Новый год в Старом Осколе

добавить в избранное
Новый год в Старом Осколе
28 декабря 2011, 08:03, sablon

Праздник этот древнего происхождения. Особо почитаемым он стал в Старом Осколе с 1698 года, потому что 26 семей старооскольцев работали и жили вместе с Петром I на Воронежской корабельной верфи. С тех пор они боготворили Петра I за простоту, удаль, трудолюбие и мастерство, старались все его нововведения выполнять с достоинством. Как и сегодня, украшали елками Благовещенскую площадь (перекресток улицы Ленина и Революционной).


Елки росли, за ними ухаживали круглый год, а под Новый год украшали. Началась последняя неделя поста, звонила только одна Благовещенская церковь со вторым престольным праздником в честь Михаила Архангела. На улицах появлялись шинкарки с постными пирогами, рыбой, ржаным квасом с мятою, со шкаликами медовухи для отчаянных. Разыгрывались кулачные бои, играли в ледышки на льду замерзших плесов и затонов. Перед предстоящими заездами  разминали лошадей. Украшали упряжь, веселились, набирали, так сказать, темп, чтобы грянуть во всю радость на Рождество.

К новогодним и рождественским праздникам старооскольцы приурочивали венчания, свадьбы. Каждой молодой паре хотелось обвенчаться в Благовещенской церкви. И не потому, что к Благовещенскому приходу как бы была приписана старооскольская знать, прежде всего, из-за ее местоположения. Свадебный поезд, подъезжавший к церкви, казалось, подымался к небу.

Новый год, рождество, свадьбы... Старооскольцы все: и стар и млад праздновали на улицах. Повсюду во время праздников, особенно, когда кончался пост, была видна разудалость людей, игравших на балалайках, скрипках и духовых инструментах, рожках, свирелях, жалейках и на любимой всеми русской гармошке с ложками.

И как бы по заказу повсюду — ржание лошадей. Сорочинская артель, Котовская, Макаровская, специально делали “петровки” — сани-розвальни с загадкой, “екатериновки” — козырчатые санки, за которые одни рассчитывались сразу, другие в течение года. Однако артели богатели.

Веселее всего праздники проходили в слободках. Там сооружали снежные карусели диаметром 21 аршин с двумя водилами. Закапывали в землю и замораживали ось, на нее надевали колесо, к которому привязывали водило. На конце водила стропа — веревка в три аршина длиной. Жених садился в санки с одной стороны, брал в руки стропу, на противоположном конце, таким образом, невеста, у центра становились четыре дюжины мужиков, раскладывали по наружному кругу четыре снопа, ориентируя их в сторону света. В снопы закладывали, по нынешнему понятию, лотерею, где записано — суженый или суженая. Мужики начинали вращать карусель, следя за скоростью, чтобы санки не отрывались от земли. Жених или невеста бросали стопу в такой момент, чтобы санки, на которых они сидят, могли попасть на сноп с лотереей. Удачное или неудачное попадание — собравшиеся слободчане ликовали, плясали Камаринского.

Любители петушиных боев собирали вокруг себя не меньше зевак, чем на каруселях. Сводили на лобовой бой баранов, а что творилось вокруг ледяной горки, на вершине которой устанавливался приз! Чтобы подняться на горку, становились на руки кверху ногами, только так разрешали условия забавы. Тут зеваки от безудержного хохота валились на землю.

Представьте себе: отрог, густо заросший деревьями, сугробы снега, чистое морозное небо, дым над трубами стоит вертикально метлами и... колокольный звон десяти церквей. Звонари состязались между собой в мастерстве звонить всеми колоколами сразу. Во всем находилась отрада: в  ласкающем слух колокольных переборах, блеске церковных куполов и крестных знамений.

Колядовки; мальчишки гурьбой крестославят, а уж когда  старики, наряженные Дедами Морозами, разносили глиняные  игрушки-свистульки, то все вокруг наполнялось свистом. Ребятишки озорничали, носили в качестве подарка детям в больших корзинах котят, щенят. Происходило все мирно, дружелюбно по-человечески желанно. Длились эти праздники, Новый год, Рождество и Крещенье—21 день. Парни и девчата, чтобы продлить праздники, придумывали разные уловки: сносили ночью с дворов сани на выгон и складывали их в высокий штабель—три дня проходила разборка саней. Принимая их игру, каждый отец грозился выпороть сына или дочь, чтобы не проказничали. А сами, собравшись вокруг саней, продолжали праздничные разговоры,  не обходившиеся без горькой.

Праздновали почти весь январь. Одевались, если можно так выразиться, разномастно. Шубы из овчины, дубленки — романовки, шубы, крытые сукном — поддевки. Зипуны высококачественной работы, валенки, сапоги, тюни. Лыковые лапти старооскольцы носили только на полевых работах. Шапки, кто побагаче — каракулевые капелюхи, а шапки из телячьей цветной шкуры — почти все мужчины. Женщины в тех же шубах, только женского покроя, головы покрывали пуховыми платками, большими шалями и шапками из заячьего меха, валенки с расписной вышивкой на халявках, хромовые сапожки на шнуровке и тюни, сплетенные из конопляных веревок разных цветов.

Вся одежда и обувь изготавливалась мастерами-умельцами из местного сырья. Ткали, плели, валяли, вязали, выделывали высококачественный хром. Из продуктов привозили только соль. Вот так жили и праздновали предки до 1881 года, до гибели царя Александра II. С этого времени праздничные традиции начали увядать. На воротах и хатах появились замки и так праздничные традиции едва дожили до 1914 года. 

Александр Агеев, печаталось ранее в газете «Новости. Старый Оскол»

Добавить комментарий
 
+1
27
-1
 
Просмотров 2910 Комментариев 32
Комментарии (32)
28 декабря 2011, 12:11 #

Спасибо за познавательный рассказ.

 
+1
0
-1
 
ПРОХОЖИЙ
28 декабря 2011, 23:20 #

В 1700 году н.э. Пётр I издаёт указ об упразднении старого календаря, существовавшего на Руси, и вводит западно-европейский календарь от Рождества Христова. При этом он переносит начало календаря (Новолетие) с дня осеннего равноденствия (у славян-староверов) и 1 сентября (у христиан) на 1 генваря (января). 1700 год он выбирает как начальную дату.


Дата начала нового календаря была выбрана Петром Первым неслучайно. 25 декабря, весь христианский мир отмечает Рождество Христово. Согласно Библии, на восьмой день младенец Иисус был обрезан по иудейскому обряду, т.е. 1 генваря христианской церковью отмечалось Обрезание Господне. Вот эту дату и выбрал Петр Первый. Он своим указом приказал всем подданным отмечать начало нового календаря и поздравлять друг друга с Новым Годом.

 
+1
1
-1
 
ПРОХОЖИЙ
28 декабря 2011, 23:21 #

При дворе  Петра  Первого на русском языке почти не разговаривали, потому что он считался языком простого народа. В основном всё общение шло на немецком и голландском языках. Так вот, слово « Год » (God) на этих языках означает « Бог ». Т.е. своим указом  Пётр  заставил подданных поздравлять друг друга с  Новым   Богом , в день его обрезания. Эта петрова шутка существует до сих пор, и люди, потеряв изначальный смысл, продолжают  1  января поздравлять друг друга с  Новым  обрезанным  Богом , а не с Новолетием, как это было раньше.


Пётр не просто сменил старый календарь на новый. Он украл у народа 5508 лет Великого Наследия и приказал иноземцам написать вместо него Историю, которой раньше не было. 


 
+1
2
-1
 
28 декабря 2011, 19:57 #

Саблон, хороший разсказ. Только надо правду все же писать это очень важно. Первым и единственным праздником было РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО. А потом были святки веселая пора. Во время которых и был второстепенный праздник новый год. Ничем не выделяющийся на фоне веселья святок. Как и сейчас у многих Рождество после нового года, совсем даже и незаметный праздник.

Так что - не пори чушь, что елки украшались к новому году. Новолетие на Руси было в сентябре. А украшались елки перед РОЖДЕСТВОМ. Современный человек никак не поймет, что хронологически было все по другому чем сейчас.  РОЖДЕСТВО, а потом(в основном у богатых) новый год.

Не путай людей Саблон, тебе это не простительно.

 
+1
1
-1
 
4 января 2012, 21:17 #

На Руси  Новый год праздновался 1 марта, 1 сентября.

 
+1
0
-1
 
28 декабря 2011, 20:02 #

Святочные дни это и есть Рождество, т.е. до Крещения Господня. Просто в это время вроде как и новый год у католиков наступал, просто наступал и все. Ну новый год - какой же это праздник. Православному это даже странно.

 
+1
0
-1
 
28 декабря 2011, 22:26 #

Мышкин, претензии к Агееву, а он давно почил в бозе. Я ни слова, ни  предложения в статье не менял. Права не имею, но перед тем как выдавать их в Кавиком, пояснил, что не всему у Александра Ивановича можно верить. Так что никого я не путаю.

 
+1
0
-1
 
ПРОХОЖИЙ
28 декабря 2011, 23:25 #

Das Manifest der Kommunistischen Partei сюда еще забацай. И сошлись на Карла и Фридриха, что были ребята большими шутниками. А к тебе - ноль претензий.

 
+1
0
-1
 
ПРОХОЖИЙ
28 декабря 2011, 23:09 #

Согласно царскому указу от 20 декабря 1699 года, впредь предписывалось вести летоисчисление не от Сотворения Мира, а от Рождества Христова, а день «новолетия», до того времени отмечавшийся на Руси 1 сентября, «по примеру всех христианских народов» отмечать 1 января.


На протяжении всего XVIII века нигде, кроме питейных заведений, ель в качестве элемента новогоднего или рождественского  декора больше не фигурирует.


Елка не упоминается  вплоть до рубежа 1830-1840-х годов. Однако, начиная с этого времени «елочная» тема буквально не сходит со страниц предпраздничных выпусков газеты: в поле зрения оказываются  подробности, касающиеся устройства как самого праздника в честь рождественского дерева, так и коммерческой стороны дела.

 
+1
1
-1
 
ПРОХОЖИЙ
28 декабря 2011, 23:10 #

Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай:  самоубийц зарывать между двумя елками, кладя в могилу лицом вниз.  В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола.


Из ели  запрещалось строить дома. Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон. Их кладут на пол в помещении, где лежит покойник и выстилают путь похоронной процессии. Веточки ели бросают в яму на гроб, а могилу прикрывают на зиму еловыми лапами.


Время возникновения обычая устилать дорогу, по которой несут на кладбище покойника, хвойными ветками,  неизвестно, хотя упоминания о нем встречаются уже в памятниках древнерусской письменности.   На православных кладбищах долгое время не принято было сажать елки возле могил.

 
+1
2
-1
 
2 января 2012, 13:41 #

Да все оно то понятно, саблон. Но только Агеева надо читать людям досконально изучившим Синдеева и Никулова, а так же твердо утвердившимися в христианской вере. А то такая каша будет из сказок этих. 

Давай може с Никулова или Синдеева начнем?

 

 
+1
0
-1
 
2 января 2012, 21:32 #

Мышкин, в каком смысле начнем? Права на книгу Никулова имеет г-н  фКраснов. Синдеева я уже предлагал выдвинуть в число передовых.

 
+1
0
-1
 
4 января 2012, 20:54 #

Что может быть лучше Синдеева. Сейчас в храме А. Невского работают над историей края (Светлана Владимировна) нехнаю напечатали что-нибудь.

А Никулов - это советское время, но только очень кратко. 

 
+1
0
-1
 
5 января 2012, 00:20 #

Да Вы шо?! Никулов - это "советское время", да ещё и "очень кратко"?!)))))

Не смешите людей, а? "Оскольский край" читали очень многие здесь.)))))

 
+1
0
-1
 
5 января 2012, 06:48 #

На мой взгляд у Синдеева досоветский период лучше описан. Что же вы так кидаетесь на меня, милая брунетка. По каквикому видно что Рождественский пост входит в завершающую фазу. 

 
+1
0
-1
 
5 января 2012, 09:30 #

Я на Вас кидаюсь протому что очень не люблю, когда человек намеренно искажает факты. Возможно, у Синдеева и лучше ( с Вашей точки зрения) описан досоветский период. Но говорить, что "Никулов - это советское время, но только очень кратко" - значит нагло врать в глаза людям. Нехорошо, мил человек... Вы ж вроде христианин? не грешите перед Рождеством!))))

 
+1
0
-1
 
5 января 2012, 09:42 #

Да, что вы милая, Никулова очень люблю. Но ведь это очень кратко, очень кратко. Ну может для тех кто не любит читать это и звучит как оскорбление. Вот у о.Владимира (Русина) намного подробней написано, только у него узкая тема, а если б разширить.... Вот может Никулов начнет расширять свою историю, будет просто здорово.

 

А нервишки лечите. У вас на ровном месте истерика, прямо. Желаю встретить хорошо Рождество Христово.

 
+1
0
-1
 
6 января 2012, 09:08 #

Вы всегда иронию с истерикой путаете или только перед Рождеством?)))))

Русина я тоже читала. Не могу согласиться с тем, что у него дореволюционный период  развития нашего края описан подробнее, чем у Никулова.

Вы в одну кучу мешаете и религию и историю. О религии у Никулова не так много - хотя бы потому, что он - об истории писал, а не об истории религии. И то нужно заметить, что теме религии он уделил  в своей книге куда больше места, чем теме медицины, допустим. Что, впрочем, легко объяснимо: до революции здравоохранению как-то особого внимания не уделяли.))))

И... ох! Вы всерьёз надеетесь, что Никулов найдёт силы и возможности "расширить" то, что написал? Боюсь я, что он этого уже не сможет сделать.

А если Вы считаете, что это таки необходимо сделать - ну так кто ж вам мешает, любезнейший? Соберитесь с мыслями, озаботьтесь сбором и проверкой исторических документов... ну не мне Вас учить)))), И вперёд, на минные поля! Я просто ни на грамм не сомневаюсь, что Ваш труд будет гораздо более полным и достоверным.))))))

 
+1
3
-1
 
4 января 2012, 20:54 #

Что может быть лучше Синдеева. Сейчас в храме А. Невского работают над историей края (Светлана Владимировна) нехнаю напечатали что-нибудь.

А Никулов - это советское время, но только очень кратко. 

 
+1
0
-1
 
4 января 2012, 21:04 #

Не знаю Синдееву(а), но историю нужно писать людям не религиозным,а настоящим историкам - краеведам, без религий и партий. А то получится, что важные моменты в истории заменят на христианские сказки и разбавят партийными событиями!

Получится - как всегда!

 
+1
19
-1
 
5 января 2012, 06:49 #
Не знаю Синдееву(а),

Могу прислать по почте. Прочтете и обсудим тогда.

У вас есть примеры? Может Нестор летописец, на которого все историки ссылаются?

 

 
+1
0
-1
 
6 января 2012, 07:03 #
Не знаю Синдееву(а), но историю нужно писать людям не религиозным,а настоящим историкам...


Вот так все просто. Это такой обычный подход наших "аналитиков"....


До чего техника дошла.... А? Третий день дома в кавиком не могу выйти .... Все открываетсЯ, а кавиком нет


"...И нож в него. Но счастлив он висеть на острие,
Зарезанный за то, что был опасен...
"

Владимир Высоцкий, «Песня о поэтах», 1971 год.

 
+1
0
-1
 
Объективная
9 января 2012, 16:17 #

Как приятно,что в Старом Осколе так много интересных ,образованных людейУзнала об этом благодаря Кавикому.С интересом читаю  статьи и комментарии.Познавательно.Не очень люблю Старый Оскол(не родина моя),но знать его историю не грешно.Спасибо.ПРОХОЖИЙ:в моих родных местах(Владимирская область) дорожки перед похоронной процессией забрасывали ветками можжевельника,хотя и елей,и сосен в наших краях произрастало множество.

 
+1
0
-1
 
3 января 2013, 10:45 #

Около 2 тыяч лет, очень небольшой период в истории нашей страны. Отмечать события из жизни Христа (в переводе спасителя)  избранного народа (народа израиля, о чём он не раз говорит в Библии) пора заканчивать. Пусть те кого спасал Иешуа (Иисус) празднуют и нового бога и его обрезание. На Руси был другой календарь, который в своё время взяли себе за основу и атцеки и майя, называется он "Коляды Дар". Священными днями являлись вполне логичные с астрономической точки зрения дни, летнего и зимнего  солнцестояния, весеннего и осеннего равноденствия. По славяно-арийскому календарю после ночи Сварога, которая кстати закончилась 21.12.2012 настал день Сварога, Земля перешла в чертог Волка. Календарь "Коляды Дар" прогнозирует восстановление и очищение Руси, её восхождение после 2012 года. Интересно, что славянский календарь ведёт свое летоисчисление сразу от многих дат, к примеру 2012 год. Этот год именуется как:
Лето 7520 от Сотворения Мира в Звёздном Храме
Лето 13020 от Великого Похолодания
Лето 44556 от Сотворения Великого Коло Рассении
Лето 106790 от Основания Асгарда Ирийского
Лето 111818 от Великого Переселения из Даарии
Лето 140002 от периода Трёх Лун
Лето 153378 от Асса Деи
Лето 185778 от Времени Туле
Лето 604386 от Времени Трёх Солнц


Царь Пётр не только ввёл моду в России на алкоголь и табакокурение, рубил бороды (богатство Рода), везде насаждал европейский уклад,  но и подменил календарь. Так что его деяния стоит внимательно почитать и оценить, кто же был этот дядька и что он сделал для России.

пс

Кстати есть версия, что на обучение в Европу уехал один человек, а вернулся другой. 

 
+1
6
-1
 
3 января 2013, 11:15 #

 Календарь "Коляды Дар" прогнозирует восстановление и очищение Руси............


Хм... Любопытно, а в данное "очищение" входит избавление оной от чуждого славянам, кровавым образом навязанного религиозного учения?  

 
+1
2
-1
 
3 января 2013, 12:08 #

Пепс, я уже предупреждал, что готовься в обрезанию...

Вот еще новость в догонку Активисты в России начали сбор подписей за разрешение ношения хиджабов в школах

 
+1
0
-1
 
3 января 2013, 12:12 #

Истчо одна бредоновость....

 
+1
0
-1
 
3 января 2013, 12:19 #

Календарь = "коляды дар". Борода = богатство рода. =-O 

Пацталом 

 
+1
0
-1
 
3 января 2013, 14:24 #

Ага , а богатырь - бога тырил.

 
+1
10
-1
 
14 апреля 2013, 19:34 #

Только тырить, это не воровать, а нести. И богатый, не тот у кого денег много, а кто живёт в ладу с богом.

 
+1
0
-1
 
11 апреля 2013, 21:09 #

А вот есчо, Губернатор - губерний нагибатор.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии