ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории Старого Оскола) Н. Белых (Продолжение 3)

добавить в избранное
ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории Старого Оскола) Н. Белых (Продолжение 3)
16 сентября 2013, 13:19, Белых_Евгений_Николаевич

 Размещаю окончание ГЛАВЫ 3 "ОБВАЛЫ И РАСКОПКИ" из книги Н. Белых ЧАСТИЧКА РОДИНЫ:

 

 ГЛАВА 3 ОБВАЛЫ И РАСКОПКИ (Окончание)

 Всё рассказанное здесь, а также государственная потребность строительства железной дороги от Старого Оскола до Коробково, как мы уже отметили, послужили предпосылкой Оскольской экспедиции.

11 июля 1934 года в Старооскольский музей прилетела из Ленинграда следующая телеграмма: "Государственная Академия Истории материальной культуры считала бы со своей стороны весьма желательным участие музея в работах Оскольской экспедиции Академии. Форму этого участия просьба согласовать с начальником экспедиции тов. Болтенко.

Исполняющий обязанности през. Академии Ф. Кипарисов,

Зав. сектором полевых исследований Б. Латынин"

(ГАИМК, фонд № 2, опись первая, 1934 г., архив 178, лист 15).

По получении этой телеграммы, контакт в работе экспедиции и музея стал наиболее полным: члены экспедиции включились в план работы музея, читали лекции для граждан Старого Оскола, публиковали свои сообщения о раскопочных работах в местной газете "Путь Октября", содействовали улучшению работы краеведческих кружков и т. д.

Работники музея, в свою очередь, включились в планы работ экспедиции, оказывая своими знаниями края и опытом влияние на её работу и даже на выбор места некоторых раскопок. В частности, музей подсказал экспедиции идею более тщательного обследования и раскопок Пьянова Кургана в районе села Лукьяновки.

Своё название курган этот получил исстари по растению пьян, произраставшему на кургане и в его районе. Растение это имело жёсткий коричневый ствол и беловатую зонтовидную цветковую головку. Корень растения содержал дурманящие вещества. Люди сначала сушили его и отваривали, употребляя настой с лечебной целью от простудных заболеваний, а потом приучились употреблять этот настой в качестве пьянящего средства. Выпив отвар, человек чувствовал себя пьяным, у него слабели мускулы ног и рук, снижалась работоспособность, но начинался нервный подъём, появлялась "весёлость", охота шутить. Выдёргивая с корнями, люди постепенно извели растение пьян, но за курганом-могильником сохранилось название "Пьянов курган".

Приводим здесь некоторые из фотоснимков, отражающие отдельные этапы работы Оскольской археологической экспедиции.

http://kavicom.ru/uploads/sub/82cf5fa8_Foto16.jpg

 Фото 16.

На этом снимке дан общий вид раскопочных работ на Пьяновом кургане в 1934 году. Заняты делом десятки людей. Одни роют под наблюдением научных сотрудников траншею, другие руками перебирают вынутый грунт, чтобы не упустить из вида даже самых мелких предметов или остатков материальной культуры прошлых веков. Раскопками интересовалось всё население края. Сюда часто толпами приходили люди, здесь останавливались проезжие.

http://kavicom.ru/uploads/sub/29f0ec67_Foto17.jpg

Фото 17.

 На этом фотоснимке, зарегистрированном в ГАИМК в Архиве 180 за 1934 г. под ш. н. I 15365, мы видим колхозников. Готовясь к уборке урожая, они везут из города сельскохозяйственные машины и остановились у кургана поинтересоваться и ходом и результатом археологических работ. В перспективе видны силуэты археологов и землекопов на вершине Пьянова кургана.

 Одновременно шло строительство железной дороги Старый Оскол - Коробково. На помещаемом ниже фотоснимке мы видим земляную выемку для железнодорожной насыпи.

http://kavicom.ru/uploads/sub/2774fa56_Foto18.jpg

 Фото 18.

 При работе здесь были обнаружены признаки человеческого жилья (пепел, бронзовые орудия труда, следы врытых в землю столбов и др.) Археологи установили, что здесь тысячи четыре-пять лет тому назад, если не в более ранний период, находилось селище людей бронзового века.

Строившаяся в то время железная дорога Старый Оскол - Коробково во многих местах прорезала культурные слои человеческих поселений в прошлые тысячелетия.

http://kavicom.ru/uploads/sub/96b94d6c_Foto19.jpg

 Фото 19.

 На этом снимке дан один из таких прорезов культурного слоя поселений в районе Лукьяновки Старооскольского района.

По мере развития работ экспедиции, расширялся район её внимания и действия, в результате чего земля-хранительница открывала взору современников материальные остатки жизни их далёких предков.

http://kavicom.ru/uploads/sub/cc94c29c_Foto20.jpg

 Фото 20.

На этом фотоснимке дана северная стена раскопок Пьянова кургана с ямами старых деревянных столбов. Здесь же и в других местах раскопок найдено много предметов, относящихся к периоду развитого века бронзы.

http://kavicom.ru/uploads/sub/98b70a37_Foto21.jpg

 Фото 21.

 На этом фотоснимке (слева) показано изделие гончарного искусства развитого века бронзы. Справа - сосуд гончарного искусства конца бронзовой культуры (смотрите о нём выше, там дан и фотоснимок 10 этого сосуда из чёрной глины).

 Кроме сохранившихся сосудов, было найдено много черепков глиняной посуды с различной орнаментикой, указывающей на различные эпохи происхождения этих остатков керамики далёкого прошлого нашего края. Даём фотоснимок этих черепков.

http://kavicom.ru/uploads/sub/cacf5ace_Foto22.jpg

 Фото 22.

 Большинство представленных здесь черепков, несомненно, относится к остаткам гончарных изделий бронзового века, но имеются и представители керамики с ямочно-гребенчатым узором (три черепка, например, в среднем ряду). Есть и представители смешанной керамики (два черепка слева в нижнем ряду имеют орнаментику, детали которой соответствуют орнаментике бронзового века и, частично, орнаментике ямочно-гребенчатой керамике раннего периода).

 Науке известно, что признаком для неолитических людских стоянок севера страны является керамика с ямочно-гребенчатым узором. Наличие остатков такой керамики или элементов её в районе Лукьяновки позволяет нам заключить, что или южная граница распространения керамики с ямочно-гребенчатым узором проходила по нашему краю или между населением нашего края и населением северных частей страны были какие-то хозяйственные связи (возможно, обмен изделиями), иначе нельзя объяснить наличия синкретизма в орнаментике керамических изделий, обнаруженных в нашем крае.

С другой стороны, поскольку керамические изделия бронзового и неолитического веков найдены в нашем крае вперемежку и в непосредственной близости друг к другу, даже в одном и том же культурном слое, можно дать этому такое объяснение: ямочно-гребенчатая керамика продолжала существовать и в период верхнего неолита, когда уже начала постепенно бронза завоёвывать свои позиции среди орудий человека. Накапливались количества бронзовых предметов, пока не совершился переход полностью к новому качественному состоянию орудий, от каменных к металлическим. В этот переходный период, разумеется, могли и в действительности существовали одновременно и рядом друг с другом изделия, характерные для верхнего неолита и начала века бронзы. Может быть, и в этом есть отгадка причин синкретизма в орнаментике найденных остатков керамики рубежа неолита и века бронзы.

 В том же культурном слое, где найдены керамические изделия двух смежных эпох - неолитической и бронзовой - встретились другие предметы, фотоснимок которых помещаем ниже. Они проливают свет на социальный строй людей, живших в то время в нашем крае.

http://kavicom.ru/uploads/sub/cb6d209f_Foto23.jpg

 Фото 23.

Каменная статуэтка бородатого мужчины на этом фотоснимке указывает на существование патриархальных отношений в эпоху бронзового века, начавшегося на территории нашего края, вероятно, не раньше второй половины третьего тысячелетия до нашей эры, когда, по словам Ф. Энгельса, "…домашняя работа женщины утратила … своё значение по сравнению с промысловым трудом мужчины; его труд был всем, её работа - незначительным придатком".

(Маркс и Энгельс, Соч. т. XVI, ч. 1, стр. 137-138). На смену распавшемуся материнскому роду пришёл отцовский род. Главным занятием мужчин в век бронзы было здесь скотоводство. Интересно отметить, что каменная фигурка бородатого мужчины имела на одной искривлённой ноге бронзовый браслет.

Следует заметить, что в двадцатых годах XX века в нашем крае, в том числе и в районе Лукьяновки, землекопы неоднократно находили и доставляли в музей женские каменные фигурки. При этом в более глубоких слоях земли попадались грубые фигурки, а в верхних - изящные. Надо полагать, что первые относились к ранним векам дикости, а вторые - к высшей ступени дикости (неолит), когда матриархат полностью развился на развалинах переставшей существовать первобытной орды.

 В правом верхнем углу фотоснимка мы видим керамическую пластинку с ямочными украшениями. Относится эта пластинка к неолиту, может быть, к его последнему периоду, и имеет давность 6-7 тысяч лет, если не все 10 тысяч лет.

 Ниже пластинки мы видим незаконченную гребёнку из оленьего рога. Что-то помешало мастеру завершить работу. Возможно, на поселение напало соседнее племя, и мастеру пришлось оставить работу и встать с оружием в руках на защиту рода.

 В письме к тов. Б. Латынину начальник Оскольской экспедиции тов. К.Г. Болтенко писал об этом гребешке, что "Есть штучка из оленьего рога с зубцами". (Дневник № 3, архив 180 ГАИМК за 1934 г., опись 1-я, фонд 2).

 Весьма любопытно, что в раскопанном культурном слое найдены изделия, относящиеся к концу века бронзы и началу века железа. Например, у скелета человека обнаружен сосуд погребального ритуала.

http://kavicom.ru/uploads/sub/86d6defa_Foto24.jpg

 Фото 24.

На этом снимке изображён этот сосуд конца века бронзы и начала века железа. Он был наполнен какой-то окаменевшей пищей. При анализе и выяснилось, что пищей служила варёная полба (род проса), сеяние которой в нашем крае относится к рубежу бронзового и железного веков.

В районе Лукьяновки было раскопано несколько погребений. Мы располагаем фотоснимком погребения под № 2, который здесь помещаем.

http://kavicom.ru/uploads/sub/efea599a_Foto25.jpg

Фото 25.

 К этому фотоснимку в 180-м архиве ГАИМК, фонд 2, опись первая за 1934 г., дневник 3, лист 64, дано следующее пояснение:

"В секторе № 3 расчищено погребение № 2. Костяк сохранился очень скверно: череп раздавлен, имеется лишь несколько костей (обломок бедренной кости, обломок большой бедренной кости и один мелкий осколок кости. Костяк, по-видимому, принадлежал ребёнку и лежал на левом боку с согнутыми ногами. У черепа - раздавлен сосуд баночной формы".

О погребении № 1 и № 3, фотоснимками которых не располагаем, можем лишь привести краткие выдержки из упомянутого архива 180:

"В секторе № 3 расчищено погребение № 3. Костяка нет. Найден орнаментированный сосуд. Возле него найден зуб человека в кротовине. Возле сосуда - кучка костей мелкого животного и одна кость крупного" (Листы 61-62 того же источника).

"Расчищено погребение № 1. Погребён ребёнок 9-10 лет. Костяк находится на левом боку. Ноги согнуты. Руки согнуты. Над локтевой и лучевой костями, перед лицом погребённого, находится орнаментированный сосуд. Возле сосуда - кость крупного животного. Костяк - головой на восток. Сохранность очень скверная" (Лист 58 того же источника).

Какие же выводы можно сделать из исследования этих погребений?

Во-первых, наличие при мертвецах похоронных сосудов и костей животных свидетельствуют, что в пору захоронения обнаруженных скелетов в районе лукьяновского могильника люди, несомненно, занимались больше звероловством и скотоводством, нежели земледелием (Лишь в одном из ритуальных сосудов обнаружены признаки зерна, вроде проса).

Во-вторых, в скрюченном положении, как известно науке, хоронили своих покойников многие племена, в том числе и причерноморские племена скотоводов, жившие в третьем-втором тысячелетии до н. э., то есть в период бронзового века. Следовательно, можно предположить, что четыре-пять тысяч лет тому назад культура погребений покойников в скрюченном положении простиралась на север, по крайней мере, не ближе южной части современного Старо-Оскольского района.

В-третьих, захоронение нескольких детей сразу указывает на наличие ритуального убийства. В ту отдалённую пору существовал страшный молитвенный обычай приносить детей в качестве жертвы для умилостивления злых духов и духов своих предков в случае стихийных бедствий, часто посещавших людей. Ведь много несчастий людям приносили грозные явления природы - ливни и молнии, засухи и ураганы. (А ведь "Бессилие дикаря в борьбе с природой,- писал В.И. Ленин,- порождает веру в богов, чертей, в чудеса и т. п." (В.И. Ленин, Соч. т. VIII, стр. 419).

Это бессилие человека перед природой могло породить и породило такую страшную ритуальную практику, как убийство в жертвенных целях людей вообще, детей в частности в ту отдалённую пору человеческой истории, к которой относятся обнаруженные в лукьяновском кургане погребения.

Кроме Лукьяновских могильников и селища, Оскольская экспедиция интересовалась и другими местами древних стоянок человека. Были, например, обнаружены признаки человеческого жилья века бронзы у реки Убля, неподалёку от деревни Бор Малявинки. Это место сфотографировано.

http://kavicom.ru/uploads/sub/2bc2278f_Foto26.jpg

 Фото 26.

 На снимке мы видим членов экспедиции за обследованием береговых отложений с культурным слоем периода бронзы.

 Желая воссоздать в своём воображении картину природы в районе реки Убли несколько тысяч лет тому назад, члены экспедиции выбрали подходящее место и сфотографировали его.

http://kavicom.ru/uploads/sub/0e29b998_Foto27.jpg

 Фото 27.

 Этот фотоснимок производит впечатление девственности природы: среди крутых берегов и древесно-травянистой заросли, не тронутой руками человека, в своём первобытном полноводии течёт красавица-река.

 Побывала экспедиция и у современной деревни Луги, Каплино, где была обнаружена стоянка людей эпохи палеолита.

http://kavicom.ru/uploads/sub/8f1963b9_Foto28.jpg

 Фото 28.

На этом фотоснимке даны песчаные заносы в местах первобытной стоянки человека в районе деревни Луги. Под песчаными заносами здесь хранятся ещё не вскрытые материальные остатки человеческой стоянки, может быть стотысячелетней давности. На травянистой лужайке у песчаных заносов, пережёвывая траву, лежат коровы, безразличные ко всем скрытым в песках остаткам прошлой истории края. Но сама природа время от времени передаёт людям для изучения и познания остатки жизни прошлых тысячелетий.

В районной газете "Путь Октября" за 1 августа 1952 года сообщено, например, о находке целого скелета носорога в нескольких километрах к западу от Лугов. Возможно, если там начать археологические раскопки, рядом с костями носорога мы найдём остатки жизни людей в ту отдалённую пору, когда "Выделившись первоначально из царства животных, - в тесном смысле, - люди вступили в историю ещё в полуживотном состоянии: дикие, беспомощные перед силами природы, не знакомые со своими собственными силами, они были бедны, как животные, и производили немногим больше их" (Маркс и Энгельс, соч. т. XIV, стр. 181).

Понимая свой край в качестве частицы нашей Великой Родины, мы всегда должны изучать его, чтобы успешнее преобразовывать...

В нашем распоряжении имеется фотокопия "Монтажа-щита Оскольской экспедиции 1934 года".

Монтаж этот был утверждён Пленумом Госдарственной (стр.57 отсутствует. [А. С. Дригайло]) Академии Истории Материальной Культуры в 1935 году и хранится в Мраморном дворце в Ленинграде под шифро-номером П 23169.

(Фотокопия этого монтаж-щита исчезла вместе со страницей 57 после пребывания в Старооскольском краеведческом музее данного экземпляра "Частички Родины" в период с 1986 г. по 1991 г….)

Евгений Белых для Кавикома

Добавить комментарий
 
+1
28
-1
 
Просмотров 2910 Комментариев 12
Комментарии (12)
19 января 2010, 10:32 #

Цитата
Ниже пластинки мы видим незаконченную гребёнку из оленьего рога. Что-то помешало мастеру завершить работу. Возможно, на поселение напало соседнее племя, и мастеру пришлось оставить работу и встать с оружием в руках на защиту рода

Романтико-приключенческий настрой не оставлял автора все время написания книги)

Цитата
Во-вторых, в скрюченном положении, как известно науке, хоронили своих покойников многие племена

В результате отравления или пожара человека порой крючит так, что его и не разгибают. Так то х его з как там было

Цитата
В-третьих, захоронение нескольких детей сразу указывает на наличие ритуального убийства

Или на массовое отравление. ИМХО, автору данных "выводов" стоило бы предложить несколько версий, а не упирать в одну.

Как я понял раскопки велись только по деревням и весям, а подземные ходы в городе почти не копались.

 
+1
1
-1
 
19 января 2010, 17:07 #

Дема, Вы верно поняли, что в городе раскопок не было. Автор Н. Белых еще в свое время, в ЧАСТИЧКЕ РОДИНЫ, указал: "Средств на осуществление раскопок не оказалось..." Ну а потом не оказалось в городе и энтузиаста этой цели - самого автора ЧАСТИЧКИ РОДИНЫ...

 
+1
1
-1
 
16 сентября 2013, 17:01 #

"...(Фотокопия этого монтаж-щита исчезла вместе со страницей 57 после пребывания в Старооскольском краеведческом музее данного экземпляра "Частички Родины" в период с 1986 г. по 1991 г…

Круто!!! Это результаты разгула "демократии" 

 
+1
0
-1
 
16 сентября 2013, 19:36 #

В музее просто выдрали страницу из монографии, и не только эту страницу. Тогда еще живой краевед Белых Н. Н. написал письмо в музей с перечнем выдранных материалов. И тишина...

 
+1
1
-1
 
16 сентября 2013, 20:09 #

Получается, что если там провести капитальную сверку того, что есть в хранилище, то там может оказаться, что половины документов нет. Может быть поэтому и до сих пор не получается ознакомиться с перечнем того, что есть в хранилище музея?

 
+1
0
-1
 
16 сентября 2013, 20:53 #

Когда в суде я потребовал принести в суд из музея материалы моего отца, на которые у меня были расписки, акты, то кое-что принесли. Но эти материалы даже не были записаны в журналах поступления музейных предметов. А сами журналы мной в суде были определены как фальсифицированные. То есть выходило, что кто-то держал материалы отца у себя дома. Ну и что. Все это и многое другое было просто укрыто от ответственности судом и прокуратурой... 

 
+1
1
-1
 
16 сентября 2013, 21:20 #

Ты сам, в этой жизни, что нибудь сделал? Или пользуешся, только, заслугами отца...

 
+1
0
-1
 
16 сентября 2013, 21:34 #

Я то прослужил Родине в ее Вооруженных Силах 29 лет, 15 лет потом поработал в народном хозяйстве, а одновременно своеобразной лопатой откапывал Старому Осколу и старооскольцам ее краеведа и писателя Николая Белых, моего отца, который оставил богатое литературное наследство. А зарыли его глубоко-глубоко товарищи по партии. Больше это сделать было некому...

 
+1
10
-1
 
16 сентября 2013, 21:38 #

То есть, ничего не сделал... Я общался с сыном Владимира Высоцгого, Никитой, водку он пить умеет!!! А , так, кроме пиара ничего....

 
+1
-5
-1
 
16 сентября 2013, 21:44 #

Мне до Вас далеко! Водку пить не умею, да и некогда было...

 
+1
8
-1
 
17 сентября 2013, 10:20 #

Снежок. У вас есть санкции на допрос? Обычно так поступают пустышки. Вероятно, вы из их числа. Я обратил давно внимание на ваши комментарии. Большинство из них с какой-то затаенной злобой, завистью... Короче говоря, создается впечатление, что это комментарии человека, у которого удалили желчный пузырь. Может, жизнь не удалась? Мечтали о звездной славе, но не удалось выделиться из серой, одноликой массы? Не переживайте. Вы не один такой, ведь речь идет о массе людей, но страдают озлобленностью не все, а только некоторые. Но это не вина серой массы, а вина бездарности тех, кто не достиг звездной славы. 

 
+1
13
-1
 
18 сентября 2013, 11:26 #

Верх низости упрекать сына в том, что он пытается сохранить научное и литературное наследие отца, наживая на этом исключительно неприятности и болячки. , вы всегда были неприятным типом, а сейчас просто отвратительны! 

Полагаю, вы не достойны этого сайта, общения с  людьми, что-то реально делающими здесь, а не только брюзжащими. Бан за хамство.

 
+1
9
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии