ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории Старого Оскола) Н. Белых (Продолжение 5)

добавить в избранное
ЧАСТИЧКА РОДИНЫ (Из истории Старого Оскола) Н. Белых (Продолжение 5)
20 сентября 2013, 09:18, Белых_Евгений_Николаевич

Помещаю окончание ГЛАВЫ 4 "КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИК ГОРОД СТАРЫЙ ОСКОЛ" из книги Н. Белых ЧАСТИЧКА РОДИНЫ:

 

 ГЛАВА 4 (Окончание)

 КАК И ПОЧЕМУ ВОЗНИК ГОРОД СТАРЫЙ ОСКОЛ

 При военной колонизации края, большую роль играли монастыри, основанные при многих укреплениях или ещё раньше, до основания новых городов-крепостей (Шмарненский монастырь, например, существовал задолго до основания города Старого Оскола). Имелся монастырь на территории современного села Каплино. Память об этом монастыре сохранилась в названии целой части села "Монастырский плант". Монастырские владения были на левом берегу Оскола, на границе сёл Каплина и Луги. Сейчас здесь краснокустовские колхозники насадили сосновый лес, а в давние времена, когда Оскол был судоходным, Кирилловский монастырь имел свою пристань на левом берегу Оскола, за Косым Бродом. Название этой пристани и по сей день сохраняется в наименовании урочища "Кириллова пристань", о чём упоминалось ещё и на странице 36 нашей книги. Говорилось там и о "лямческом деле" в районе Старого Оскола и о том, что возникла целая слобода поселенцев, занятых промыслом перетаскивания на лямках судов через перекаты и мели в данном месте реки Оскола. Имелась у города старинная пристань. Располагалась она северо-западнее современного мельзавода № 14, на изгибе реки к северу. Помещаем ниже фотоснимок этой местности, где была старинная Оскольская пристань. Вдали видно 5-ти этажное здание мельзавода.

http://kavicom.ru/uploads/sub/8b906cb3_Foto39.jpg

 Фото 39.

 Есть предположение, что Оскольская пристань была во владении одного из монастырей - Успенского или Троицкого. В урочище "Городской луг" летом 1937 года, на правом берегу Оскола, на трёхметровой глубине песчаной заноси и торфяника найдена мачта судна с клеймом (двуглавый орёл и буквы выжжены огнём). Там же и в других местах Поосколья обнаружены ушедшие под землю дубовые леса.

*) см. публикацию Н. Белых "В пойме Оскола", "Путь октября" 2.III.1958 г.

 К северной стене Старооскольской крепости примыкал женский Успенский монастырь, возникший на рубеже XVI-XVII веков. До настоящего времени сохранились от этого монастыря часть стены, центральные ворота и остаток корпуса, где были кельи монашек.* Сохранился фотоснимок Успенской церкви, теперь уже не существующей, но история которой не лишена общественно-исторического интереса, почему и мы кратко расскажем о ней ниже. А пока поместим ряд фотоснимков, дающих представление о монастырской архитектуре в нашем крае.

 Вот фотоснимок монастырских ворот, через которые сейчас въезжают автомашины во двор хлебозавода и развозят булки и хлеб по магазинам города и района.

http://kavicom.ru/uploads/sub/04e3007e_Foto40.jpg

 Фото 40.

 *) Весной 1960 г. экскаваторы снесли все эти стены. На месте бывшего Успенского монастыря началось строительство огромного здания городского Дома культуры.

 По деталям этих ворот мы можем судить о мастерстве русских строителей, умевших создавать арочные перекрытия малой кривизны, но способные вековечно выдержать большую нагрузку. Монументально, прочно возводил свои постройки русский человек, уверенный в силе народа и в том, что сумеет в тысячелетиях отстоять независимость своей Родины. Обратите внимание на циклопичность дверей, ведших в один из монастырских корпусов на углу бывших улиц Курской и Успенской (ныне Интернациональной и Октябрьской). Это же ведь всё равно, что и вход в средневековую крепость. Помещаем снимок этих дверей, которые в скором времени подлежат сносу, а место их будет застроено заводским корпусом или жилым домом.

http://kavicom.ru/uploads/sub/20015a86_Foto41.jpg

 Фото 41.

 Старинная церковь Успенского монастыря значилась в числе важных архитектурных памятников прошлого, но по недосмотру местных городских и районных властей пришла в ветхость и разобрана, а кирпич использован на различные хозяйственные нужды предприятий и города.

 Фотоснимок, помещаемый ниже, сделан в 1935 году перед началом разборки церкви во избежание её обвала и возможных при этом человеческих жертв. Негатив плохо сохранился, почему и фотоснимок выходит очень туманным.

http://kavicom.ru/uploads/sub/8bd421a7_Foto42.jpg

 Фото 42.

 Старооскольцы всегда удивлялись несоразмерной с колокольней величине купола над центральной частью Успенской церкви, много говорили о причине такой архитектурной диспропорции, а также недоумевали по поводу украшенных наличниками и кокошниками "слепых" окон под куполом: "Зачем они обозначены лишь снаружи, но заложены кирпичами и внутри под куполом существует постоянный мрак? - спрашивали люди.- Неужели нельзя было проделать их сквозными и впустить в храм свет?".

 Ответ на эти вопросы могла дать лишь история, которая также объяснила старооскольцам и причину, по которой в Николаевской церкви (она находилась рядом с современным домом типографии) колокольня подавляла своими размерами и громоздкостью все остальное здание церкви, а в Успенской такое же подавляющее впечатление производил купол одноярусной главы над центральной частью храма.

В архитектуре, как и вообще в искусстве, находят отражение острые общественные конфликты, борьба классов и групп, борьба мнений и направлений взглядов и т. д.

В борьбе с католической церковью и с влиянием Запада восточная православная церковь, например, изгнала постепенно из своих храмов скульптурные изображения "угодников" и различных "святых", ограничиваясь художественной росписью внутренних стен и иконостасами или иконами в киотах и т. д. В тех же случаях, когда необходимы были компромиссы церковного руководства с прихожанами, каменные и другие изваяния сохранялись, но или запрятывались в глубокие ниши и в колокольной башне или выносились наружу, нередко располагались целыми группами за решёткой по карнизу храма.

В Николаевской церкви скульптурные изображения апостолов, а потом и евангелистов, были размещены за решётками карниза второго яруса колокольни (колокольня была трехъярусная).

И вот, выполняя заказ богатых сторонников церковного космополитизма и низкопоклонства перед западом, архитектор был вынужден нарушить стройность и красоту русской архитектуры, чтобы на карнизе дать простор для изгнанных из храма изваяний апостолов. Для этого пришлось непомерно увеличить размеры стен четырёхугольной колокольни, а заодно чрезмерно поднять её ввысь, чтобы скульптурные фигуры апостолов модно было видеть издалека.

Вот в чём секрет уродливости архитектуры бывшей Николаевской церкви, от которой ныне сохранилась лишь часть примыкающей к типографии стены гигантской некогда колокольни. Толщина этой стены у основания достигала 4 метров, а колокольня была столь высока, что торчала над городом каланчёй и была видна за десятки километров.

На разбор этой уродливой колокольни и церкви потрачено около двух лет, а кирпича хватило на мощение почти всех городских тротуаров и на постройку нескольких домов.

Архитектурные несоответствия в здании Успенской церкви имели другое объяснение. Мы изложим эти объяснения ниже, а заодно и приведём неопровержимое подтверждение этих объяснений, полученное при разборке Успенской церкви на хозяйственные нужды города. Успенский женский монастырь возник на рубеже XVI-XVII вв. у северной стены Оскольской крепости, а несколько позже его возник у слободы Стрелецкой, восточнее города, Троицкий мужской монастырь (Троицкая Тюляфтина пустынь). Оба монастыря, конечно, окрепли в своё время при материальной поддержке со стороны государства, но и сами оказывали государству существенную помощь и играли большую роль в обороне порубежья и его колонизации, в развитии хозяйственной деятельности.

В монастырях находили приют осиротевшие во время татарских набегов люди, здесь лечились раненые воины. А Троицкий монастырь, кроме того, имел пушки и охранял город со стороны Кальмиусской сакмы.

До настоящего времени сохранилась реконструированная в 1730 году одна из церквей Троицкого монастыря, охраняемая государством в качестве архитектурного памятника русской старины. Вот снимок этой церкви.

http://kavicom.ru/uploads/sub/51741f3e_Foto43.jpg

 Фото 43.

Над входом в Троицкую церковь висит охранная доска с надписью: "СНК РСФСР. Управление по делам архитектуры. Памятник охраняется государством. Повреждение здания карается законом".

http://kavicom.ru/uploads/sub/2fa84536_Foto44.jpg

 Фото 44.

http://kavicom.ru/uploads/sub/677d6b22_Foto45.jpg

 Фото 45.

 Давно люди обратили внимание на то, что если в Успенской церкви было архитектурное несоответствие в размерах купола центральной главы и верха колокольни, то в Троицкой бросалось в глаза смешение двух архитектурных стилей: дониконовская русская шатровая колокольня уживается рядом с круглой двухъярусной главой над центральным зданием с пределами. При этом простому глазу видно, что второй ярус по куполом круглой главы надстроен позже, чем была первоначально выстроена церковь.

Знакомясь с историей раскола на Руси и зная, что борьба Никона и его преемников с раскольниками носила жестокий характер, но иногда не исключала, а практиковала компромиссы, нашедшие отражение и в церковной архитектуре, автор данной книги основательно изучил историю раскола в Курском крае и вообще в южных порубежных городах и сёлах.

Выяснилось при этом, что статьи А. Танкова "Из истории раскола в Курской епархии", публиковавшиеся в 1898 году в "Курских епархиальных ведомостях" и отрицавшие наличие раскольничьего движения в Старом Осколе и его крае, не соответствует действительности. Здесь имелось сильное движение раскольников. Под его влиянием в раскол пошли и Успенский, и Троицкий монастыри. Присоединился к расколу Шмаренский монастырь.

Сопротивление Шмаренского монастыря закончилось разрушением его московскими войсками, а Успенский и Троицкий монастыри пошли на предложенный им компромисс: они отказывались от активной поддержки раскольников, должны были убрать шатровую кровлю с церковной главы, заменив её круглой купольной, и при этом условии центральная церковная и государственная власть гарантировала существование монастырей, закрепляли за ними много крестьян (За Троицким монастырём, например, была закреплена целая слобода Троицкая) и разрешила, если монастыри пожелают, сохранить для них право строить колокольни шатровые, в русском дониконовском стиле.

И вот на колокольне Троицкого монастыря была оставлена шатровая кровля, а с главы шатровая кровля была снята, надстроенный ярус главы получил круглый, чуть приплюснутый купол в византийском стиле. Это означало, что Троицкий монастырь полностью выполнил условия предложенного ему компромисса.

Успенский же монастырь, видимо, пользуясь сочувствием воеводы, несколько схитрил: шатровая система церковной главы здесь не была разрушена. Искусные каменщики сумели замуровать шатровое перекрытие церковной главы купольным. При этом, конечно, оказалось невозможным проделать сквозные окна под куполом, почему и в церкви всегда стоял полумрак, олицетворяя протест покорённых, но не уничтоженных старооскольских церковных мятежников.

Против такого нашего вывода, высказанного в довоенные годы в краеведческом кружке, многие возражали, Но теперь вряд ли кто сможет возражать, так как имеется неопровержимое подтверждение правильности моего вывода: при разборке главы Успенской церкви (Монастырём она перестала быть, равно как и Троицкая, в 1767 году в связи с известным указом Екатерины II от 1764 г. о секуляризации монастырей. Земли у монастырей были отобраны и переданы в управление государственного органа, именуемого коллегией экономии. С этого времени Троицкая слобода стала называться экономической, экономическими же назывались и крестьяне, превратившиеся из крепостных монастырских в крепостных государственных) в тридцатых годах XX в. купол главы обвалился и глазам осколян предстала интересная картина: - старое шатровое перекрытие, как цыплёнок из яичной скорлупы, вывалилось из расколовшейся кирпичной оболочки церковной главы. Внутри шатра, оказывается, было искусно сделано сводчатое перекрытие. Огромная масса этого кирпичного свода много лет висела над головами молящихся и казалась им лёгкой потолочной твердью, раскрашенной под цвет неба и освещённой свечами огромной люстры. тяжесть свода расходилась от центра по радиусам и поглощалась устойчивостью стен, на которые опирался свод, а стены стягивались в верхней части шатром и потому легче выдерживали колоссальную нагрузку центробежного направления.

Снаружи шатёр был также искусно охвачен кирпичной сферой, которая почти не опиралась на шатёр, а давила на стенки яруса церковной главы не сверху вниз, а под некоторым углом сверху внутрь. Создавалось как бы давление центростремительного направления, что уравновешивало в значительной мере центробежное давление свода на стенки и обеспечивало сохранность их, предохраняло от разрыва. В этом был секрет долголетия здания. А в разрушении здания мы нашли то, чего долго недоставало нам для подтверждения ранее высказанного вывода о причине архитектурных несоответствий и диспропорций, смешения стилей в церковных зданиях Успенского и Троицкого монастырей. Причины эти были социального характера и являлись следствием борьбы средневековых классов - крестьян и помещиков, а также борьбы социальных групп внутри самого господствующего класса. Раскольническое движение было не только религиозным, но и общественным, отражавшим противоречия русского общества XVII века. И "Если эта классовая борьба носила тогда религиозный отпечаток, если интересы, потребности и требования отдельных классов скрывались под религиозной оболочкой, то это нисколько не меняет дела и легко объясняется условиями времени (господством религиозной идеологии Н.Б.)",- писал Ф. Энгельс о средневековых религиозных движениях (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, т VIII, стр. 128).

А так как искусство, в том числе и архитектура, всегда партийны и отражают борьбу классов, их компромиссы, победы и поражения, то и в архитектуре старооскольских церковных зданий всё это отразилось и довольно ярко, поскольку сама социальная борьба здесь носила яркий, острый характер.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Из приведённого в данной главе IV материала всякий внимательный читатель найдёт полный ответ на вопрос: "Как и почему возник город Старый Оскол?". Он возник из государственной потребности обороны страны от натиска иноземцев и входил в сложную систему засечных линий, сторож и других форм порубежной службы, созданной при Иване Грозном, Борисе Годунове и при первых царях из династии Романовых.

Для наглядности, в заключении IV главы книги, мы прилагаем Схему 3 "Засечных линий". Засечные линии и сторожи при Иване IV и Б. Годунове.

http://kavicom.ru/uploads/sub/60363c5b_krt3.jpg

 СХЕМА № 3

Примечание: настоящая схема заимствована из "Атласа карт и схем по русской военной истории", составленного Л. Г. Бескровным. (Воениздат, 1946 г., лист. 13). Евгений Белых для Кавикома

 
+1
23
-1
 
Просмотров 3886 Комментариев 0
Комментариев пока нет

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии