Авиация вне закона

добавить в избранное
Авиация вне закона
29 октября 2008, 12:32, dubrovin

Если кто-то думает, что амбициозный эпитет «невидимка» применим только к шпионским летательным аппаратам, он жестоко ошибается. Самое «невидимое» летательное средство – это то, которое в упор не видят и видеть не хотят чиновники. Отдыхают создатели отпиаренной счастливчиком Рустом «Сесны»! Даже конструкторы пресловутых «Стелсов» – и те нервно курят в стороне! Над Олимпом «невидимок» гордо кружит вся российская авиация общего назначения!

Приговор

Выяснили мы это, пообщавшись с руководителем Старооскольского летно-технического клуба «Сокол» Андреем Порубовым.

- В 2006 году вышел закон, давший нам право регистрироваться, мы получили государственные номера, нас внесли в государственный реестр, – рассказывает Андрей. - Теперь у нас красивая бумажка на стенке висит. Согласно этой бумажке мы можем летать по всей России. Но! 29 августа 2007 года вышел федеральный закон, зарубивший нам все. Все прежние законы отменены! Работать нельзя, развиваться нельзя и вообще летать даже нельзя!

 

 

- То есть, вы вне закона?

- Фактически, да. Говорят, нет паспорта у человека – его нет для государства. Но при этом он же живет! Так и мы. Прав никаких нет, но при этом мы существуем. Дальше институты должны разработать целую программу. И, наверное, разработают. Но сколько уйдет времени?

 

 

А проще было сделать, как в Канаде. Там регистрация воздушного судна производится в течение одного дня. Формуляр: техпаспорт судна, летная книжка и летное удостоверение пилота. Все! Самолет регистрируется. А чтобы летать – простая заявительная система. Позвонил в службу, скажем, аэропорт, и заявил: «Я намерен вылететь в такое-то время в таком-то направлении»- «Да, пожалуйста, летите. Спасибо, что сообщили». И это в большей мере для безопасности самого же летчика! Если он не появился в определенном пункте, знают, где искать.

 

 

А у нас разрешительная система. Я должен подать в аэропорт заявку, которая отправляется в Москву, где ее рассматривают в течение суток. И мне еще скажут: могу ли я вылететь или нет. А чтобы дали «добро» у меня должна быть лицензированная взлетная полоса, лицензированный штат от заправщиков до уборщиц. Должно быть свидетельство эксплуатанта, которое невозможно получить. То есть, при всех этих требованиях – фактически взлетает «Боинг»!

 

 

Вот мы 10 лет бились, получили все эти свидетельства. Теперь столько же еще надо, чтобы все это заново узаконить.

 

 

Не бизнес

- Сейчас у нас на балансе один сверхлегкий самолет «Бекас» и пять мотодельтапланов. Основным источником дохода клуба являются авиахимработы. То есть, не дохода даже – какой там доход – а, можно сказать, просто денег, – продолжает делиться Андрей. - Все, что зарабатываем, уходит на благоустройство, покупку запчастей и обучение молодежи. Но благодаря новому закону мы не имеем права заниматься коммерческой деятельностью! Нас приглашают, мы отрабатываем, нарушая Федеральный Устав, то есть, по сути, Воздушный Кодекс! Все знают, и… все закрывают глаза. А что делать? Сельскохозяйственным предприятиям мы выгодны. А нам просто деваться некуда! Повторяю, другого источника дохода просто нет!

 

 

title

 

- Насколько я знаю, мотодельтапланы активно используют в рекламных целях, а также задействуют в индустрии экстремальных развлечений…

- Наши московские коллеги выживают в основном «покатушками», то есть, катают людей. Но это, во-первых, пилоту нужно сидеть на аэродроме, во-вторых, «покатушки» убивают ресурс, а приносят мало. За 10 минут сейчас – 600 рублей, а вырабатываешь где-то 1200, то есть, получается убыточно.

 

 

- Поставьте 3 тысячи…

- Нет такого спроса. Для богатых это нормально. Даже, говорят, дешево. А обычному человеку – и 600 дорого. Мы пробовали, вообще-то. Вот на День города и последующие выходные был наплыв. По 20-30 человек катали – это хорошая прибыль. Но! Все паруса вытянулись почти на сантиметр, а когда вытягиваются на три сантиметра – все, выкидываешь. Парус стоит 900 долларов. На авиахимработах его на три года хватает, на «покатушках» – на полтора. В общем, не идет эта тема как бизнес…

 

 

- А реклама?

- И рекламу пробовали таскать! Не выгодно! Вы поймите: это не может быть бизнесом в принципе! Это клуб, школа, если хотите! Друзья смеются. Один говорит: «Я себе еще один «Лексус» взял» – «А я – еще один дельтаплан. И еще двоих учеников…»

 

 

Альтруизм

- Мы каждый год принимаем людей. Кто-то приходит, кто-то уходит. Но мы говорим, что если из 100 один остается в авиации – это уже хорошо. Потому что небо дается не всем.

А чтобы обучить пилота от начального этапа до первого самостоятельного вылета требуется 30 тысяч рублей. И это минимум. В Москве, например, обучение (для ученика!) стоит не меньше 1,5-2 тысяч евро. И то, если не по индивидуальной программе. А мы сами за это платим!

 

 

В прошлом году поставили эксперимент: вывесили объявление о том, что обучение стало платным. Причем, сделали это с подсказки администрации и местного бизнеса: «За все надо платить». В общем, сделали платно – все исчезли. И это понятно: родители вкладывают деньги в те увлечения детей, которые обещают отдачу. А тут им неясно, зачем это и что это даст.

 

 

И действительно, не все остаются: многие полетают, да и бросают небо. Находят для себя более приземленные (буквально!) увлечения. Мы же, выходит, деньги выкинули на ветер – причем, тоже буквально. Но те, что остаются, требуют ведь дальнейших «вливаний»! Чтоб летчик нормально самостоятельно летал, ему нужен свой аппарат. Естественно, никто сам себе мотодельтаплан не то что купить, но и построить не в состоянии.

 

- Что значит «построить»?

- То и значит. Самый дешевый, самый хиленький мотодельтаплан стоит 300 тысяч рублей. Более-менее нормальный, стабильный – под 450 и выше. Для нас это дорого. Мы строим сами. Единственное, что я исключил – это производство крыльев и винта. Слишком сложно. А остальное делаем сами.

 

 

- А крылья, винт сколько стоят?

- Крыло – 2800 евро, трехлопастной винт, в среднем, - 400-500 баксов. Если пяти- или шестилопастной (они более тихие) - уже 600-700 евро, а если с изменяющимся шагом – 900 евро. Специальный двигатель, кстати, раз уж говорим о стоимости запчастей, - от 7 до 14 тысяч евро. А мы ставим автомобильные. Обходятся где-то в 2,5 тыс. евро каждый. Что называется, заметьте разницу! Вот почему строим аппараты сами! Нам одна машина обходится где-то в 8 тыс. евро. Причем, это ж не сразу вкладывать надо. Нашли что-то, выточили. Есть токарный станок, фрезерного не хватает.

 

 

Школа

- Обучение ведется в два этапа: сначала базовое, а потом уже профессиональное. Учим летать при различных метеоусловиях, на малой высоте – 1,5-2 метра от земли, отдельно – маневрирование.

 

 

Первый год «мурыжим» их теорией, ремонтами. Прошел, выдержал зиму – берем. Если хотят. Всякое бывает: один у меня уже без пяти секунд профессиональным пилотом стал, вдруг, взял и ушел. Мне бухгалтер говорит: «Давай ученический договор заключать». Я против. Пилот – это такое ранимое существо… Белая кость. Это человек, который постоянно находится на грани риска. И отношение к нему должно быть соответствующее. Во всем. Перед полетом человек должен два часа спать, после полета – три часа. Завтрак, обед, ужин, и еще ужин. Все эти законы написаны кровью. Родилась авиация – начали рождаться эти законы. Не поспал – разбился...

 

 

title

 

 

Когда я готовлю профессионалов, начинаю их выматывать. По 20-30 кратковременных вылетов в день. Это самая нудиловка. Полет по кругу – 2 минуты. На двадцатый раз человек теряет ориентацию в пространстве. Наша общая задача, понять, когда наступает его пиковое состояние, после которого он уже летать не может. Зачем? А затем, чтобы и не летал! А то, как получается на тех же химработах? Каждый думает: «Ну, еще круг сделаю, еще гектар – денег заработаю!» А пиковое состояние уже пройдено: концентрация потеряна и… А вот и провода электропередач – «здрасти»! Разбился… Благо, у нас летальных исходов не было. А вообще – случаются…

 

 

- А инструкторы – есть какой-то постоянный костяк?

- Я там один постоянный. Уже вот 20 лет. Ну и еще человек пять – более-менее постоянные. Зарплаты небольшие – до 10 тысяч. Это у основного персонала. Есть еще пара-тройка внештатных инструкторов из числа наиболее обученных летчиков. Тем и вовсе платим символические деньги – по 500 рублей в месяц. Но, обычно, это студенты – им и это не лишнее. А больше платить мы просто не в состоянии.

 

 

- Каков средний возраст ваших подопечных?

- Есть два подразделения: первое – старше 30 лет – это, преимущественно, профессионалы, и наиболее многочисленное – молодежь от 15 до 20 лет – студенты. Взрослые – более степенные. А молодые… Да что там говорить! Я помню себя в том возрасте, когда учился летать. Прыгали с бугров. Десять секунд летишь, два часа на себе аппарат на этот бугор тащишь. И так по 20 раз на дню!.. Вот и эти не знают усталости. Им даешь задание: «Вот это вы должны сделать. Эту программу должны отработать. Вот вам срок – месяц». Что они делают? Стоят на ушах: пацаны есть пацаны. Но при этом выполняется программа!

 

 

У нас до сих пор уроков, как таковых, за партами нет. Обучение происходит в работе: полеты и тут же лекции. Человек сам видит, что нужно делать, а что нет. И на своем примере, и на примере других. Ошибки очень наглядны. Мы заставляем их разбирать. Если непонятно, объясняем. А общие понятия даем за чашкой кофе, чая. Вообще, все разговоры в клубе в основном о полетах. Никогда не услышишь про рыбалку.

 

title

Корифеи летно-технического клуба "Сокол". Второй справа - Андрей Порубов.

 

 

- То есть, разбор полетов (и снова – буквально!) у вас – и есть часть обучения?

- Любая ситуация всегда с периодичностью повторяется. Разбор полетов – обязательная часть обучения. Но обычно он бывает довольно сжатый и жесткий и происходит в течение буквально 15 минут. А потом уже, в следующие дни, все начинает перевариваться. Каждый начинает думать.

 

 

- Мне почему-то казалось, что дельтаплан – довольно стихийная техника. Или это заблуждение?

- Да, заблуждение. Дельтаплан, или мотодельтаплан – довольно спокойный аппарат. Есть правый разворот, левый разворот, снижение, горка, спирали: нисходящая и восходящая. Все происходит в одной в плоскости, то есть, дельтаплан не переворачивается. 45 градусов - критический угол атаки. Минус 3,5 – критический спуск. До 5,5 – подъем.

 

 

- Так послушать – проще «пареной репы»… А психологический фактор? Бывает, что кто-то приходит с «боязнью высоты»? Ну там, скажем, чтобы, преодолеть себя…

- Да каких только не приходит! Но мы обязательно проводим психологический отбор. Уже во время первого ознакомительного полета видно, какова у него концентрация внимания, нет ли блокировки реакций при большом выбросе адреналина…

 

 

- Как это можно на первичном этапе выявить?

- Работая инструктором 20 лет, уже знаешь, с какими проблемами можешь столкнуться. Практически происходит так. Летим вдвоем. Даю ученику возможность самостоятельного пилотирования. При любом прикосновении чувствую его реакцию. Вижу, как реагирует на те или иные изменения в полете. Применяю и жесткие тренинги. Например, можно резко бросить газ. Аппарат начинает падать. Бывает, человек напрягается и «зависает», другой пытается что-то сделать. А бывает, поворачивается к тебе с совершенно «стеклянными» глазами. В прошлом году мы троих так отсеяли.

 

 

В этом году наплыв очень большой. А проблемы те же. Всех желающих летать мы просто не потянем. И в первую очередь, речь о нехватке техники. По-хорошему, на каждые 3-4 человека нужен один аппарат. А у нас уже сейчас он приходится на десять учеников...

 

 

Я убежден, что иметь такой клуб для города престижно. И расходы-то, по меркам бизнеса, смешные… Мы все равно будем развиваться, но если бы кто-нибудь в нас «вложился», мы бы делали это в два-три раза быстрее. Если дать нам шанс, гарантирую, что уже через три года у нас будет мощнейший авиаклуб в Черноземье!

 

 

Андрей Дубровин

Добавить комментарий
 
+1
6
-1
 
Просмотров 4327 Комментариев 36
Комментарии (36)
29 октября 2008, 14:42 #

Класс! Давно хотел узнать побольше об этих людях, а то в прессе все какие-то обрывки из отрывков. Было интересно почитать.

 
+1
0
-1
 
29 октября 2008, 15:19 #

Lavrentij, ну я бы не назвал "обрывком" текст, который ранее был опубликован на кавикоме - "Не тот пилот, кто падал". В ее комментах дубровин как раз и говорил о своей статье на эту тему...Да и ряд фото Оскола с высоты, что я выкладывал в галерее послужил хорошими иллюстрациями.

Кста, дубровин, а ты не подскажешь где ранее была опубликована твоя статья?)

 
+1
0
-1
 
Guest
29 октября 2008, 15:57 #

stkurier, ясный пень, что свой опус ТЫ обрывком не назовешь.

Дубровин, молодец!

Цитата: "Мы все равно будем развиваться, но если бы кто-нибудь в нас «вложился», мы бы делали это в два-три раза быстрее. Если дать нам шанс, гарантирую, что уже через три года у нас будет мощнейший авиаклуб в Черноземье!"

Надеюсь, материал публиковался задолго до кризиса? Сейчас-то ведь вряд ли кто пойдет в инвесторы клуба.

 
+1
0
-1
 
29 октября 2008, 16:45 #

Като, а ты готово спорить? Готово назвать газетную полосу обрывком?

 
+1
0
-1
 
29 октября 2008, 17:16 #

грустно то как. такой интересный клуб и нет спонсоров. и городу он не нужен.... а ведь кто-то мечтает летать, да денег нет на учебу.

 
+1
1
-1
 
Guest
29 октября 2008, 17:50 #

Да что ты, stkurier! Бог с тобой! Как же газетная полоса может быть обрывком? Тебе же не пришло в голову порвать полосу со своим текстом после прочтения этого?!

 
+1
0
-1
 
29 октября 2008, 19:37 #

И неча! Разлетались тут! А упадёт кто-чиновнику отвечать?...:)))

 
+1
0
-1
 
29 октября 2008, 23:14 #

stkurier Кста, дубровин, а ты не подскажешь где ранее была опубликована твоя статья?)

 

Нигде!

Если внимательно почитаешь мой коммент к твоей статьей, то обнаружишь фразу «и закончилась также». За сим стояло откровение, что я не дописал чистовик статьи дальше этих двух абзацев. Несколько раз олитературивал расшифровку (составляла 17 листов!), пытался компоновать, бросал…Это длинная, пожалуй, самая маразматичная история за все время работы мну журналистом. Материал был взят давно, потом оказался не востребован моими прежними изданиями. Позже и редактор моего сегодняшнего издания осталась равнодушной к теме. В итоге статья была успешно заброшена, что для меня противоестественно в принципе. Я никогда не бросаю производство СВОЕГО ПРОДУКТА на середине. Это редчайшее исключение за всю мою жизнь…

Так что, это первая публикация. На дня продублирую в «Вечерке», есссна.

Позавчера связывался с Порубовым по поводу сверки статьи и предоставления фоток. Говорит: ничего не изменилось. По-прежнему бедствуют, по-прежнему никто не помогает. Ну, или почти никто) К сожалению, очень много материала пришлось выкинуть, дабы не навредить товарищу.

З.Ы. Кста, или пиши мой ник, или изволь писАть мою фамилию с заглавной буквы.

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 00:57 #

Классная статья!

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 08:59 #

dubrovin, ну во первых что там за тем стояло - я додумывать не стал: тратить ресурсы мозгового компа на лишнюю информацию? Зачем? Я знал что ты все равно расскажешь. Во вторых электронные СМИ дают очень широкий простор для творчества. Я рад, что ты это понял. В третьих скажи спасибо, хотя бы за то, что я пишу ее без классической ошибки)

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 09:09 #

stkurier

Я не намерен говорить тебе спасибо за отсутствие какой-то "классической ошибки" в моей фамилии. Вариантов ошибок в ней может быть масса. Как и в любой. А классическая ошибка - это писАть "во первых" и "во вторых" БЕЗ ДЕФИСА.

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 09:48 #

dubrovin, а также мягкий знак в "тся" и прочее...Но я тебе на эту тему лучше посоветую почитать вот эту цитату с башорга - прочесть (осторожно - мат!).

Считай это ответом)))))

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 09:55 #

stkurier

Смешно! вот за это - спасибо!

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 10:38 #

Stkurier, точно! Перечитал твою ссылку сейчас и вспомнил от куда у меня ощущение обрывочности. По объему это конечно не отрывок, но по содержанию...

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 13:45 #

Lavrentij, уж простите, пока что рассчитать количество информации на количество символов, учитывая еще интересность чтения, пока не представляется возможным. А газетная полоса не резиновая, всего не уместишь.

 
+1
0
-1
 
Guest
30 октября 2008, 19:22 #

"уж простите, пока что рассчитать количество информации на количество символов, учитывая еще интересность чтения, пока не представляется возможным"

stkurier, ты сам-то понял, что написал?

"А газетная полоса не резиновая, всего не уместишь". Наконец-то ты это понял. Может, еще годик, и ты дорастешь до вывода: раз полоса не резиновая, значит нужно учиться выражать свои мысли четко и доходчиво. Хотя... сначала тебе нужно будет разобраться, что же это такое - "свои мысли".

 
+1
0
-1
 
Guest
30 октября 2008, 23:19 #

Это не я писала. Чащина

 
+1
0
-1
 
30 октября 2008, 23:55 #

Это не я писАл. Дубровин

З.Ы. Чащина, прикинь: заходит он утром на сайт и... оп-па! мгновенно - кратковременный высший этап процесса психо-физиологического наслаждения! Ну, ему ж не придет в голову, что ты открещиваешься от чужого текста вследствие отсутствия запятой после "значит", а значит (значит-значит - класс, скажи?))), эт он тебя запугал ужо. Ну, и меня тож)

 
+1
0
-1
 
31 октября 2008, 09:22 #

Цитата
stkurier, ты сам-то понял, что написал?

Я да. А если тебе для осознания этого мозгов не хватает - объясню. Дело в том, что очень сложно сочетать интересность текста с его информационной насыщенностью. Самый насыщенный информационно текст - текст учебника. Самый интересный - литературный, который редко несет информационное насыщение. Статья же должна по максимуму заинтересовывать читателя, поэтому не всегда удается ее максимально насытить информационно. Потому что большие тексты без разбивок читатель читать не будет, проверено. Поэтому стандартный максимум для газеты - полоса. И не всегда за одну полосу удается рассказать все, что хотелось бы. Из-за этого иногда после прочтения текста возникает ощущение обрывочности, как будто текст не полный.

Теперь понятно?

Цитата

Наконец-то ты это понял. Может, еще годик, и ты дорастешь до вывода: раз полоса не резиновая, значит нужно учиться выражать свои мысли четко и доходчиво. Хотя... сначала тебе нужно будет разобраться, что же это такое - "свои мысли".

Анонимус при чем тут выражение своих мыслей??? Глупенький (ая), см. выше - там писалось о том, что текст вызывает ощущение обрывочности, а не о том, что он "не доходчивый" или "не четкий". Свой змеиный яд будешь разливать в другом месте

Цитата

Это не я писала. Чащина

Я уже понял. В твоем комменте был не обошлось бы без фонематического, орфографического, синтаксического и прочих разборов, включая сравнения с текстами классиков и примеры написания мягкого знака после шипящих)))

 
+1
0
-1
 
31 октября 2008, 14:45 #

Очень интересно, спасибо.

И действительно очень хочется, чтобы эту статью прочитал какой-нибудь человек хороший, который сможет помочь клубу в финансовом плане.

 
+1
0
-1
 
Guest
31 октября 2008, 16:03 #

Дема, насчет фонематического ты промахнулся. Фонема - единица звука. А мы тут больше все про букавки. Хотя, если задуматься, некоторые твои буковки вполне идентифицируются с шипением...

Подписываться нужно?

 
+1
0
-1
 
1 ноября 2008, 23:31 #

Опять Дубровин отличился писаниной. Много отнял времени на прочтение данной статьи

 
+1
0
-1
 
3 ноября 2008, 13:36 #

дай Бог им без катастроф отлетать

 
+1
1
-1
 
19 июня 2013, 19:39 #

 Дема из прошлого гадит.


Срач какой-то совсем уж не в тему. Не доросли еще лягушата до неба.  Или тогда уже предчувствие было???


А самолетик опять вчера пролетел.  

 
+1
-1
-1
 
20 ноября 2016, 11:05 #

Народ одумался и всё меньше обращается за деньгами под сотни процентов? Да, тяжела доля отечественного мошенника! 

Вы там держитесь, деньги у людей собственные есть.

 
+1
0
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии