Крепость Оскол. Остатки стены

добавить в избранное
Крепость Оскол. Остатки стены
29 августа 2013, 07:57, Алпей

Относительно недавно на сайте был рамещен материал ЖС, касающийся остатков стены, предположительно, крепости Оскол. Вначале это у меня вызвало восторг, потом необъяснимое сомнение. Решил сам побывать около этой стены и посмотреть внимательнее.

Для читателей помещаю фотографии, как выглядит этот кусок стены.



Так она выглядит со стороны моста. Присмотритесь внимательнее. На верху, в створе двух вышек, левее дома с зеленой крышей, виден  рыжеватый кусочек строения. Это и есть остаток стены.



Так этот остаток выглядит с железнодорожных путей



Этот снимок сделан у подножья склона. Остаток стены, действительно, напоминает часть крепостного строения.



Это вид со склона. Очень похоже на крепостную стену. Даже бойницы видны.



Теперь давайте внимательно всматриваться в этот остаток стены. Что мы видим, находясь на расстоянии около 8 метров? Два отверстия, напоминающие бойницы и большой проем. Но для чего в крепостной стене такой большой проем? Кроме того, где арка над проемом? А была ли эта арка вообще? Если проследить за рядами кирпича, то ничего не указывает на существование арки. Вероятнее всего, это обрушение части кладки. Тогда почену обрушение произошло между двумя "бойницами"?

Скорее всего, на месте этого проема было третья "бойница". Присмотритесь внимательно к левой "бойнице". Овальное отверстие. А была ли вообще здесь бойница? По форме и овалу, не похоже, но для чего-то же они были сделаны именно такими?

Если предположить, что бойниц, как таковых вообще не было, а были, при возведении стен, на этом уровне уложенны деревянные балки из бревен большого  сечения и эти бревна были затесаны на два канта, верхний, на который потом уложили настил, и нижний, который опирался на верх кладки протесан для предотвращения проворачивания балки, то такая овальная форма отверстия объяснима.

После укладки балок, возведение стены было продолжено. За давностью лет, балки сгнили, но отверстия остались. Логика в этом есть. Кроме того, проемы в то время оформлялись иначе. Над ними сооружались сводчатые перемычки, ведь ЖБИ тогда не выпускались. 

Как мог образоваться средний проем? Элементарно просто. Деревянная балка сгнила, а кладка стены над ней была выполнена менее качественно и кирпичи лежавшие выше балки начали обрушаться. Такой безарочный проем обнаружен не только в этом месте, но и в других



На этом фото виден вывалившийся участок слены, но стены, а не арки. 

Теперь, давайте рассмотрим внимательно кирпич, из которого сделана стена



Кирпич, конечно, старый. Глина, из которой он сделан, плохо промешана, что указывает на ее ручное приготовление. Процесс очень трудоемкий. Тот,  кто готовил раствор для строительства собственной дачи, прекрасно знает, насколько "легко" его приготовить. Обратите внимание на саму кладку. Толщина швов говорит, что известковый раствор расходовался в значительно бОльшем количестве, чем нужно, следовательно, им дорожили меньше, чем кирпичом.



Кроме того, у меня возникают большие сомнения, что в 16 и первой половине 17 века в городе было столько кирпичных заводов, которые обеспечивали бы возведение крепостной стены большой протяженности. (Посмотрите схему). Если и возводились бы крепостные сооружения типа башен, то логичнее их строить из камня. Он менее дефицитен по тем временам



В одном из проемов виден в изобилии природный камень, вот он и мог быть применен в строительстве крепостных сооружений. И так, у меня под очень большим сомнением, что эта кирпичная стена была возведена до середины 17 века. Возвели позже? А смысл? В 1637 году начал возводиться уже Новый Оскол и значение нашего города, как крепости, начало снижаться. В качестве подтверждения сказанному привожу один исторический документ:

"Письмо из Оскола Г. Кобякова о городском строительстве.

 

Государю, царю … Гришка Кобяков челом бьет. В прошлом 169 году (1660 год) в первый день февраля прислана твоя грамота из Разрядного приказа мне в  Оскол за подписью дьяка Василия Брехова.  В той грамоте предписывается мне городские и острожные (крепостные) разрушенные строения исправить и построить новые колодцы и тайные ходы. Всё необходимо сделать до прихода воинских людей. (Под воинскими людьми подразумеваются неприятельское войско). Для выполнения  работ привлекать разные оскольские чины, как то служивые, жилецкие, а также простых горожан и уездных жителей.

Какие новые строения при мне будут сделаны, а также какие старые отремонтированы мне велено тебе отписать..

В прошлом 169  (1660 год) году 2 мая повалилась городская стена 26 сажен (около 55 метров). По твоему указу установил  я новую стену взамен упавшей, из дубовых бревен. Работы выполнялись разными оскольскими чинами, как то служивые, жилецкие, а также простых горожан и уездных жителей. Обламы (часть крепостной стены нависающая над основной) на той стене еще не сделаны.

Еще в том же 169 году 15 августа повалилась у города другая стена, а третья стена вся в подпорках и тайный ход под ней обвалился. И ту и другую стену я начал восстанавливать оскольчанами разных чинов. Как только те две городские стены и что еще будет сделано, я тебе отпишу.

Только все городские постройки и тайные ходы быстро сделать некому. В Старом Осколе немноголюдно. Плотников нет, поэтому строить город и укрепления некому.

Весь город Оскол плох. Башни прогнили и осели, некоторые сильно накренились. В случае нападения неприятеля в городе Старом Осколе будет страшно. Никакой защиты от плохих городских стен не будет в случае нападения. Город может быть разрушен. А мне б от этого не хотелось, попасть в опалу к тебе.

13 октября 1661 года. Велю грамоту послать, худые места восстановить.

 
Продолжение следует
 
Алпей.
Специально для Кавиком

Добавить комментарий
 
+1
43
-1
 
Просмотров 5178 Комментариев 34
Комментарии (34)
29 августа 2013, 08:07 #

Хоть и крпичи хреново сделанные, и раствор простой, а сколько лет простояло и продержалось.

А на сколько лет хватит современного говна типа аэробел и керамзитных или шлакоблоков? 

 
+1
3
-1
 
29 августа 2013, 08:16 #

Берем книгу Никулова и читаем все о крепости Оскол. Не помню я там упоминаний о кирпиче.

 
+1
1
-1
 
29 августа 2013, 08:17 #

Когда-то давно слышал, что это остатки стены купеческого торгового склада.

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 08:39 #

Тексту не хватает еще чего-то типа:


"Сотрудник краеведческого музея Ирина Иванова в ответ на мой вопрос пояснила, что согласно сохранившимся данным..."


Или


"В раскрытии этой загадки мне помог известный оскольский краевед Никулов, который..."


Ну или на худой конец


"Тов. Дригайло по этому поводу сказал..."


В общем хотелось бы еще экспертного мнения.

 
+1
5
-1
 
29 августа 2013, 09:39 #

Дема, спасибо за советы. Я бы ни в жисть не догадался. Ты, хотя бы обратил внимание на то, что в конце текста есть дописка "Продолжение следует"

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 09:48 #

Это может означать все, что угодно.

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 22:54 #

Тов Дригайло браво , великий человек, сколько его знаю, мужик классный.

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 09:10 #

"Старый Оскол плох, в Осколе страшно". Даже в темные времена в Осколе путевего мэра не было =)

 
+1
3
-1
 
29 августа 2013, 09:47 #

"Письмо из Оскола Г. Кобякова о городском строительстве.   

Перевод сего документа на современный язык часа два делал в свое время. 

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 09:58 #

Странник. Да, действительно, работу вы проделали большую и нудную. Посчитал, что будет великий грех скрыть ваш труд от кавикомовцев. Пусть люди знают и об этом эпизоде истории нашего города.

 
+1
7
-1
 
29 августа 2013, 17:48 #

Странник, письмо читается без проблем, ничего трудного я в нем не заметил.

 
+1
1
-1
 
29 августа 2013, 10:23 #

ТАКИ ЧТО ЭТО ЗА СТЕНА?

 
+1
4
-1
 
29 августа 2013, 10:49 #

ЖС. Не стоит торопить события. Я стараюсь рассказывать последовательно, по мере накопления данных.


 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 11:31 #

В прошлом 169  (1660 год) году 2 мая повалилась городская стена

А гаварять, што ране на совесть строили...

 
+1
4
-1
 
29 августа 2013, 14:39 #

Дык деревянная же была! Ето корабли по триста лет не гниют, если вам верить, а бревенчатая стена снизу очень быстро подгнивает - на сырой земле лежит, увы!

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 11:48 #

Только одно предложение. Надо провести раскопки и частично восстановить крепость. Далее поместить это в современное здание напримемер совместить с тем трц которое собираются построить на месте механического завода, и глядишь к нам цивилизация нагрянет.

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 14:40 #

В спонсоры пойдёте? В смысле, башлять на всё это будете?

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 14:55 #

Макет крепости (конечно. условный) есть в городском музее.


 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 20:51 #

Прямо как детектив

 
+1
0
-1
 
29 августа 2013, 22:21 #

Рио. Здесь нет никакого детектива. Просто я в определенной последовательности описываю ход своих рассуждений и если удается найти какие-либо фотографии или документы, я старюсь и их довести ждо сведения горожан, кому интересна эта тема. Это уже следы чеетвертой крепости на месте которой мне удалось побывать.


 
+1
1
-1
 
29 августа 2013, 23:33 #

Алпей позволь дополнить метериал как своими так заимствованными снимками. 

image


image

image


image


image


image


image

image


image


image


image


image


image


image


image

 
+1
7
-1
 
30 августа 2013, 08:30 #

Потатуй, спасибо за дополнение, но лучше бы ты подождал окончания.

 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 04:48 #

эх, посмотреть бы на нее сразу после постройки, мне говорили что сама крепость была на утесе где сейчас СИЗО, и вроде как прямо со двора СИЗО ведет тайный ход куда-то.

 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 07:04 #

я еще застал, когда одна из башен сизо, которая ближе с ГСК, представляла собой первостепенную постройку - именнно старую крепостную стену. Но затем ее обложили современым кирпиччом, и естественно она теперь утеряна...

 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 07:40 #

Надо СИЗО с этого места перенести м сделать реконструкцию крепости...Тема?:) Вид оттуда просто замечательный! Губернатор, опять же, хочет туризм в области развивать...:)

 
+1
2
-1
 
30 августа 2013, 08:36 #

Осколпласт. Лично у меня складывается мнение, что в области наложено табу на все виды раскопок. Может для черных копателей берегут?


 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 08:42 #

да, действительно, там не только одна из башенек, но и отдельные места в начале 60-х годов были старинные, потом проводились ремонты. Я поню, взрослые, переговариваясь между собой, упоминали, что через один из участков старой стены, заключенный устроил побег, но упал с меловой кручи и разбился.   

 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 04:49 #

и еще, раньше река Оскол была судоходной

 
+1
1
-1
 
30 августа 2013, 08:34 #

Да, река была судоходной, а сейчас проехал от города до с. Холки иона везде около полуметра, а где чуть-чуть шире, то глубина снижается. Образно говоря, 100 грамм можно налить в чашку, а можно в блюдце. Количество жидкости не изменится.

 
+1
1
-1
 
30 августа 2013, 11:30 #

Так тож из-за водохранилища. Когда его наполняли , мы гуляли с ребятами по дну Оскола в районе плотины, на Канатке,  рыбу собирали...Потом он уже и не наполнился...

 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 12:41 #

Осколпласт. Зачем же вы всю рыбу забрали? Теперь ее почти нет.

 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 09:45 #

  На сегодняшний день в Штатах развито общественное движение, где люди вносят свои пожертвования кто, сколько сможет, и принимают решение,  как будут расходовать эти деньги. Например, строительство парка или иного сооружения полезного для общества. Так что дерзайте энергичные люди, если вам не безразлична судьба Оскола. Думаю это тот самый момент, когда до выборов осталась неделя и с предложением можно обратиться к кандидатам на место главы.

 
+1
0
-1
 
30 августа 2013, 10:34 #

Отличная идея. У меня предложение. Давайте разовьем общественное движение на сбор средств чиновничьего аппарата. Предлагаю Вам почетную должность постоянного вносителя. 

 
+1
1
-1
 
2 сентября 2013, 20:58 #

Тюрьма, а ныне СИЗО, здание присутственных мест. Первое кирпичное построенное в городе.

 
+1
6
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии