Благовест

добавить в избранное
Благовест
19 марта 2014, 08:56, sablon

В центральной части поймы реки Оскол, представьте себе, даже в недалеком прошлом, были заросли с болотистыми местами. Вот на такой почве раскинулась и по сей день здравствует слобода Стрелецкая.

 В центре ее с незапамятных времен была заимка графа Нелидова. В 1639 году заимку стали именовать слобода Нелидовка. С таким именем она просуществовала до 1724 года, т. е. до того времени, когда потомственный дворянин Стефан Сухменский породнился с графской семьей. Слободку Нелидовку граф отказал в приданое. Родовой двор Сухменских был на этом месте, где сейчас общежитие ГРТ по ул. Ленина, 13. Земля и поместье у Сухменских — нынешнее Истобное. В Истобном и сейчас старожилы знают улицу Сухменку. В 1724 году Сухменские решили построить католический храм в слободке. Строили без малого 4 года из местных строительных материалов. Возглавлял строительство подрядчик М. Макаров-Евсюков из семейной династии Евсюковых.

В 1720 году Макаровы-Евсюковы владели всем силикатным делом в Старом Осколе. Они производили кирпич и известь. У них работали мастера кирпичной кладки: Чичулины, Дятловы, Акинины; художественной резьбой по дереву занимались Герасимовы, Тарабаровы; кузнечным делом — Ланины, кровельным — Малявины; литейным — Моржаретто.

Макаровы-Евсюковы, уроженцы деревни Истобное, среди местных жителей прозывались зодчими. Им принадлежит строительство старооскольских церквей, купеческих домов. Как говорится, под ключ сдавали заказчикам все сооружения.

По окончании строительства Троицкого храма его еще год не освящали из-за противоречий католиков и православных. Разрешил эти противоречия Святейший Синод Российский в Санкт-Петербурге в 1730 году.

В 1737 году в Троицкой церкви крестили Баженова Василия Ивановича, будущего русского архитектора.

В 50-е годы 19 века вокруг Троицкого храма возникла конфликтная ситуация из-за благовеста, главного колокола на звоннице. Весом он был 18 пудов, несколько необычной формы.

Ударный язык весил 8 фунтов, но не был связан с колоколом, а обособлен на древке, закрепленном в полу на шарнире. Звонить можно было, раскачивая древко, или сам колокол. Благовест размещался на двойной подвеске. Верхняя часть колокола плоская, стенка утонченная, выполняла функцию мембраны, т. е. вторила колокольному звону. Вылит благовест был из  сплава цветных металлов, издавал звон мелодичный с высоким резонансом, усиливающимся за счет конуса крыши под колокольнею и пространством над поймой реки.

Когда звонил благовест, то только он и был слышен даже в то время, когда звонили все городские звонницы на церквах. Это вызывало ревность у купечества. И они решили построить на святом месте, где когда-то стояла церковь Святого Гурия, большую церковь Ивана-Крестителя, чтобы водрузить колокол в десять раз больший, чем на Троицком храме. Церковь Ивана Великого не получилась, а, как критически замечали купцы, только — Ивана Пузатого. И освятили ее в 1856 г. в день Чудотворца.

Теперь на улице Володарского с освящением Николаевской церкви в Старом Осколе была учреждена церковная консистория. Председателем ее Святейший Синод благословил Никодима Васильевича Иванова с одновременным возведением в сан архиерея. Дальнейшее строительство церквей и духовного училища происходило по его инициативе. Сын его, Александр Никодимович, был первым ректором духовного училища, здание которого — нынешний Дом культуры на ул. Революционной.

Ямская церковь — Воздвижения — была построена Макаровыми — Евсюковыми на средства Кандрашовых, Чикуновых и Зиборовых на месте когда-то сгоревшей монастырской деревни. Может, есть смысл возродить теперь и духовное училище? Тем более что здание сохранено.

 Во время строительства Воздвиженской церкви в Ст. Оскол к Макаровым на известковое производство приезжал знаменитый русский архитектор Воронихин. Побывав на строительстве храма, Воронихин дал высокую оценку мастерству потомственных архитекторов Макаровых. (Кстати сказать, в родословной Макаровых-Евсюковых вторая часть фамилии упразднилась). Сохранился их сад в местечке Углы, в северной части слободы Ездоцкой. Естественно, по мужской линии у Макаровых произошло разветвление. Но почти все Макаровы занимались строительством.

В Старом Осколе они производили черепицу, изразцовый кирпич, увлекались скульптурной лепкой. Известь Старого Оскола заказывали для строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге. Воспоминания потомственных священников Мелентьевых и Ивановых, конспекты, которых были составлены в духовном училище для чтения лекций, говорят о том, что сохранился дом последнего отпрыска Макарова по нынешнему адресу: ул. Демократическая 18. 

ПРИМЕЧАНИЕ. Старооскольский краеведческий музей обращает внимание читателей на то, что эта публикация не претендует на научность.

Это сугубо личный материал автора, которому музей благодарен за пропаганду интереса к истории родного края.

 

 

“Новости. Старый Оскол”, № 6, 1995 г.   А. АГЕЕВ,  
краевед

 

.

Добавить комментарий
 
+1
25
-1
 
Просмотров 998 Комментариев 8
Комментарии (8)
19 марта 2014, 09:48 #

! ! !  ! ! !

 
+1
0
-1
 
19 марта 2014, 09:54 #

"В 1737 году в Троицкой церкви крестили Баженова Василия Ивановича, будущего русского архитектора".

 На мой взгляд, это очень спорное заявление...

 
+1
0
-1
 
19 марта 2014, 10:02 #

отому и написано примечание от краеведческого музея.

 
+1
1
-1
 
19 марта 2014, 16:54 #

Интересна фамилия Моржаретто. Явно не русская. Каким ветром сюда могло занести итальянца-родоначальника? И ещё: Моржаретто - один из авторов "ЗР". Не из наших ли краёв происхождением?

 
+1
0
-1
 
19 марта 2014, 17:03 #

В 1982 году я снимал комнату в доме Моржаретто. соседи рассказывали про деда, мастера на все руки. Его родственники жили в Москве и однажды приезжали в Оскол забрать ружье, оставшееся от родственника.

На мехзаводе работал еще один Моржаретто, каким-то начальником. Я разговаривал с ним по телефону, но он оказался из другой ветви фамилии, не родственник "моих" итальянцев.

 
+1
1
-1
 
22 марта 2014, 12:24 #

На фото в статье показана приходская церковь Покрова Богородицы, которая находилась в черте города. Это конец улицы Белгородской на пересечении с улицей Козьма-Демьяновской (Коммунистической). На представленном снимке вида Покровской церкви со стороны Белгородской улицы (Комсомольский пр.) слева видна крыша Земской больницы.

Слобода Стрелецкая вообще-то считалась с другой стороны реки Оскол от города…

image

 
+1
1
-1
 
22 марта 2014, 12:27 #

Земская больница

image

 
+1
1
-1
 
22 марта 2014, 12:47 #

Современная Стрелецкая церковь выглядит см. фото. Она примечательна тем, что не традиционно для русского зодчества в верхних окнах (нишах) центральной главы вмонтированы статуи святых по кругу.

Где-то так…

image

 
+1
1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии