 2009, 19:16 #

Цитата
как могло быть так, что человека сажали за посещение храма, а храм между тем продолжал бы работать!? Где вообще логика!? И вообще какая связь между запретом на посещение церкви и посещением кладбища на пасху?

Я хоть и не жила в мрачные сталинские - бреждневские, но совершенно точно знаю, что за посещение храмов в СССР не сажали. Да, это не поощрялось, можно было поиметь неприятности по партийно-комсомольской линии, но отсидка с формулировкой "за посещение храма" - миф, выдуманный теми, кто пытается искусственно демонизировать те непростые и очень противоречивые времена. Такой же надуманый миф, как запрет rock'n'rolla и тому подобное.

 
+1
2
-1
 
26 мая 2009, 20:30 #

Зохан! Поддерживаю тебя в желании стать развеяным прахом как Индира Ганди, например. Наша церковь не запрещает кремацию, а власть не разрешает строить крематории. Слишком доходный бизнес. Кое-кто уже пытался в Осколе пробить эту брешь, но увы... Тема интересная и у нее должно быть много продолжателей. Хотя берутся писать о ней немногие. Тяжело, не все понятно и не всегда доступна достоверная информация. Но мы к ней вернемся и подойдем с другой стороны.

 
+1
2
-1
 
5 февраля 2012, 20:03 #

Наша церковь не запрещает кремацию, а власть не разрешает строить крематории.

ТЫ ЧТО САБЛОН БЕЛЕНЫ ОБЪЕЛСЯ, да это ж самое главное, чтоб человек в земле истлел. Или твоя церковь иудейская, тогда извини. 

 
+1
1
-1
 
26 мая 2009, 20:38 #

boommm Первые две фотографии, скорее всего, массовые или военные захоронения. Нечто подобное я видел на одном из брюссельских кладбищ. Трапецией в окружении высоких деревьев, специально выделен уголок для могил воинов погибших во 2-й мировой войне. Вспомните Арлингтонское кладбище, его часто показывали по ТВ. Сам Бог велел содержать их в порядке и строгости. Так и содержат.

 
+1
1
-1
 
26 мая 2009, 21:16 #

Цитата
а власть не разрешает строить крематории. Слишком доходный бизнес. Кое-кто уже пытался в Осколе пробить эту брешь, но увы... Тема интересная и у нее должно быть много продолжателей

Знаю я двоих журналистов, что пытались в разное время всерьез заняться проблемами наших кладбищ и описать почему такие высокие поборы. Оба в итоге бросили это занятие, сказав, что жизнь им дороже. Одна из них - К. Г. Б., имя второго разглашать не буду (не я точно).

 
+1
2
-1
 
26 мая 2009, 23:57 #

Блондинка,

Цитата
Но я читала. Читала не только Солженицына и Рыбакова, которые как раз и были теми самыми свидетелями абсурдности причин заключений многих и многих людей в лихие 30-ые.

Солженицын антисоветчик известный, схлопотал свой срок по совершенно логичной причине, за письмо с антисовесткими высказываниями... в конце войны, с фронта. Наводит на некоторые мысли. И вообще странно, что не расстреляли. Рыбаков тоже персона интересная, в бунтарском возрасте побывал в ссылке. По окончании ссылки взялся за ум, устроился на работу, прошел всю войну, несколько раз отличился, вернулся в звании майора (тоже на заметку о "суровости" власти по отношению к бывшим политзаключенным) и не сильно-то был по-видимому обижен на власть. Начал писать, написал несколько великолепных, очень даже патриотических советских книг о людях, о судьбах, о жизни простых граждан в Советском Союзе. По его книгам были сняты отличные фильмы, в т.ч. "Кортик"... А в период развала Союза и после, взял да и наляпал книг о "кошмарах, бесчеловечности и ужасах" советской власти... Что же из всего написанного А.Н. Рыбаковым (Ароновым) является правдой?

К чему я все это написал? Да к тому, что на базе "творчества" вышеозначеных авторов как раз и заварена та каша, о которой я писал в предыдущем своем комментарии. Объективности суждений о событиях того времени в их книгах искать не приходится. Первый состоял в жесткой оппозиции к существующему режиму, долгое время жил в США и активно спонсировался американским руководством. Второй то ли притворялся добропорядочным советским писателем, то ли на волне моды в последние годы жизни написал "коммунистические ужастики" для масс. Непонятно, но в общем доверять его словам тоже как-то не хочется. Хочу заметить, что все эти граждане отсидевшие в 30-х годах по статье "контрреволюционная агитация и пропаганда" отсидели за совершенно конкретные поступки, слишком живы еще в стране были движения эсеров, троцкистов и прочих, революция произошла совсем недавно, каких-то 13-15 лет тому назад и люди политически были очень активны. Естественно, приходилось наводить порядок, незачем было будоражить народ, устраивать раскол в обществе, разжигать вторую гражданскую войну, последствия ее были бы еще более ужасающими, чем все те "кошмары", которые сегодня приписываются "лихим 30-ым". А между тем в Европе крепли после жесточайшего кризиса такие государства как Германия и Италия. Теперь представьте себе, что бы случилось если бы в Великую Отечественную вступило государство не с жестким тоталитарным порядком, а, скажем, государство с порядком сегодняшнего образца...

upkv,

5+

Сьюзи, абсолютно в точку!

 
+1
0
-1
 
27 мая 2009, 08:08 #

boommm, спасибо за информацию. Очень все познавательно.

Я, как бы, теперь должна замолчать, стыдливо покраснеть и задуматься: "Зачем я читала таких "неправильных" писателей"?

Но...я их читала, и это уже МОИ знания, и , пусть, по-Вашему, мои заблуждения. И я попыталась этими знаниями объяснить факт посещения людьми кладбищ в Пасху. (Вы же попросили ответить - ответила, как смогла).

Если Вас не удовлетворил мой ответ, предложите свою версию? С удовольствием почитаю, приму к сведению. Очень люблю узнавать что-то новое))))

 
+1
0
-1
 
27 мая 2009, 11:09 #

Дема. С К.Г.Б. я поговорю, ради интереса, но первым о кладбище написал Женя Цуканов, работая в Новостях. материал был весьма негативным. Затем на моей памяти была статья Тони Машниной (Вечерка), когда она во весь свой рост сфотографировалась в гробу. ТО был официоз ГМПО КХ. Следующее выступление было снова в Новостях, и тоже с официальной информацией. Других не читал. Ритулка всегда была криминальной структурой потому в нее не очень суются.

 
+1
0
-1
 
27 мая 2009, 13:13 #

Цитата
Затем на моей памяти была статья Тони Машниной (Вечерка), когда она во весь свой рост сфотографировалась в гробу

Это не после этой статьи к ней "братки" на джипе приезжали и о чем-то беседовали с грохотом за закрытыми дверями?

Кста, причиной изменения темы второго журналиста было то, что очень уж он интересовался вопросом двойных захоронений и исчезновений людей в городе.

 
+1
0
-1
 
27 мая 2009, 21:33 #

Дема Вряд ли. То была информация от Зенкова и ничего плохого, с их точки зрения, в ней не было. Вокруг ритуалки витает много слухов, вплоть до того, что на хладокомбинате якобы держали чей-то труп, как в морге.

 
+1
0
-1
 
28 мая 2009, 21:14 #

В целях спасения территории, и для свободы духа считаю что кремация самое лучшее. Очень хотелось бы что бы со мной поступили так. Хочу продолжать жить с ветром, а не медленно гнить в земле.

Быстрей бы решился вопрос о кремационной конторе.

 
+1
1
-1
 
29 мая 2009, 11:24 #

Solary, что значит быстрей бы?

Ты уже на тот свет бронь заказала? да некуда нам торопиться на самом деле какие наши годы.

 
+1
0
-1
 
29 мая 2009, 17:19 #

Solary Мини-крематорий стоит около 1 млн. евро. Их нет в обозримом пространстве Черноземья. По некоторым сведениям были такие случаи, когда наших усопших везли кремировать в Москву. В моих планах есть место этой теме. Подожди! Не крематория, конечно, Ирина права, рано еще, а текста.

 
+1
0
-1
 
5 сентября 2011, 09:34 #

Блондинка, я полностью поддерживаю Ваше мнение. Кроме того, что творится на городском кладбище, меня ещё возмущает и ОРГАНИЗОВАННЫЕ МАССОВЫЕ ГУЛЯНИЯ НА КЛАДБИЩЕ У АТАМАНСКОГО ЛЕСА. Я написал об этом. Результат: заклевали-заплевали и  с какой-то остервенелостью меня начали убеждать, что эти вакханалии очень даже уместны.
Народа на кладбище бывает много, но посмотрите, сколько остаются неубранных, заброшенных могил.  Неужели так тяжело внукам привести в порядок, хотя бы, РАЗ В ГОДУ могилу своих дедов? Я, например, ежегодно, за неделю до Пасхи езжу в другой район для того, чтобы привести в порядок могилы своего деде, прадеда и пра-прадеда и, как говорится, не переработался. Правда, последние три года ухаживать приходится только за могилой деда, а кладбище, где были могилы прадеда и пра-прадеда, уже не существует (посчитали его старым, где давно не производятся захоронения, хотя за многими могилами люди продолжали ухаживать). На месте кладбищенских ворот построен жилой дом, а на месте кладбища сажают картошку.

 
+1
5
-1
 
17 сентября 2011, 12:10 #

Я двумя руками за крематории. Это красиво, практично и вообще.

 
+1
2
-1
 
5 февраля 2012, 20:09 #

Как красиво на западе, но это в том случае если на кладбище не ходить. А сейчас они GPS к мертвецам цепляют вот хома:-D

 
+1
1
-1
 
21 апреля 2014, 23:29 #

Как всегда, шумно обсудили, по кавикомовски!.  А порядка на кладбище как не было, так и нет до сих пор. Оградки ставят и для того, чтобы застолбить место родственникам. Чтобы не бегать по всему кладбищу и не искать в этом бардаке могилы . За порядком должна следить администрация кладбища, это её обязанность. Ведь нет проблемы проследить как усанавливают оградки, организация проходов и т.д. Есть с чем сравнить, лет 15 назад возил тёщу на родину в Магнитогорск, попрощаться с сёстрами (возраст). Посетили городское кладбище, и было с чем сравнить! Неужели такое возможно? Асфальтовые дороги, четко разбитая на кварталы территория, огромный транспарант с планом кладбища. Чисто. Может за эти годы и поменялось, давно не был. Но впечатление хорошее осталось. Часто езжу по району, кладбища почти везде одинаковые, ухожены. Люди помнят своих предков.  Ну а такое поведение посетителей сложилось за последние 10 - 15 лет. В советское время на старое кладбище ходил с родителями на "красную горку", а после собирались дома все родственники, конечно выпивали взрослые. Никто за это никого не преследовал. А самое главное - посещайте чаще родителей, пока они живы. И очень горько осознавать как рвутся родственные связи после ухода старшего поколения. Виновато время или мы сами?

 
+1
0
-1
 
21 апреля 2015, 09:51 #

У нас на Урале никогда в Пасху не посещали кладбища, чего я и сейчас придерживаюсь. А оградка не потому, что "свое", а для того, чтобы родственники были в одном месте, по возможности.

 
+1
1
-1
 
10 марта 2017, 23:04 #

 Я считаю, эту ситуацию легко решить, нужно только раставить служителей церкви на входе кладбища с листовками и громкоговорителями. Еретиков пусть вразумляют попы, а особо шумных и не понятливых привлекает к ответу полиция за оскорбление чувств верующих.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии