От школы воскресной до открытой общеобразовательной - 2

добавить в избранное
От школы воскресной до открытой общеобразовательной - 2
11 мая 2012, 07:49, sablon

В 1920 году была создана государственная система политического просвещения, объединявшая все виды общего и внешкольного образования взрослого населения.

 В систему Политпроса вошли пункты ликвидации неграмотности (ликбезы), школы и курсы для малограмотных, школы крестьянской (затем колхозной) молодежи – ШКМ, рабочие факультеты (рабфаки), школы политграмоты, народные дома, избы-читальни, красноармейские клубы, совпартшколы, народные и коммунистические университеты, школы для подростков и др. В Старом Осколе 12 ноября 1920 года был открыт народный университет, в котором проводили лекции по истории, литературе, политической экономии, социологии учителя К.Л.Негуляев, К.О Негуляева, К.Н. Максимов, В.П. Громыко, К.А. Белоруссов, В.М. Рождественская, Л.А. Благосклонова.

 

25 декабря 1920 г. была создана Старооскольская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, но работала она плохо, а после голодного 1921 года, работа по обучению взрослых вовсе стала сходить на нет. Объективные трудности объясняли положение,  педагогам в детских учебных заведениях нечем было платить, ввели даже спецналог для поддержания учителей. Заведующий отделом образования К. Негуляев заявил «о большом недоверии к работе наших школ взрослых». К примеру, при открытии на ж.д. узле шестимесячных профтехкурсов для слушателей с 17 лет был введен минимум – знание 4 действий арифметики, так из 79 человек выдержали испытание 45. Руководство курсов создало подготовительное отделение, а из 450 основных курсовых часов 200 отводилось на общеобразовательные предметы, а из них 135 на русский язык и арифметику.

 

В 1922 году для неграмотного населения создаются две школы – гарнизонная и профсоюзная. Городской отдел народного образования пригласил для работы в школах Дубецкую Л.А, 37 лет, 15 лет педагогического стажа, окончила Московские педагогические курсы. Отдел заключил договор милицией на обучение в течение 6 месяцев малограмотных милиционеров. В 1923 году при Укоме в апреле и ноябре производился набор в вечернюю школу политграмоты на 100 человек. На 1923/24 учебный год было создано 97 ликпунктов, в городе на ликпунте работала учительница Воинова З.И. К 1926 году общая грамотность в уезде составила 52,21 %, а в городе, с учетом пригородов, 84, 40 %.

 

В 1928 году со знаменитой всесоюзной  ликбезовской спартакиады, посвященной преодолению массовой неграмотности, комсомол в содружестве с органами просвещения и профсоюзами проводил походы за знаниями. Вновь была создана теперь уже окружная особая чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности (Старооскольский округ с 11-ю районами входил в состав ЦЧО). Секретарем комиссии стал будущий учитель и директор вечерней школы Белых Николай Никифорович. В данной работе активную роль играли не только учителя городских и сельских школ, но и учащиеся старших классов городской школы II ступени, а затем средней школы.

 

В отчете заведуюшего окружным отделом народного образования Саплина П.Г. отмечено, что за трехлетний период было охвачено обучением неграмотное население  в возрасте с 16 до 35 лет и более 56 тыс человек, затрачено 98 600 руб. В дальнейшем неграмотность в нашем городе перестала быть социальной проблемой.

 

Функции подготовки к поступлению взрослого населения в вузы выполняли рабфаки, школы взрослых повышенного типа, специальные вечерние курсы. В Старом Осколе в здании бывшего духовного училища с 1930 по 1933 гг. действовал рабочий факультет Воронежского ветеринарного зоотехнического института с двумя отделениями, в котором преподавали старооскольские учителя – Громыко В.П., Калашников И.Д., Снегирев М.П., Рощупкина П.М., Попова О.П. и др. На базе городской средней школы в здании бывшего реального училища работали счетоводческие курсы. В городе работали подготовительные курсы Воронежского и Орловского пединститутов.

 

Подводя итог второму этапу развития, можно отметить два основных факта. В этот период, во-первых, используется дореволюционный опыт воскресной школы, во-вторых, поддерживается идея преемственности особого общеобразовательного элемента. Основной недостаток на данном направлении развития народного образования – отсутствие системы.

 

В годы Отечественной войны большое число молодежи и взрослых не могло своевременно получить общего образования. В 1944 году утверждается «Положение о школах рабочей молодежи», и с этого времени формируется система общего образования взрослых. В Старом Осколе начало деятельности ШРМ (Рощупкина Ф.С.) было сложным. Не было определено ни учебное помещение, ни постоянного состава учителей, и первых учащихся было всего 50 человек. Постепенно  были найдены оптимальные формы работы, постоянные помещения. Занятия проходили вечером, три дня в неделю, были определены направления обучения: начальная школа (3-4 кл.), среднее звено (5-7 кл.) и старшее звено (8-10 кл.).

 

В 1946 году возникла новая форма общего образования взрослых – заочная школа. В Старом Осколе функционировали отделения вначале Курской, с 1954 Белгородской заочных школ с организацией консультативных пунктов на предприятиях. В 1949 году стало осуществляться всеобщее обязательное семилетние, с 1958  восьмилетние, с в 70-е годы среднее образование.

 

С 1960 года вводится новое Положение о вечерней школе и с 1962 года образуется заочное отделение при вечерней школе (зав. Сафонов И.Г.). С 1976 года начинает функционировать Старооскольская вечерняя школа № 2 (Сазонова В.С.). Вечерняя школа стала вторым по массовости каналом среднего образования. С 1985 года функционирует объединенная вечерняя школа (Сазонова В.С.), отменяется план набора.

 

Анатолий Павлович Никулов, историк

 
+1
20
-1
 
Просмотров 1429 Комментариев 5
Комментарии (5)
11 мая 2012, 08:49 #

Спасибо.

 
+1
1
-1
 
11 мая 2012, 23:31 #

И тут столпотворенье! да что ты будешь делать!  

 
+1
0
-1
 
12 мая 2012, 09:14 #

, к чему сей вопль? Места не хватило, или опередили?

 
+1
1
-1
 
12 мая 2012, 22:37 #

sablon, я внимательно слежу за твоими публикациями по одной простой причине, мой отец учительствовал 1 год до войны и 5 лет после.

Из семейного архива.

image

1940 год, в 17 лет стал заведующим сельской школы

image

1947 -1952гг заведующий начальной школы

Обрати внимание на надпись на второй фотографии "Сартыковская....", это то, что я объяснял Блондинке.

 
+1
7
-1
 
13 мая 2012, 12:29 #

Сартык, я ж все читаю, где бы ни находились буквы. Сразу обратил внимание на название. А еще смотрю на одежду и чрезмерно серьезные лица. Такими же помню свои фотографии.

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии