О крепости и тайных ходах - 2

добавить в избранное
О крепости и тайных ходах - 2
15 марта 2012, 09:00, sablon

Вернемся к дозорной книге Осипа Секирина. Описывая Большой Острог, писец указывает наличие пяти слобод внутри укреплений. В слободах казаков, терских беломестных атаманов, ездоков, стрельцов, пушкарей и затинщиков, а также в местах воротников и вожей, насчитывается 521 двор. Если предположить, что один двор занимал участок от трех до семи сажень, то общая площадь была довольно значительная. К тому же в Большом остроге располагались 43 лавки служилых и торговых людей, несколько мест под государевы торговые бани, дворы двух масленников, плотника, кровельщика, трех гончаров, один кабак и три церкви.

 

Кроме Соборной и Николаевской церквей, три православных храма располагались непосредственно в Большом остроге. В ездоцкой слободе — Храм во имя Покрова и находился он в городской стене. В более поздних документах данная церковь упоминается, как стоящая в валу, и скорее всего, освящение храма во имя Покрова Святой Богородицы как защитницы крепости. О храме Страстотерпца Никиты на территории нового корпуса школы № 5 упоминалось выше. И принадлежал он приходу стрелецкой слободы. Расположение третьего храма во имя Афанасия и Кирилла пока выяснить не удалось и принадлежал он, видимо, приходу оскольских вожей.

 

С восточной стороны Большого острога был вырыт ров и насыпан вал — эти искусственные преграды проходили по улице Пролетарской и Революционной. В Межевых книгах XVII столетия они неоднократно упоминаются. По рву позднее была проложена дорога, ведущая на поля ездоцкой слободы и выходила на курскую сторону. По рву ездили и к мосту через Оскол на стрелецкие и пушкарские поля, на земли местных церквей и мужского Троицкого монастыря строителя — старца Ефимия. В монастыре храм Живоначальной Троицы, получивший название по образу местной Живоначальной Троицы. Колокольня с двумя колоколами весом по 1. 5 пуда. Кроме Ефимия в монастыре проживало еще пять старцев.

 

 

Северная сторона Большого острога проходила примерно по улице Революционной и имела центральную башню с «большие вороты» на которой располагался вестовой колокол весом 18 пудов. Эта башня была наивысшей точкой города с хорошим обзором. Через ворота был выезд на Большую Московскую и Курскую дороги. Расстояние от рва до первой дороги составляло 77 саженей.

Напротив Больших ворот находился храм во имя Архангела Михаила прихода казачьей слободы. Месторасположение и название храма совсем не случайны. Библейский Михаил Архангел был борцом за правду, воином-защитником и церковь как бы являлась священным строителем города. В документах Патриаршего приказа храм упоминается неоднократно на том же месте. Позднее был освящен новый придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы; в XVIII и XIX веках церковь имела двойное название — Благовещенская (Михайловская), а улица Революционная до 1918 года — соответственно Михайловской.

 

За острогом находилась еще одна церковь прихода терских беломестных атаманов во имя Козьмы и Домиана, примерно на пересечении улиц Комсомольской и Коммунистической. Количество башен Большого острога еще не выяснено.

Из Спасских ворот Малого острога вела дорога на поля ямских охотников. Прихожане ямской слободы (основана в 1600 году и насчитывала 12 дворов) выстроили храм во имя Воскресения Христова. Через поместные земли ямские охотники выезжали на старую Посольскую дорогу.

Описанные выше крепостные сооружения просуществовали с конца XVI до 1617 года, когда город был полностью уничтожен пожаром во время «литовского разорения» и в прежние размеры больше не возвращались.

О разорении крепости курскому воеводе князю Ивану Хованскому сообщил курский полковой воевода Дмитрий Скуратов, который разбил под городом Болховым польско-литовский отряд.

 

По указанию Хованского Дмитрий Скуратов взял 300 человек и выехал на строительство новой крепости вместе с оскольским воеводой Игнатием Михневым. К ним на помощь пришли люди из Ливен, Ельца и Воронежа. Был поставлен малый острог в 121,5 сажени по периметру. Это было второе рождение крепости. Старооскольским краеведам снова не повезло — строительная книга сгорела во время пожара 1628 года, о чем стало известно из документов более поздней поры. Размер крепости удалось установить простым математическим подсчетом. Известно, что общая длина городовых стен крепости 30-40 годов составляла 250 саженей. И во время строительства «да прибавлено к тому старому городу сто двадцать восемь саженей с полусаженью».

 

Общий облик города можно представить по докладным запискам воеводы Дмитрия Яблочкова, который был в Осколе в 1623 и 1628 годах. Воевода писал, что «города на Осколе нет, а где был город, поставлен острог, а около острога крепостей: ров, а катки и кровати погнили, а торосов из острога не зарублено и башни не покрыты, а иных никаких крепостей нет».

 

Почти все служилые люди города жили вне его, «а в остроге осталось Божие милосердие Соборная церковь, да двор воеводский, да двор осадного головы, да житница с твоим государевым хлебом, да в остроге было торговых людей амбаров с двадцать и съездные люди торгуют тут же». Еще в 1624 году по государеву указу воевода Иван Мотовилов строил дворы, чтобы вернуть людей в город, но оскольские служилые люди в челобитных государю объяснили причину своего отказа: «По твоему государеву указу ходят твои государевы окольничьи с ратными людьми на Волуйку для посольской розмены ежегодь, а становятся у нас на Осколе по нашим дворишкам; и нам от тех ратных людей, от дворян и от жильцов, и от детей боярских, и от стрельцов теснота и убытки великие». Воевода Дмитрий Яблочков писал царю, что проезжие ратные люди на постое ведут себя развязно и неосторожно обращаются с огнем. «Город занавозили, завезли соломой и сеном и клали костры». Неосторожное обращение с огнем обернулось пожаром 1628 года, когда огонь с Соборной церкви разорил весь город.

В 1630 году началось строительство новой крепости, уже в третий раз. Город был поставлен из дубового леса, «рублен в две стены в клетки..рублен вверх до обламов в двусажень, обламов по два венца, по городу верхние и нижние бои..да прибавлено к тому старому городу сто двадцать восемь саженей с полусаженью».

 

Но город не был достроен до конца, «не покрыт и катки не положены и ров старой не вычищен и около новоприбавленного города рва нет». Строительство города продолжалось до 1639 года, а новые крепостные сооружения и заставы вокруг города до 1646 года.

 

В 1644 году крепость по периметру составляла 250 саженей. На передних воротах в малой башне полчетверти сажени находился вестовой колокол весом 13 пудов 18 гривенок (до 1642 года старый вестовой колокол весил 15 пудов, но раскололся от «татарских вестей»). Вооружение передних ворот состояло из скорострельной медной пищали с весом ядра в одну гривенку и железной волкалейки (малая укороченная пищаль). От передних ворот в сторону реки Оскол длина городовой стены 26 сажень и заканчивалась наугольной башней, где в верхнем бою полковые медные пищали с весом ядра 2 гривенки, а в подошвенном бою тюфяк медный дробовой (орудие для стрельбы «дробом» на коротком расстоянии диаметром до 200 мм со стволом конической формы). Восточная стена от «наугольной башни» до глухой башни длиной 20 саженей и от глухой башни до следующей угловой — 28 саженей. В глухой и подошвенной башнях волкалейки железные, в наугольной в верхнем бою медная пищаль, ядро две гривенки, в нижнем бою волкалейка. Южная стена от «наугольной башни» до глухой башни длиной 31 сажень, до тайницкой — 18 сажень, и до угловой 11. В последней в среднем бою волкалейка железная. От «наугольной башни» до «водяных ворот» — 25 саженей. Вооружение «водяных ворот» состояло из «тюфяка меднова дробовова». От ворот до угловой башни, что от храма Николы Чудотворца 29 саженей, а от Никольской башни до передних ворот — 2 _ саженей. Длина городовых стен составляла 222 сажени, под девятью башнями — 28 саженей. Общая длина крепостного сооружения — 250 саженей.

 

 

До верхних катков к крепостным стенам прикреплены лестницы. На площади, в сараях и амбаре находились пищали, ядра, свинцовые пули — 1450 шт., 242 пуда пороха, 6 пудов свинца, знамена, барабаны, 3000 железных рогулек для ручных пищалей, 7 парусов и другие военные принадлежности. В 1646 году был выкопан погреб и обложен дубовым срубом.

С северной и западной сторон выкопан ров глубиной 2 сажени с четвертью, вверху ширина — 3 сажени, а в подошве — четверть сажени, обложен бревнами. Около рва «частик» (вертикально стоящие заостренные бревна), а перед обеими воротами мосты, по конец которых опускные надолбы в две кобылины (надолбы — заграждения из нескольких рядов бревен, в данном случае двух, вертикальных или с наклоном в сторону

противника).

 

В городе-крепости Соборная церковь Знамения Пресвятой Богородицы, да придел Николая Чудотворца, воеводский двор, три житницы с государевыми хлебными запасами и несколько дворов.

На посаде, за крепостными сооружениями, находилось 6 церквей: церковь Николы Чудотворца, церковь Покрова Святой Богородицы, церковь Михаила Архангела, церковь Великомученика Никиты, церковь Козьмы и Домиана, церковь Святого мученика Егория.

Служилые люди в основном жили за чертой города в слободах, оставляя за собой дворы на посаде. Посадских же дворов было всего 27, да дворов вольных всяких ремесленных людей в «дворничестве» и 9 дворов «вольных людей себе дворами, кормятся работою в миру».

По данным переписи 1668 года городские укрепления несколько уменьшились и по общей длине сократились до 227 саженей. Денег на новое строительство выделялось очень мало и крепость постепенно приходила в упадок.

 

25 саженей восточной стороны на «подпорках» в 1658 году «повалилось от ветра», 16 сажень южной стороны вновь поставлено воеводой Афанасием Беклемишевым. Подгнила и покривилась наугольная башня от рыльской слободы; стоит на подпорках почти вся западная стена. Воеводы очень редко ремонтируют крепостные сооружения новым лесом (уже значительно чувствуется его недостаток), а чаще всего старым, тем самым уменьшаются размеры стен и башен. И число городских построек увеличивается незначительно. Отстраиваются съезжая и приказная избы, таможня, кабак, кружечный двор, тюрьма и другие административные здания. Сокращается артиллерийское вооружение, а в конце XVII столетия большая часть его была передана в другие города. В 80-х годах в городе обосновался девичий монастырь и к началу XVII столетия в нем было 43 монахини с игуменьей в возрасте от 30 до 100 лет. В монастыре была выстроена Успенская церковь. Просуществовал монастырь до 1764 года, несколько раньше был упразднен и Троицкий мужской монастырь.

 

В 1711 году в городе вспыхнул пожар, уничтоживший крепостные сооружения и значительную часть посадских построек. Эта дата является последней точкой отсчета существования крепости и в никаком другом состоянии ни в деревянном, ни в каменном не возрождался. Таким образом, «разговоры» о существовании каменной крепости являются необоснованными. В дополнении к этому, документы XVII века вплоть до 1720 года не дошли до нас, а в известных нам бумагах вообще нет сведений о каких-либо сооружениях из кирпича.

 

Анатолий Павлович Никулов, историк

 
+1
33
-1
 
Просмотров 2244 Комментариев 3
Комментарии (3)
15 марта 2012, 22:03 #

Друзья вот похоже и проходит время еще одного дома исторической части города, а именно по ул.Ленина 32/36, там где расспологается "Фламинго", "Пять гусей", и "Евросеть". В связи со строительными работами по возведению аквапарка и ТЦ очередного.Это известный каждому уважающему горожанину.Поэтому вдаваться в подробности не буду. Замечу, что возможно, его постигнет участь дома 59 по ул.Комсомольская.  

 
+1
0
-1
 
15 марта 2012, 22:42 #

Депутат Гусев, он же ценитель старины и большой эстет, что дальше некуда. Он и знать не знает, что за тем домом находилось громадное подворье и если верить Агееву, располагались номера для молодых заезжих купчиков.

 
+1
1
-1
 
15 марта 2012, 22:54 #

Ну вот и будет ему новое подворье, а рядом будут располагатья номерные бутики для молодых заезжих купчиков.

 
+1
6
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии