…И обнаружить чтоб средь пустоты сияющий алмаз триумфа…

добавить в избранное
…И обнаружить чтоб средь пустоты сияющий алмаз триумфа…
11 апреля 2012, 12:33, sablon

К годовщине со дня смерти Ильи Николаевича Хегая 13 апреля 2011 года, я попросил нашего друга Lana.L. написать о художнике статью с точки зрения  Системно Векторного Психоанализа (СВП). Многим читателям она покажется необычной, такого у нас еще не было. Но в том и весь интерес, увидеть позицию художника, понять мотивы творчества человеком, ни разу с ним не встречавшимся. Провести анализ на основании информации о нем, и его картинах.    

     ПАМЯТИ ХУДОЖНИКА

 

Первое,что мне пришло в голову, увидев на сайте Хегая работы Ильи Николаевича пьеса «Бег» Булгакова, точнее ее поджанр, который сам автор определяет, как «Восемь снов». Не буду углубляться в психоанализ и называть все фрейдовскими именами, за меня это давным давно сделали другие, честь им и хвала, не об этом речь. 

Только по Булгакову «сон» – соотношение наваждения, трансформации действительности, ирреальности отражения, что-то среднее между миражом и явью.

У Булгакова по-другому и быть не могло –

 

писатель, у которого звук «зашкаливает», примерно так, но очень поверхностно и односторонне, не углубляясь в детали можно  было бы объяснить, с точки зрения учения Системно-векторной психологии, его тексты.


Разглядывая некоторые из работ Ильи Николаевича Хегая у меня возникли такие же ассоциации. Потом я поняла в чем дело.

Звук. У Хегая, среди набора его векторов присутствуют звуковой и зрительный… Илья Николаевич не может по-другому, раньше мог,  или думал, что мог. Тогда так нужно было, в те времена, когда над всеми нависал молот Социалистического реализма, а художники, как литераторы писали «в стол», пряча от всех свое иное мироощущение-опасно.

Помните, как Хрущев бульдозерами по тем, кто не с нами? И что? Помогло? Еще как! Весь Запад заговорил, что в СССР есть люди с другим мышлением и вИдением.


Преисполнилось в «звуке» это новое  прочувствование универсума, вылившись у Ильи Николаевича  через его работы, в самостоятельный цикл, иначе и быть не могло, а потом еще вербально им подтвердилось в одном из интервью, что потребность в пище определяет голод, а потребность в реализации определяет (для него, Хегая) живопись.


Юрий Бурлан на лекциях по СВП объясняет:

 

через себя. Каждый из нас все выказывает через себя, то есть через наличие своих собственных векторов. Что вижу, что чувствую — то отражаю, у нас  у всех «Я» во главе угла.


Илья Николаевич – через свой звуковой вектор, наличие которого у людей такого типа «гонит» их в бесконечную дорогу нематериального поиска. Потому что звуковик иначе существовать не в состоянии, он должен заполнять свои образующиеся пустОты. Кто-то, кому Природа позволила, делает это через мелодию, слыша Музыку Сфер, записывая ее забавными нотными закорючками. Кто-то уходит в поиски Бога, становясь создателями крупных (и не очень), религиозных конфессий и сект.


imageКто-то, получив от Природы еще и способность  к зрительному восприятию Вселенной, пропустив его через собственные внутренние миры, наполняя пустОты зрительного и звукового векторов, перенося на холст прозрачными или призрачными мазками, создавая образы, запримеченные в снах, видениях и грезах.

Дожив до 80-ти лет из которых 60, Илья Николаевич, профессионально занимался живописью он так и не понял, к какому направлению относится его творчество. Немцы глаза открыли, назвав его картины метафизическими.


Каталогизировать, классифицировать, систематизировать.

 

Зачем? Какая разница? Важно что я воспринимаю через глаза и наполняю мой зрительский и звуковой вакуум, проигрывая цвет и тему, в каких-то моих воспоминаниях и соотношениях. Скучно, не интересно слушать профессионального галериста или искусствоведа, объясняющего все то, что без труда можно прочесть в Энциклопедии по Искусству Живописи.


Марка Шагала тоже пытались «привязать» к конкретному направлению, и многих других даже основоположниками течений назвали. А вы, господа-систематизаторы, когда-нибудь кисти в руках держали? Вы пробовали, хоть чуть-чуть, подражать Пикассо? Просто взять и написать в его кубической манере предмет на холсте? Попробуйте, только так вы поймете почему один художник работает крупными мазками, а другой – вообще обходится шпателем вместо кисти.


Лишь таким образом он способен

 

«наполнить» зрение свое, а заодно и тех, кто его картины созерцает, только так, на время, до следующего полотна, успокоить ноющую рану души. Хегай сказал в интервью: «Я, как фанатик, не могу не писать.» Потому что получив однажды наслаждение от содеянного, рука потом сама тянется к кисти, а кисть к мольберту, что бы снова и снова оказываться там, где стираются границы, двигаясь по пути приводящему в объятия матафизического беспредела, состоящего из намеков, символов и догадок, тончайшими ассоциативными нитями связывающими две реалии – сон и явь.

 

Источник: http://sam-sebe-psiholog.ru/sistemno-vektornaya-psihologiya/xegaj

 

P.S. Об СВП и Юрии Бурлане, читающем онлайн-лекции, можно найти информацию в интернете.

Добавить комментарий
 
+1
20
-1
 
Просмотров 889 Комментариев 7
Комментарии (7)
11 апреля 2012, 14:07 #

Статья, конечно, хорошая, но слишком много специфики и не каждый читатель будет искать правильное трактование, редко употребляемого в обиходе, слова. Особенно, если человек не связан с культурой, а технарь до мозга костей.
Я, например, примитив. Мне проще зайти в художественный музей, стать напротив картины, привлекшей мое внимание, и внимательно ее разглядывая, пытаться понять, для чего художник нарисовал ту или иную деталь, ведь она же не просто так нарисована. В ней заложен какой-то смысл, а я его, к сожалению, понять не могу.  

 
+1
6
-1
 
11 апреля 2012, 20:42 #

Скажем так, статья готовилась для сайта Ильи Николаевича. Я тоже не все понимаю в ней, но всякое исследования творчества, личности автора, в любом случае не простое созерцание картин. У каждого, кто возьмется оценивать большого художника найдется свой, неповторимый взгляд на вещи, и слова, еще никем не сказанные.


Сижу и думаю. Интересная получается картина. Я ни бум-бум в искусстве, но с большим удовольствием пишу о Хегае. Это желание основано на бесконечном уважении к нему и остается только жалеть, что "за кадром" осталось много неизвестного мне. 


Задаюсь вопросом, а где его коллеги по творческому цеху, просто люди знавшие его близко? Не знаю

 
+1
3
-1
 
11 апреля 2012, 22:42 #

Саблон, мне кажется, что каждый вспоминает по своему. Конечно, мнение специадистов не помешало бы, но только написанное нормальным, обиходным языком.


 
+1
0
-1
 
12 апреля 2012, 00:38 #

Статья по меньшей мере слабая. А если без обиняков - то шарлатанская. Меняем имя Илья Николаевич  Хегай на имя абсолютно любого другого писателя, поэта, художника - получаем столь же верный портрет, написанный размытыми псевдопсихологическими терминами.

При этом же:

через свой звуковой вектор, наличие которого у людей такого типа «гонит» их в бесконечную дорогу нематериального поиска. Потому что звуковик иначе существовать не в состоянии, он должен заполнять свои образующиеся пустОты.

Фраза "у людей такого типа" отрицает уникальность, что может, и соответствует действительности, но плохо согласуется с задачей автора выделить Хегая из общего ряда творцов. Или у него (автора) не было такой задачи?


Важно что я воспринимаю через глаза и наполняю мой зрительский и звуковой вакуум, проигрывая цвет и тему, в каких-то моих воспоминаниях и соотношениях.

Скажу вам по секрету: это свойственно ВСЕМ. Вообще всем людям. То есть, автор продолжает опускать творца  до уровня обычного человека.


Юрий Бурлан на лекциях по СВП объясняет:

 

через себя. Каждый из нас все выказывает через себя, то есть через наличие своих собственных векторов. Что вижу, что чувствую — то отражаю, у нас  у всех «Я» во главе угла.

Совершенно верно. Только СВП тут ни при чем. Мысль мало того, что на поверхности, так еще и разложена по полочкам в различных вариациях "Я концепции", некоторые из которых на полвека  старше СВП. Ну и вообще не ясно, зачем процитирована банальщина. Она ничего не раскрывает в конкретной личности.

 
+1
15
-1
 
12 апреля 2012, 23:05 #

Первая картина ...Церковь....По- моему очень напоминает нашу Ильинскую церковь, ту что на Хмелева.....Я там венчалась, воцерквлялась моя дочь...  МИЛО....

 
+1
0
-1
 
12 апреля 2012, 23:07 #

Не знала, что этого художника уже нет в мире живых...   Мои соболезнования его родным и дочери Натальи...

 
+1
0
-1
 
13 апреля 2012, 11:58 #

Сегодня можете высказать ей соболезнования лично. В худмузее открывается его выставка.

 
+1
10
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии