Вспоминая прошлое, вижу настоящее

добавить в избранное
Вспоминая прошлое, вижу настоящее
6 марта 2012, 07:26, sablon

Вполне возможно, что никто до меня не делал такого обобщения и не писал о нем. Чтобы собрать его в единую цепочку, надо было родиться в год отмены продуктовых карточек плюс-минус один.

 В детстве я не задумывался над тем, почему моих ровесников так мало. Помню, что крайне редко встречался год рождения 1947. Так бы и остался в неведении, но с появлением современных источников информации достаточно спросить у интернета «почему» и получить ответ. Так я и узнал, что виной всему голод 1946-1948 годов, постигший СССР после войны. Два года «унесли» около 1,5 млн. человек.

 

О голоде я вспомнил не просто так. Именно на детей, родившихся в эти годы, пришлись интересные реформы. Сначала хрущевского, затем  брежневского правлений.

 

Первая из них коснулась меня в 1961 году. То был последний учебный год, когда экзамены сдавали в седьмом классе и получали аттестат о неполном среднем образовании. Школы вместо «семилеток» стали «восьмилетками», а полное среднее – стало одиннадцатилетним.

 


 

Можете оценить, был я троечником, зато отличного поведения.

 

Спустя год, по окончании 8-го класса, я поступил в ремесленное училище, на полное государственное обеспечение. Нам выдавали суконные шинели, фуражки, шапки, кожаные ботинки и костюмы. Мы с гордостью лепили на воротники металлические знаки, с буквами РУ и номером училища. Но в народе нас так звали по старинке «фэзэушниками».

 


 

В форме, это не я, а-то подумаете. Я был красивше.

 

«Полное государственное» предполагало не только одеть/обуть, но и накормить. Об этом вспоминаю с содроганием. Не знаю кому как, но мне очень не нравились тамошне обеды. Особенно, когда тебе в тарелку могли подсыпать пурген (кто не знает – слабительное), а в чай насыпать соли. Классические шутки, без них никуда!

 

Отучившись год, в августе 1963 года мы с удивлением узнали, что звание «ремесленников» нам не грозит, а училище переименовано в городское профессионально-техническое (ГПТУ), почти ГПУ. Так и пережили вторую реформу, не предполагая, что нашему году через пять лет предстоит еще одно новшество, долгожданное, но приятное.

 

Оно выпало на годы службы в Советской Армии. Призыв 1966 года не предполагал, что он окажется первым на пути сокращения сроков ношения военной формы. Мне «повезло» уйти на «дембель» на полгода раньше. Сразу признаюсь, что еще через полгода возникло странное желание вернуться в часть. Странно, но такие мысли посещали не одного моего сослуживца. Это к тому, что для нас армия не стала страшилкой, вроде современной.

 

 

 

Кто не знает, это дембельская кровать. У стены - раз, за дверью - два. Служившие поймут.


P.S. Как видите, советское общество тоже не стояло на месте. Здесь показан только небольшой пример реформ, коснувшихся одного года рождения, а они происходили везде, но не так заметно и без лишней помпы.

 

Откуда иллюстрации и фото, поймете сами

 

Sablon, специально для Кавикома.

Добавить комментарий
 
+1
37
-1
 
Просмотров 1025 Комментариев 59
Комментарии (59)
6 марта 2012, 07:57 #

По сравнению с сегодняшними реалиями, просто рай небесный.

 
+1
2
-1
 
6 марта 2012, 08:07 #

Ты прав, Сережа! Те реформы прошли безболезненно и органично, не напрягая никого своей новизной. Что интересно, к ним готовились загодя, судя по Постановлениям ЦК КПСС иже с ним. Сейчас многое делается не так. Сначала готовится почва в виде слухов, оценивается реакция и потом бах! новый закон. Сколько у нас говорят о повышении пенсионного возраста? Давно уже. Значит, повысят, не спрашивая будущих пенсионеров. Это один из примеров, а планов у новой думы, да еще с новым президентом!

 
+1
11
-1
 
6 марта 2012, 10:14 #

Сначала готовится почва в виде слухов, оценивается реакция и потом бах! новый закон.


Законопроект. Потом его обсуждают в инете, раздувают слонов из мух, как было с "платным" средним образованием, дорабатывают, а потом принимают в виде закона.


Сколько у нас говорят о повышении пенсионного возраста? Давно уже. Значит, повысят, не спрашивая будущих пенсионеров


Если демография будет расти - может и не повысят. Если будет падать - придется повысить. Иначе убьем бизнес налогами.

 
+1
2
-1
 
6 марта 2012, 18:44 #

Не по Уставу, Саблон, на койке заправленной валяться! Хотя, дембель есть дембель.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 20:50 #

  Саблон! А я вот ток через полгода мог лечь на койку заправленную. Д и то потому что был сержантом СА. А как мечаталось!

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 21:08 #

Если коротко, то 7 месяцев, учебка, мл. сержант. Через три месяца писарь службы артвооружения. Понятно, что в том статусе предоставлен сам себе. С одним командиром в кабинете. Остальные - относительно. 

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 08:17 #

Просто я вспоминаю, как мои ровестники шагнули из 8 класса сразу в 10, да еще и комсомол отменили.

 

А потом, когда наступило время призыва, дружными рядами пошагали в Чечню. Как мне тогда завидовали, что я не прошел медкомиссию!


А еще были зарплаты преподавателей, которые нас учили, всего в два раза больше, чем у нас стипендия! 

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 09:10 #

Каждому поколению новые проблемы! Такова задача нашей власти.

 
+1
4
-1
 
6 марта 2012, 09:11 #

А как хочется жить без них.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 09:14 #

Сережа, а я с реформой школы шагнул из 8-го класса в девятый, который по программе оказался 8-м. А деваться было некуда. И не я один, но это уже была вечерняя школа.

 
+1
5
-1
 
6 марта 2012, 10:18 #

Ремеслуха.

Фуражечка, фуражечка,

Носить тебя не лень,

Одену, так и кажется,

Что стал красивей всех.

Помнишь?

 
+1
6
-1
 
6 марта 2012, 10:23 #

Ага, помню и не только такое. В училище я начал курить и материться. Наслушался разных баек о сексе. Книг тогда, увы, не было, а все передавалось из уст в уста. 

 
+1
2
-1
 
6 марта 2012, 10:26 #

Но, вместе с тем, нас старались окультурить. С денег, что зарабатывали на проффондах, покупали билеты в театр и раздавали лучшим. Я ходил на спектакли регулярно.

О работах на благо училища можно писать повесть.

 
+1
2
-1
 
6 марта 2012, 10:41 #

Интересное чтово, но мало. :-)

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 11:42 #

Миша, две последние статьи по твоей заявке. Я бы загордился. Есть еще одна мысль, ты ее уже озвучивал, но пока т-с-с! Вдруг конкуренты воспользуются и опередят.

 
+1
10
-1
 
6 марта 2012, 11:49 #

Нет, ну кто нам ещё расскажет о "той жизни" обьективно если не обьективные люди живущие в "той жизни"!   Хоть и прошло тут каких то 50 лет, но пропасть знаний современной молодежи о  "той жизни" тысячилетняя...

 
+1
3
-1
 
6 марта 2012, 19:32 #

Миша, наш читатель не любит много букв. Достаточно двух-трех страничек и много-много фоток, чтобы глаза не уставали от чтения. Поэтому приходится ужимать и ужиматься. 

 
+1
6
-1
 
6 марта 2012, 20:33 #

Ну у вас же есть свой читатель, думаю, не всегда нужно ориенитироваться на массовость! Оставьте жанр "мало букв - много фоток" другим авторам. :-)

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 22:04 #

мало букв - много фоток

Миша, саблон прав. Начал я писать как делал свой первый бизнес, отец курил папиросы Дели, большая пачка стоила 2руб.20 коп, а маленькая, 1руб.40 коп. Ты, что-нибудь понял в словах Дели и ценах на папиросы в рублях, думаю, что нет, а чтобы понял надо это разъяснить, отсюда и много букв. Для многих это старческое занудство.

 
+1
5
-1
 
6 марта 2012, 22:20 #

Ну я так понимаю, что ни Саблон, ни Кузёма, ни вы тут находитесь не ради партнёрки. И понижать градус своих статей только из-за того что они не будут интересны молодежи не желающей думать и привыкшей к статьям формата "меньше букв больше картинок" я думаю всё же не стоит. Порой интересны именно подробности и детали, которые как ничто лучше переносят читателя в то время и место о котором идёт повествование. 

 
+1
9
-1
 
6 марта 2012, 22:34 #

Оно конечно приятно читать ваше мнение, тем более я в Кави вольный казак, но, "Все мы немощны, ибо человецы суть"

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 22:43 #

Всё же думаю что нужно гнаться не за количеством, а за качеством читателя.

 
+1
5
-1
 
6 марта 2012, 22:51 #

У-у-у-у! Да где ж его, качественного, найдёшь? Когда сами труханы труселями обзываете. Не вы, не вы! Но, между прочим, писательский успех всегда определялся тиражом книг, а не аудиторией распространения, проще говоря, лучше сто тыщ в распродать в глубинке, чем сто экземпляров в госдуме.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 23:05 #

В принципе во многом согласен, но у писателя может быть коммерческий успех (как у Дёмы в прошедшем месяце, на Кавикоме) , а может быть технический успех (такой как у Саблона и Кузёмы). Первый успех больше ориентируется действительно на массовость, а второй всё же на свой круг качественных читателей, который пусть и не многочислинен но со своим кругом общих интересов, ну например любви к истории. 

 
+1
5
-1
 
6 марта 2012, 23:14 #

Дема обладает талантом провокатора, я ему об этом говорил. Он берёт отдельные фразы  и отвечает отдельными фразами, не выстраивая целостной концепции. В результате взбешённый оппонент начинает огрызаться, тем самым увеличивая число комментов и создавая видимость деминой популярности. Хотя немалое количество тезисов (причём не моих) можно свести к одному: - Дема, ты и вправду такой дурак?

 
+1
12
-1
 
6 марта 2012, 23:19 #

У меня о этом человеке за время прибывания на Кавикоме сложилось совершенно другое мнение, в чём я бы ему посоветовал унять своё пыл, это в искренном желании доказать свою правоту. Ведь мы все правы в своей правоте, и не всегда нужно  это кому то доказывать.

 
+1
4
-1
 
6 марта 2012, 23:21 #

Ваше право.

 
+1
1
-1
 
6 марта 2012, 23:23 #

Вот если бы все разногласии на Кавикоме оканчивались так, мир бы был немного, но лучше! :-D

 
+1
4
-1
 
7 марта 2012, 10:38 #

Аханчег, убейся ап стену с разбегу, бо бОльшую часть "популярности" моим статьям в прошлом месяце принесли не комменты, а число проголосовавших за них. Ты, по ходу, вообще не разбираешься в системе проставления баллов)))

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 20:44 #

Миша, в принципе правильно, но есть теория и есть практика. Могу рассказать о том, когда я впервые задумался о краткой информации. Считай, тема.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 22:42 #

Я был красивше.

 Нескромно.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 22:47 #

Я был красивше.

 Нескромно.

"Вот подожди дедуля, состаришься, я тебе жовку жевать не буду" Шолохов.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 22:56 #

Ахан пришел и все испортил. Конечно, я был красивше. Во-первых старше этого малолетки, во-вторых, с печатью любопытства на лице, в.. и так далее.

 
+1
1
-1
 
6 марта 2012, 22:59 #

Саблон, но, согласитесь, был ведь в вашей жизни период, когда вы были младше этого малолетки. Ну, например, в первый год рождения.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 23:03 #

Ахан, показать, какой я был красивый? Смотри! Первый год.


image

 
+1
15
-1
 
6 марта 2012, 23:05 #

Как молоды мы были....

 
+1
2
-1
 
6 марта 2012, 23:08 #

Симпатичный пацан. Но на лице уже лежит печать уныния и скепсиса. Не вижу здоровой улыбки счастливого советского малыша.

 
+1
1
-1
 
6 марта 2012, 23:12 #

Какая к черту улыбка  глядя на твой аватар.

 
+1
1
-1
 
7 марта 2012, 08:19 #

Ахан, это период моей жизни в Северной Корее. В том году моего отца контузило, возможно, эта трагедия коснулась и меня. Серьезно!

Что касается скепсиса, то он наличествует и сегодня.

 
+1
0
-1
 
6 марта 2012, 23:15 #

А я там улыбаюсь, разве не похоже?

 
+1
0
-1
 
7 марта 2012, 08:20 #

Ахан, о таких улыбках говорят просто - "ощерился". Или "осклабился".

 
+1
5
-1
 
7 марта 2012, 14:55 #

Эх, ничего вы в нас, шаркэтах, не понимаете.

 
+1
0
-1
 
7 марта 2012, 16:51 #

Ахан, а как Вас прикажете понимать? Посмотри на моего смиренного котика. Душка. Выбирал под стать себе. А кого ты пугаешь? Дему? Так он тебя не боится и постоянно меняет аватарки.

 
+1
1
-1
 
8 марта 2012, 21:27 #

Да улыбаюсь я, а не пугаю! Неужто не видно? Я ведь очень добрый,  если приглядеться. Вот кошки это сразу чуют. И собаки тоже.

 
+1
1
-1
 
9 марта 2012, 10:20 #

Ахан, я так и понял, но для поддержания разговора надо было что-то сказать супротив.

 
+1
1
-1
 
11 марта 2012, 10:18 #

Но в народе нас так звали по старинке «фэзэушниками».

а что это значит? помнится, на Урале училища тоже называли "фазанками"...

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 10:22 #

ФЗУ - фабрично-заводское училище.

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 10:23 #

вон где собака зарыта.. мерси за ликбез.

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 16:22 #

Ахан, не вводи молодежь в заблуждение. Уж кто-кто, но не ты, не ожидал. 

ФЗУ – школа фабрично-заводского ученичества, школа ФЗУ. Основной тип профессионально-технической школы в СССР с 1920 по 1940 год. Аббревиатура ФЗУ часто ошибочно расшифровывается как «Фабрично-заводское училище».

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 16:34 #

Только-только хотел добавить.  Сила привычки, что делать, виноват.

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 16:40 #

Ахан, случается.

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 10:27 #

А ещё раньше учащихся ФЗУ называли фабзайцами.

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 16:38 #

Ахан, а "фабзайцы" - это правильно. Есть даже картина на эту тему. Автора не помню.

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 10:33 #

Саблон, а вы башкир по зову крови?

 
+1
0
-1
 
11 марта 2012, 16:31 #

Мелисса, по зову крови нельзя быть кем-то. Если "зов", значит, зовут куда-то. Жить в Башкирии, не значит быть башкиром. Вы мне напомнили одну сценку в Риге. Был я с другом у его друзей в гостях. Рядом со мной сидела немка по имени Дагмар. Меня, как редкого представителя башкирских степей, пытали на разные темы. Дагмар на полном серьезе спросила: А у вас до сих пор в юртах живут? 

В Череповце мне задавали примерно такой же вопрос: Вы чистокровный башкир?

Балдею до сих пор от подобных вопросов.

В мою бытность там жило 24 % аборигенов, большая часть русских, потом мелочь: мордва, чуваши, марийцы, татары и прочие народности.

Надеюсь, ответ удовлетворил.

 
+1
0
-1
 
12 марта 2012, 08:34 #

Жить в Башкирии, не значит быть башкиром.

кто ж спорит. просто внешность у вас соответствующая, вот и спросила

 
+1
0
-1
 
12 марта 2012, 08:39 #

Мелисса, тогда я курил, ел по расписанию, спал, сколько хотел, вот и был таким красивым. А сейчас я старый, бородатый, не курю, сплю плохо и ем когда проголодаюсь. Лучше посмотрите на меня годовалого, там ни одной башкирской черты. Но глаза, да, слегка узковаты.

 
+1
0
-1
 
12 марта 2012, 08:45 #

главное, чтоб счастливый;-(

 
+1
3
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии