На кладбище ... гуляли?

добавить в избранное
7 августа 2009, 08:46, sablon

Наверное, это символично, что кладбища располагают на въездах-выездах из города. Куда бы ни пошел путник, везде его будет встречать и провожать память земляков. Так было всюду, и человечество не зря выработало обряды последних проводов. Сжигание, закапывание, сплав по реке, подвешивание на дереве, - что бы ни делали с покойниками, в последний путь его провожали с почетом. Не буду приводить других примеров, но скажу одно - у истоков обрядов чаще всего стояли религиозные каноны и традиции. Церковь, в собирательном ее смысле, брала на себя обязанность вести человека по жизни от начала и до конца.

Не думаю, что в далекие времена верующий боялся грехов и соблюдал законы Господа из страха. Он просто так был воспитан и не помышлял иного в отношениик усопшим. С отделением церкви от государства, мы разрушили самый прочный и стройный фундамент традиций, отдав все на потребу варварам. В моей памяти - десятки газетных статей о расстрелах обелисков, раскапывании могил и других осквернениях покойных.

Пусть это не у нас, но чем лучше отношение к старому, да и новому кладбищам теперешних властей? Боязнь называть вещи своими именами довлеет над нами, и мы эдак скромненько, ненавязчиво, время от времени напоминаем: надо вот это, это, и так без конца. Где уж там о кладбище заботиться! А оно достойно большего. Чтобы это понять, расскажу о том, каким видели его горожане в старые времена.

Плановая застройка города началась после указа Екатерины II в 1784 году, к тому же времени восходит и образование кладбища. Строили его братья Чечулины, известные в те времена не только в Старом Осколе, строители. Строительные материалы были с заводов Макаровых, и уж чего-чего, а серьезности в богоугодном деле хватало. Кладбище было обнесено забором из кирпича. Трое ворот позволяли вносить покойников по кратчайшим расстояниям.

После строительства Ахтырской церкви стало возможным отпевание, и кладбище приняло солидный вид. Границы его проходили за туббольницу с одной стороны и до медицинского училища с другой. Остатки стен мы видим и сейчас. Жилья рядом не было, а стояла сторожка при воротах. Сторож охранял территорию с двумя собаками. Прихода церковь не имела, и по решению Земского собрания с участием духовенства, содержалась за счет города и на пожертвования купцов. Нам хорошо известно, что староста и главный попечитель кладбища и церкви Илларион Илларионович Симонов - городской голова - за свою жизнь отдал этому месту более 15 тысяч рублей. И они не пропали даром.

Макаровы расписали ограждение кладбища фресками в три цвета, ведь они были не только купцами, строителями, но и архитекторами и художниками. Вдоль всей ограды полосой росли цветы, и ухаживала за ними Севиль Климентьевна Мезенцева. Цветы были ее страстью и работой. Она продавала их у своего дома, на улицах, а в дни поминовения усопших брала ослика у Игнатовых, грузила на него корзины и везла на кладбище. Выращивала на продажу она в основном розы трех сортов: розовые, черные, белые.

Отступя пол-аршина от цветов, росли кустарники. И по свободному пространству можно было гулять. Именно гулять. Это кладбище не наводило тоску, оно напоминало не о бренном мире, а о том, что ты жив и способен свернуть горы, если молод. Если стар, то можешь научить чему-то полезному молодежь.

Вечером здесь пели соловьи. Им было где развернуться. Тогда разрешали сажать на могилах дубы, белую акацию, терновник, фруктовые деревья. Оград не ставили - запрещалось. Могилы копались параллельно стенам кладбища, ногами на восток. Среди них было своеобразное распределение по общественным слоям. По бровке хоронили военных, около церкви - священнослужителей и особо почетных граждан. Как раз там, на уровне церкви в третьем ряду стояли склепы Симонова и семейный – Макаровых-Евсюковых, над входом в их склеп стояла копия колоколенки Троицкой церкви.

На могилах номера, кроме, естественно, надписи и пройти к любой из них было достаточно легко. Между могилами в ширину расстояние в две стопы, в длину - пол-аршина. Склеп Симонова был сделан из гранита и покоился на 4 арках. Везде, в свободных местах у дорожек, стояли скамейки, и можно было отдохнуть, поговорить, подумать в одиночестве. Если могила оставалась бесхозной, то за ней ухаживал смотритель, а со временем, на этом месте по согласованию со священником, можно было хоронить и других.

Надгробия делали из дуба или камня, обязательно с крестами. Дерево обжигали. Католиков и православных хоронили врозь, но если семья оказывалась разных вероисповеданий, то этого правила не придерживались.

Сейчас трудно судить о том, кто и где был захоронен, но здесь лежат останки многих именитых граждан города, оставивших о себе память в истории: Симоновы, Переверзевы, Шуруповы, Агеевы, Шестаковы, Дятловы, Макаровы-Евсюковы и многие-многие другие.

Был один интересный обычай на Руси. Великих и знатных хоронили в пределах церкви. Поднимали плиты и устраивали могилы. Такие же права покупали и некоторые богатеи. При этом они исходили из таких соображений, что прихожане, ступая ежедневно по захоронениям, будут поминать их и, таким образом, снимут грехи.

А получилось все не так. В 1935 году повальное атеистическое шествие снесло все плиты из Успенской церкви к реке и устроило из них спуск. Ходят по ним, да не так, с другими мыслями и чертыхаются. С нашим подходом к памяти никогда не родятся два Спиридона - Семендяев и Буздыханов. Первый по собственному разумению поправлял могилы, подкрашивал их, писал молитвы на досках и ставил на углах улиц, второй - помогал ему.

Второй - поправлял лепку, плиты и памятники. На фотографии, хорошо видны оставшиеся в живых ворота. Наверху когда-то была икона, предположительно Троица. Она благосклонно взирала на входящих сюда и благословляла живых и мертвых. Когда и кто ее выдрал «с мясом», трудно сказать. Вряд ли кому ворованная святыня принесла счастье. Но это деяние обезглавило и обезличило наше прошлое. Начиналась другая эра.

http://kavicom.ru/uploads/sub/dd890a8e_kladbiwe.jpg

Добавить комментарий
 
+1
1
-1
 
Просмотров 2727 Комментариев 17
Комментарии (17)
7 августа 2009, 11:18 #

Не могу отделатся от впечатления, что где-то читал что-то подобное. Перерыл Кавиком - не нашел. Может просто куски где-то были?

Кстати, вот в дополнение темы интересные статьи с портала о кладбищах округа -

- Вандализм на городском кладбище

- Павел Шишкин расстается с Родиной

- Печальная тема

 
+1
0
-1
 
7 августа 2009, 11:45 #

Начальный кусок где то уже видел, остальное вряд ли

 
+1
0
-1
 
Guest
7 августа 2009, 14:09 #

1. Каноны у истоков стоять не могут...

2. Хоронили и до Р.Х.

3. Соединение церкви и государства - не дает прочный фундамент, что ж Российская империя развалилась-та?

4. Соблюдение законов Господа происходит от страха Страшного суда.

А в остальном славно.

 
+1
0
-1
 
7 августа 2009, 14:29 #

Цитата: "С отделением церкви от государства, мы разрушили самый прочный и стройный фундамент традиций, отдав все на потребу варварам".

Я, например, в религиозном плане человек сомневающийся, и категорически против возвращения церкви государственного статуса. Но у меня никогда не возникнет мысли идти громить могилы - просто из уважения к покойным. Вот это-то уважение, на мой взгляд, и нужно прививать с детства каждому, а не гнать всех в церковь.

По поводу благоустроенности кладбища скажу одно: достаточно того, что там все чисто, ухожено и есть, где присесть родственникам. Большего, на мой взгляд, покойным не нужно. Уж лучше раздать деньги голодающим или больным. А те самые купцы, чью щедрость Вы здесь описываете, просто пытались купить себе рай.

 
+1
0
-1
 
7 августа 2009, 17:02 #

ЕgoZA Сложно судить о том, чему мы не были свидетелями. Я о купцах и покупке рая. Церковь Гусарова - это что, покупка рая? Неужто среди русских купцов не было нормальных, здравомыслящих, прогрессивных людей? Были! История их знает. Хотя покупка рая купцами тоже подана нам историей. Ее уже многАжды переделывали и переписывали. В наши головы заложена советская история, в которой ругали кулаков, меньшевиков, купцов - всех, кто был богаче других. Нам, простым людям, не имея под руками первоисточников, трудно найти истину, так что не будем.

 
+1
0
-1
 
7 августа 2009, 17:09 #

EgoZA Я не призывал к возвращению церкви государственного статуса. К церкви я отношусь нормально, а вот к верующим - не всегда, особенно проявляющим фанатизм.

Дема Я тоже не могу отделаться от твоего впечатления. У меня есть еще одна статья о старом кладбище. Она как-то перекликается с этой, но есть в ней и отличие. Оставлю ее на потом.

 
+1
0
-1
 
7 августа 2009, 19:56 #

Вера должна быть в душе и сердце. Остальное все - атрибутика веры. Не все, кто ходит в церковь - порядочные и честные люди. Нужно быть в ладу с самим собой, тогда будешь в ладу и со всем миром.

 
+1
0
-1
 
8 августа 2009, 09:32 #

Странно как-то порлучается. Я писал о том, что на кладбище ГУЛЯЛИ! И не делал упора на церковь, порядочность, ее возвращение в лоно государства. Речь шла о порядке в государстве, в умах горожан и на кладбище.

 
+1
0
-1
 
9 августа 2009, 15:53 #

Странно как-то порлучается. Я писал о том, что на кладбище ГУЛЯЛИ!

Ув. sablon! Может, Вы и хотели написать о прогулках на кладбище, но дали при этом весьма спорный посыл: "С отделением церкви от государства, мы разрушили самый прочный и стройный фундамент традиций, отдав все на потребу варварам". Так что теперь не удивляйтесь, что все на нем спотыкаются.

 
+1
0
-1
 
9 августа 2009, 20:17 #

Цитата
Странно как-то порлучается. Я писал о том, что на кладбище ГУЛЯЛИ! И не делал упора на церковь, порядочность, ее возвращение в лоно государства. Речь шла о порядке в государстве, в умах горожан и на кладбище.

sablon, вы просто задели за живое )

 
+1
0
-1
 
10 августа 2009, 12:03 #

EgoZA Через пару дней статья уйдет в раздел прочитанных и все забудется.

Фацелия Говоря о мертвых, задел живых. Каламбур. Бывает.

Разговор о кладбищах еще не закончен, в перспективе - продолжение.

 
+1
0
-1
 
10 августа 2009, 15:02 #

теиа о кладбище, клёво)

 
+1
0
-1
 
10 августа 2009, 17:13 #

sablon, кстати, за Краеведческим музеем под балконом штабелированы дореволюционные надгробия. Вы, случаем, не знаете, что с ними собираются делать?

Цитата
Фацелия Говоря о мертвых, задел живых. Каламбур. Бывает.

Так всегда. Бродя по кладбищу, думаешь о живых. Никуда не деться.

 
+1
0
-1
 
10 августа 2009, 21:01 #

Фацелия Они не штабелированы, а просто лежат на земле. Появились они там во время строительства резиденции Клюки около центрального рынка. Именно там, на верхней площади находился дом купца Кобозева, о тяжбе которого я писал. Чтобы плиты не пропали их перетащили к музею. Видел я их и фотографировал. Площадочку за музеем планировали отгородить и сделать нечто вроде музея под открытым небом. Но как всегда не хватило денег. В городе плодятся аисты, растут новые памятники, не совсем соответствующие исторической истине, а вот заборчик сделать трудно. Глядишь кто-нибудь и упрет себе эдакую реликвию домой и будет использовать как подставку под мангал, ума хватит.

 
+1
1
-1
 
10 августа 2009, 23:13 #

Sablon, вы ничего не путаете? По-моему, дом купца Кобзева находился за кинотеатром "Октябрь".

 
+1
0
-1
 
11 августа 2009, 10:27 #

sablon, а я бы увезла парочку на дачу... в качестве культурно-исторических памятников.

 
+1
0
-1
 
sablon
12 августа 2009, 12:42 #

Lavrentij Кобзев и Кобозев - родственники, но жили в разных домах. Почитай "Тяжбу купца Кобозева" и все поймешь.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии