Многомигие Валерия Воронова

добавить в избранное
Многомигие Валерия Воронова
15 апреля 2013, 09:18, Lavrentij

Писать о фотовыставке - неблагодарное дело. У зрителя, как и у художника, есть право сказать: "Я так вижу". Сколько зрителей - столько и взглядов. Поэтому вместо сочинения рецензии я решил поговорить с автором, фотохудожником Валерием Вороновым о ремесле. Начали, как водится, с анекдота.

 

- Валера, помнишь анекдот о проктологе и урологе на прогулке? Они заспорили о том, чем болеет мужчина, который шел по тротуару несколько в раскорячку. Проктолог утверждал, что у мужчины геморрой, а уролог доказывал, что у него простатит.

- Нет, не помню.

- Ну, в общем, они заспорили и решили спросить у этого мужика, простатит у него или геморрой. Мужик усмехнулся и сказал докторам: "И ты обознался, и ты обознался. Я хотел пукнуть, да об…ся."

 

- Мы же с тобой понимаем, что этот анекдот не о мужике, которого постигла неудача. Этот анекдот о людях, которые смотрят на мир через призму своей профессии. Ты с 16 лет смотришь на мир через объектив. Каково это - видеть окружающее глазами фотографа?

- Да нет, наверное, у фотографа особого взгляда. Вот пример. Был я в Ельце, шел и чувствовал, что иду по старинному городу. Настолько ощущаются все его года, его возраст, когда видишь красоту самобытную. А у нас все вылизано, вся старина закрыта в сайдинг, а та, которая осталась, уже бутафорская какая-то. В Ельце удивило, что полуподвальные окошки в цокольных этажах не забиты железом, как у нас. Кое-где их даже специально откапывают, если глубоко в землю вросли. Часто эти полуподвалы имеют функциональность, там внутри может быть офис, но наружная кладка, наличники - все как было раньше. Там сохраняют исторический вид зданий. А у нас уже и домов-то таких почти не осталось. Когда я увидел, что может быть по другому, мне стало обидно за свой город. Не как фотографу, а как гражданину, как жителю этого города.

 

 

- И все-таки, постоянный взгляд через фотоаппарат меняет мироощущение?

- Я в этом плане стараюсь меньше смотреть на мир через призму фотоаппарата. На этой почве у меня однажды с моим другом, хорошим фотографом, вышел спор. Пошли мы с ним на выступление балета "Тодес" с уговором, что фотоаппараты оставим дома. Еле убедил его не брать камеру. Пришли мы, посмотрели выступление, а когда оно кончилось, ох, как же он меня стал ругать. "Зачем, - говорит, - я тебя послушал! Как ты меня смог уговорить?! Такое представление, а я ничего не сфотографировал!". Я ему тогда сказал: "Ты бы все равно ничего путевого не снял. Чтобы это снять хорошо, нужны подготовка и специальные условия. Нужно иметь возможность подойти к артистам близко, нужно пару раз побывать на репетициях, чтобы знать, что происходит. А так у нас была возможность посидеть и посмотреть, насладиться выступлением. С фотоаппаратом ты и не сфотографировал бы толком и выступления бы не увидел". Сейчас я разделяю фотографию и взгляд на мир. Когда моложе был, то да, старался везде фотоаппарат с собой таскать.

 

- А может просто постарел и обленился? Тебе фотоаппарат тяжело носить?

- Конечно, тяжело, сумка с техникой весит килограммов 6-7. Но если серьезно, то не в этом дело. Для хорошего снимка нужно ещё особое внутреннее состояние. Все, что сейчас на выставке, сделано с внутренним настроем на создание чего-то хорошего. Не важно, что ты фотографируешь, но в этот момент ты делаешь это как художник. А когда тебя бытовуха заела, работа заела, и никакого настроя нет, то идешь и делаешь снимок как ремесленник.

- Ремесленник в хорошем смысле этого слова?

- Конечно, в хорошем. Вот этот дом строили ремесленники (мы беседуем в сквере у театра, а дом, на который показывает Воронов, - дом купца Лихушина). Они его хорошо сделали, сколько лет уже стоит и людям пользу приносит.

 

- Значит, твоя выставка отражает моменты, когда фотограф Воронов из ремесленника превращался в художника?

-  У меня давно зрела задумка сделать выставку подушевнее. Пусть даже это будет портрет, но не протокольный, а душевный. Для этой выставки я собрал фотографии, отснятые в течение несколько лет.

 

 

Наверное не меньше четверти снимков на выставке - это фотографии жены и детей Валерия Воронова. По тому, как много среди этих снимков хороших и очень хороших, можно судить об источнике вдохновения фотохудожника.

 

 

- Среди выставленного есть постановочные снимки?

- Смотря что считать там постановкой. Есть снимок, на котором мальчик - мой сын - снят в прыжке над песчаным берегом. Да, мы сделали несколько дублей и я выбрал лучший. Но ничего зазорного в этом нет. Ничего нет плохого в постановочном снимке, если он не нарочито постановочный, если ты создал ситуацию, которая в принципе в жизни может существовать. Плохо, если создаешь противоестественную ситуацию. Ну, как если бы сын разбежался на руках и на руках бы прыгнул. Это противоестественно, такого не бывает. А в моем случае все естественно. Это его естественные движения, и я не вижу ничего зазорного в том, что я сделал несколько дублей, чтобы поймать композицию. Так же я не вижу ничего плохого в Фотошопе, если снимок потом с его помощью обрабатывается.

 

 

- А есть мнение, что Фотошоп искажает правду жизни.

- Давай правду жизни оставим документальной фотографии. Правду жизни там нужно искать. И то во все времена существовали приемы, когда при печати какие-то участки снимка прикрывали от переэкспозиции, какие-то наоборот переэкспонировали, чтобы добиться качества. Ведь фотоаппарат и сейчас, какой бы он навороченный ни был, все равно не видит, как человек, иногда его нужно подправить. Фотошоп помогает это делать. Конечно, если ты не искажаешь действительность при этом. Например, менять людям головы или тела, создавать сюжеты, которых не существовало и не может существовать - это искажение действительности. Как-то приходят ко мне с просьбой сделать свадебную серию и спрашивают: "А вы монтаж делаете? Можете сделать так, чтобы мы были на яхте?".  Я говорю: "А вы будете на яхте? Будет яхта у вас на свадьбе?". "Нет," - отвечают. "А тогда зачем?" - возникает резонный вопрос.

И ко всему прочему, что такое "правда жизни"? Вот, когда ты снимаешь, правда жизни изменяется от того, какую диафрагму ты закрутил? Ведь если поставил 5,6, то глубина резкости - метр, а поставь диафрагму 11 - и глубина резкости будет уже 5 метров. Где правда жизни, в метре или в пяти метрах?

 

- То есть, правду жизни творит художник?

- В принципе - да. Он её показывает такой, какой он её видит. Если, конечно, он не снимает какую-нибудь несуразную постановку.

 

- Сейчас я задам тебе два вопроса, которые всем фотографам задаю. Первый: то, что фотоаппарат доступен всем, то, что каждый в любой момент может сделать снимок и делает, это не убивает фотографию как искусство?

- Наверное, нет. Это создает трудности фотографам в плане выживаемости, создает конкуренцию, особенно среди репортеров. Но это порождает и проблему повторяемости, стабильности. Ведь можно сделать очень удачный снимок, за который тебя возьмут в крутое агентство. Но если у человека шедевр всего один и больше не повторяется, то это не фотограф. Один удачный снимок еще не говорит о мастерстве. То есть стабильность должна быть. У художника должно быть чутьё, снимок нужно чувствовать.

 

 

- Теперь второй вопрос. Как бы ты оценил визуальный фон, который нас окружает, который мы ежеминутно видим в рекламе, в журналах, газетах, плакатах. Этот фон влияет на формирование вкуса человека?

- Конечно, этот фон влияет на формирование вкуса. И плохо, что он у нас невысокого качества. У нас только и видно - "купи, купи, купи". Если у нас министр образования сказал, что мы не должны воспитывать творцов, а должны воспитывать грамотного потребителя, то о чем тут говорить? Человек, выросший в визуальном ширпотребе, будет производить такой же ширпотреб. Он и думать не будет. Нас пытаются отучить думать. Как квалифицированный потребитель ты должен потреблять, а не создавать. Это страшно, особенно в отношении искусства, культуры. Получается, что мы не должны создавать культурные ценности. Мы должны потреблять ту культуру, которую нам преподносят.

 

- Замкнутый круг. Творца в этих условиях не вырастить?

- Нет, не вырастить.

- А твоя выставка? Разве это не попытка противостоять этому?

- Может быть, хотя я не пытаюсь обухом бревно перешибить. Я просто делаю то, что я делаю. Я же не сейчас вырос. Я же учился в советской школе, где не потребителей, а творцов воспитывали. Вот детишки приходили на выставку, смотрели. Может кого-то из них зацепят мои снимки, а не только картинки из глянцевых журналов.

 

 

- Если бы из них кто-нибудь тебя спросил, как научиться хорошо фотографировать, что бы ты им посоветовал?

- Фотографировать. Что тут еще советовать? Больше фотографировать. Мне рассказали фотографы, как в Белгородской галерее фотоискусства имени Собровина какая-то девушка бросила такую реплику: "У меня уже полгода есть фотоаппарат, а еще ни одной персональной выставки".

- Знаешь, не очень смешно. Сейчас такое время, что если у этой девушки есть богатый спонсор, то полугодового владения фотоаппаратом может оказаться достаточно для её персоналки.

- А толку? Вот, если на твои снимки людям не скучно будет смотреть, если им захочется их иметь, если они фотографируются на фоне твоих снимков, то значит, твое искусство задевает людей, интересует их. Я, например, старался, чтобы именно так и было.

 

 

На выставке я встретил Ивана Ивановича Витязя, музыканта, фотографа, да и просто одаренного и умного человека.  Я поинтересовался мнением Ивана Ивановича о выставке и, конечно, не удержался от того, чтобы задать вопросы, которые задаю всем фотографам.

 

 

- Иван Иванович, какие впечатления оставила выставка Валерия Воронова?

- Меня фотограф удивил. Попробуйте из неэкзотичных мест сделать экзотику. Роговатовские пейзажи, или, например, кошка в форточке. Современный, казалось бы, мир, а в каких условиях люди живут. Это же экзотика. А вот этот снимок кота на балконе. Как много говорят в этом снимке детали. Можно посмотреть и понять, что хозяйка этого кота скорее всего одинокая женщина или вдова. И таких хороших жанровых снимков здесь много.

 

- С появлением цифровой фотографии фотодело перестало быть таинством. Цифровой фотоаппарат есть практически у каждого. Как вы думаете, доступность "цифры" не убивает настоящее искусство?

- Наверное, не убивает, но цифровая техника даёт слишком много цвета. В фотографии идет преобладание цвета. Часто - красивого цвета, но черно-белый снимок дает больше простора для домысливания, для фантазии. В нем больше информации смысловой. Вот, например, портрет старика, если его сделать в цвете, то получится обычный бытовой портрет. А здесь мы видим портрет обобщающий.

 

 

- Визуальный фон, который нас окружает повсюду, все эти рекламные баннеры и плакаты, постеры и обложки журналов, по вашей оценке, на каком сейчас уровне?

- На уровне бизнеса. На уровне рекламного бизнеса. По работе видно, что сделано профессионалами, конечно. Ну, а что внутри? Бездушность. Изображения просто для бизнеса, и всё.

 

 

Фотовыставка Валерия Воронова будет работать в Художественном музее до 23 апреля. Автор приглашает всех. Он будет признателен каждому отклику, оставленному в книге отзывов выставки.

 

Lavrentij для Kavicom

Добавить комментарий
 
+1
52
-1
 
Просмотров 1737 Комментариев 27
Комментарии (27)
15 апреля 2013, 09:43 #

Алисса!!!! Ты где?!!!!:-D

 
+1
6
-1
 
15 апреля 2013, 11:22 #

Чуев, здесь, здесь я:-)

 
+1
0
-1
 
15 апреля 2013, 11:30 #

Надеюсь текст был прочитан весь? И два, а еще лучше три раза?:-D

Лично я в тебя верю.:-[

 

 

 
+1
4
-1
 
15 апреля 2013, 11:31 #

да, шикарный текст. Верь, надежда умирает последней;-(

 
+1
6
-1
 
15 апреля 2013, 11:33 #

Ты разве не согласна со мной, что еще немного и ты можешь заткнуть этих профи за пояс?:-[

 
+1
6
-1
 
15 апреля 2013, 11:34 #

Хочешь поговорить об этом? в любом деле нужно развиваться, стремиться и учиться. Всё можно, было бы желание

 
+1
6
-1
 
15 апреля 2013, 11:36 #

Вооот...

Поэтому лучше фотографируй, а не пиши.:-D 

 
+1
6
-1
 
15 апреля 2013, 11:39 #

писать тоже нужно учиться, если не этого не делать, то никогда этому не научишься. Лаврентия очень интересно почитать, думаю и собеседник он интересный

 
+1
6
-1
 
15 апреля 2013, 11:55 #

А ты лучше фотографируй.:-D

 
+1
0
-1
 
15 апреля 2013, 12:47 #

одно другому не мешает

 
+1
0
-1
 
15 апреля 2013, 12:58 #

Мешает.

Чукча может быть либо писатель, либо читатель.

 
+1
0
-1
 
15 апреля 2013, 19:22 #

Откуда такой категоризм в суждениях? Может он или не может решать только ему одному.

 
+1
0
-1
 
15 апреля 2013, 21:14 #

Что ты к девушке пристал?)

 
+1
1
-1
 
16 апреля 2013, 07:35 #

Знаешь у собак, когда две "разговаривают", всегда найдется третья, которая трётся рядом и громко-громко лает. Так сказать всю округу оповещает о случившемся.:-D

 
+1
7
-1
 
16 апреля 2013, 07:40 #

Знаток собачей жизни?)) Т.е. пришла весна и ты просто проявляешь повадки кобеля, приставая ко всему женскому полу вокруг? Ты это хотел сказать?)))))

 
+1
1
-1
 
16 апреля 2013, 08:38 #

А ты рядышком стоишь и свечку держишь.:-D

 
+1
7
-1
 
16 апреля 2013, 12:28 #

Подсказывает

 
+1
0
-1
 
16 апреля 2013, 12:28 #

Он просто поболтать хочет;-(

 
+1
0
-1
 
16 апреля 2013, 12:42 #

ну да... Люди делом заняты, а ему поболтать...

Значит я правильно написал выше в комменте. Оповещает всех. 

 
+1
4
-1
 
15 апреля 2013, 09:45 #

Мне рассказали фотографы, как в Белгородской галерее фотоискусства имени Собровина какая-то девушка бросила такую реплику: "У меня уже полгода есть фотоаппарат, а еще ни одной персональной выставки".

 
+1
0
-1
 
15 апреля 2013, 10:02 #

Сейчас придет Терминахтер и напишет, что все фотки - гавно.

 
+1
3
-1
 
15 апреля 2013, 10:33 #

Воронов, насколько я знаю, единственный в городе фотограф с официальным допуском к высотной съемке. Это само по себе вызывает уважение. Фотк и у него разные, как и у любого фотографа.

 
+1
3
-1
 
15 апреля 2013, 15:27 #

Пойду посмотрю выставку... надо же рядом со мной находится, а я и не знала... Спасибо автору за своевременную статью.

 
+1
0
-1
 
15 апреля 2013, 17:17 #

image


image


image


image


Мое скромное дополнение к статье.

Фотограф всегда на взводе!

 
+1
9
-1
 
15 апреля 2013, 22:44 #

Добавлю и я буквально пару картинок:


image


image

 
+1
4
-1
 
16 апреля 2013, 18:13 #

Фотограф как фотограф. Если говорить о ремесле через призму работ Валерия Воронова, то я согласен...

 
+1
0
-1
 
12 августа 2013, 07:36 #

Спасибо  автору  за интересный  "разговор "  с нашим  талантливым земляком ..А прочитала его случайно...Узнала  что  Валерий Воронов стал лауреатом конкурса " Международной промышленной выставки "Металл-Экспо". Первое место досталось фотокорреспонденту газуты «Челябинский металлург» Федору Шмидту. Второе место, отстав от лидера всего на несколько голосов, разделили корреспондент газеты "Магнитогорский металл" Андрей Серебряков и Валерий Воронов из Оскола"  http://uralpress.ru  Интереснейший  фотограф наш Валерий , самобытный   свойский.  родной  Его фотоработы - это  наш мир  , наша жизнь   все мы ....Спасибо .Рада   за него ...;-(

 
+1
8
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии