Приближали как могли

добавить в избранное
Приближали как могли
3 февраля 2012, 11:58, sablon

Стояла суровая зима 1943 года. Трещали морозы, сильные порывы ветра гнули деревья, ледяным холодом пронизывая все живое. В морозном мареве стояло солнце, напоминавшее огромный яичный желток. Фронт подкатывался к рубежам Белгородчины. Враг яростно и упорно сопротивлялся. Фашисты расставили батарею пушек по ул. Пионерской, заняли господствующее положение на высоте. Одна из пушек была установлена около деревянного домика, в котором жил врач В. А. Иванов.

По наступающим советским войскам в Бор-Анпиловке и в Незнамовском лесу велся огонь. Поздним вечером 4 февраля вдруг раздался сильный взрыв. Иван Константинович Агеев сурово посмотрел на сына, глаза спросили: “Твоя работа?”. И по тому, как смотрел на него сын (тревожно, затаенно, но вместе с тем радостно), понял все. Медленно прошелся по подвальному помещению, качнул головой и выдохнул: “Эх, Шурка, Шурка, сорвиголова, а все-таки молодчина!..”.

Вот как вспоминает об этом виновник события Александр Иванович Агеев: “Мне было 16 лет, часто доводилось слышать разговор отца с Кристиной Клюгер, впоследствии, как выясни-лось, оказавшейся советской разведчицей Оксаной Владими-ровной Клюевой.
— Неплохо было бы взорвать пушку, — сказала она однажды.
— Да там и дел-то всего: взять кирпич, сунуть в ствол, и их, чертей, как не бывало, — заметил отец.

Мне это запало в голову. Воспользовавшись моментом, ко-гда гитлеровцы пошли греться, оставив орудие без присмотра, я сунул в дульный тормоз кусок обыкновенного кирпича. Назад бежал, не чуя под собой ног. Сердце было готово вырваться наружу. А через полчаса раздался оглушительный взрыв. Два фашистских артиллериста и корректировщик были убиты...”.

Утро 5 февраля было тихим, жители понемногу стали выхо-дить из подвалов, а вскоре части наших войск вступили в город. К 10 часам утра был создан истребительный батальон. В него вошли молоденькие парнишки 15-16 лет: Виктор Быков, Генна-дий Глуховченко, Василий Константинов, Александр Агеев, Иван Герасимов... Именно с истребительного батальона и на-чался их путь в Великой Отечественной. Конвоировали военно-пленных, патрулировали улицы... И одновременно работали на механическом заводе, восстанавливали его. Эти безусые маль-чишки делали все, чтобы приблизить долгожданный час побе-ды.

По-разному сложились их судьбы. Александр Иванович Агеев окончил танковую школу, стал первоклассным механиком-водителем. Он освобождал Витебск, Оршу, Вильнюс, Минск, Каунас. На подступах к Берлину танк, в котором находился Александр Агеев, был подожжен. Обгоревший механик был доставлен в госпиталь, и медики частично восстановили потерянное зрение.

Вернувшись в Старый Оскол, он овладел рядом сложных профессий. А когда зрение было полностью потеряно, не предался безысходному отчаянию, не замкнулся в себе. Приложил немало усилий, энергии и человеческого сердца для того, чтобы появилось в Старом Осколе необычное предприятие — УПП ВОС, которое уже 24 декабря 1956 года выпустило первую продукцию — ящики для упаковки дроби. С того дня и по сегодняшний инвалид войны первой группы Александр Иванович Агеев трудится там. Он и сегодня в строю.

 

Фото в превью из архива Николая Белых

 

М. ГОРБУНОВ,
зам. главного инженера УПП ВОС,

статья печаталась в 1985 году в газете  «ОКТЯБРЬСКИЕ ЗОРИ»

Добавить комментарий
 
+1
32
-1
 
Просмотров 1168 Комментариев 6
Комментарии (6)
3 февраля 2012, 21:26 #

На фото, случаем, не разборка православного храма?

 
+1
0
-1
 
7 февраля 2012, 13:05 #

Sablon, хочу добавить один эпизод, услышанный мной от Агеева. Речь идет о том, как впервые наши разведчики оказались в центре города в тот момент, когда немцы отступали из Старого Оскола.
Это была небольшая разведгруппа (3-5 человек. Точную численность не помню, а запись на кассете испортилась). Когда эта группа находясь в Ямской, выбирала маршрут, то обратили внимание на то, что со двора на ул. Ленина №3, откуда открывался прекрасный обзор, стреляли по нашим частям две пушки. Стрельба была очень результативной. Разведчики решили уничтожить эти пушки. Они пробрались по камышам вдоль р. Осколец, перешли его по лавам, где их обстреляли немцы с меловых обрывов на ул. Демократической. Потом обстрел, по непонятным причинам прекратился. После этого разведчики продолжили продвигаться по ул. Красномилицейской не встречая сопротивления. Решили подниматься на ул. Ленина не в том месте, где был более пологий склон, где их, вероятнее всего, ждала засада, а выбрали более сложный маршрут: подниматься по крутому склону на ул. Демократическую и потом зайти в тыл немецким артиллеристам на ул. Ленина -3. Подниматься было трудно и скользко. Мешал снег на склоне и из-под ног сыпались меловые камни. Несколько раз разведчики скатывались вниз и начинали подниматься мснова, все время удивляясь, что несмотря на шум, который от них происходил, группу никто не обстреливал. Наконец, подъем закончился и они оказались во дворе дома купца Козлитина (ул. Демократическая, 6). Снова тишина и никого. Далее разведгруппа начала продвигаться вверх по ул. Володарского к ул Ленина. Прошли по территории пивзавода (Сейчас на этом месте дом №12 и Центр занятости) и двинулись к дому №3 по ул. Ленина (бывшая аптека). Перебегая ул. Ленина, обратили внимание, что много немцев находятся в районе нынешней мэрии, а от их местанахождения до мэрии улица Ленина была свободна от немцев. Тогда они более смело совершили перебежку до дома № 3, приготовившись к бою с рассчетами орудий, но во дворе немцев тоже не было, просто стояли брошенные пушки с уничтоженными прицельными устройствами. Далее разведчики начали пробираться по ул. Ленина в направлении мэрии. Пересекли ул. Октябрьскую и увидели, что колонна немцев переправляется на левый берег р. Оскол, а во дворе горпищеторга (здание, в котором находится салон "Диамонт") встретились с группой подростков лет по 14-16, которые набирали в холщевые сумки обломки кирпича. На вопрос разведчиков: "Зачем?" подростки ответили, что они с пацанами из-за заборов бросают кирпичи в толпу немцев и часто попадают. Так что, наши городские пацаны были не из родкого десятка. Невольно вспоминаются слова из песни: "Этот день мы приближали, как могли   

 
+1
16
-1
 
8 февраля 2012, 10:01 #

Алпей, я помню этот рассказ Александра Ивановича, но у меня есть и другая статья о доме, на котором подняли первый красный флаг наши разведчики. Она лежит на старом форуме.

 
+1
6
-1
 
10 февраля 2012, 17:00 #

Sablon, если не трудно, подскажи, где можно прочитать. Мне очень интересно.

 
+1
0
-1
 
7 февраля 2012, 17:09 #

Про то как скатывались и лезли слышал в школьном возрасте от отца, а ему разсказывал кто-то, точно не вспомню. Но где- то в районе тюрьмы скатывались по склонам.

А мой друг дед Володя (ему 83) жил в доме напротив Гумен. К ним ночью залезли двое разведчиков. Погрелись выпили коньку трофейного, сказали, что на обратном пути зайдут, но так и не пришли.


 
+1
1
-1
 
8 февраля 2012, 09:56 #

Мишкин, Агеев рассказал только об одной группе разведчиков, но это не значит, что они были единственные, ведь готовились к штурму много частей подошедших к городу и, вполне естественно, каждое подразделение хотело иметь более достоверную информацию о той обстановке, которая сложилась в полосе их наступления.

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии