7 апреля в Старооскольском художественном музее открылась выставка, посвященная Российскому казачеству и возрождению самобытной культуры на территории Старооскольского городского округа.
В ней участвовали 32 художника - представители Белгородского отделения Союза художников России. В залах представлены более 50 экспонатов: живопись, графика, предметы декоративно-прикладного искусства, атрибуты казачьего быта, личные вещи старооскольских казаков, представительства Всевеликого Войска Донского на территории Белгородской области.
Все картины белгородских и старооскольских художников показать невозможно
Личные вещи старооскольских казаков
Гости просмотрели слайды с фотографиями об истории, традициях, быте, фольклоре и культуре Российского казачества.
Директор художественного музея Елена Маркова предоставила слово атаману Представительства Всевеликого Войска Донского по Белгородской области – активному участнику в организации выставки.
Владимир Назаренко отдал должное властям всех уровней, с помощью которых казачество начало возрождаться, стало единым и уважаемым. За 22 года казаки заняли свое место, нишу в стране и ни одно массовое событие не происходит без них.
Благодаря казакам мирно разрешилась ситуация в Крыму. То же по Новороссии - казаки первыми откликнулись на беду наших соседей, близких родственников, живших на территории Донецка и Луганска.
В подтверждение его слов перед гостями выступил младший урядник станицы Донская Валерий Панов (на фото второй слева). Он рассказал об участии в народном ополчении при защите мирных жителей Донецкой Народной Республики в 2014-15 гг.
Искренней благодарностью прозвучали слова в адрес Старооскольского атамана Василия Болгова. Несмотря на возраст, он до сих пор в строю, обучает казаков воинским премудростям и коротко рассказал о казачьих обществах Старого Оскола.
- Первым казаком и организатором общества в Старом Осколе стал Эдуард Григорьев. Второе – родилось в 1995 году и с тех пор я его атаман. Нас уважают уже за то, что мы приходим в форме, а военные – защитники, и с удовольствием встречают везде. Часто приглашают в школы на встречи с детьми, где мы рассказываем о том, чем занимаемся.
Приятным сюрпризом для гостей стало выступление «Народного самодеятельного коллектива» - ансамбля казачьей песни «Воля».
Sablon, специально для Кавикома
Фото автора
Превью - "Хатка из прошлого" старооскольского художника Члена Союза художников РФ Александра Филиппова
и возрождению самобытной культуры казачества на территории Старооскольского городского округа.
Смелое заявление! Но голословное. Будьте любезны, Sablon, хотя бы пару-тройку фактов такой культуры, которая была у нас, потом исчезла и вот наступила очередь ее возрождать. А для это вы должны, конечно же, очень ясно очертить, что же это был за самобытный социум на берегах Оскола - не казаки как особый отряд охранения, а именно этнокультурная общность, со своей адмнистративно-хозяйственной, военной организацией. Подобное мы знаем на Дону, Северном Кавказе, на Урале... Но в Осколе...? Это конечно, сенсационное открытие. А может хватить этих фальсификаций? Этого потакания амбициям особо шустрых ряженых товарищей? Только в ответе, еще раз прошу не надо путать казаков и казачество.
Подобные вопросы всегда кажутся провокационными. Задачи разбираться в наличии и возрождении самобытной культуры казачества в Поосколье у меня не было и быть не могло. В тексте написано ясно, кто говорил, что и зачем. Статья проходит как новость об открытии выставки. Было бы смешно и глупо в той обстановке задавать столь специфичные вопросы.
Знаю, что казаков не любят, называют их ряжеными, клоунами и т.д. И мне не всё нравится в их делах. Но кому они мешают? Перешли дорогу, своровали, избили, украли? Не слышал такого! И, если от них есть хотя бы малейшая польза, то надо сказать "да"!
Не стану спорить, не моя тема. Если очень интересно, поговорите с Михаилом Блажновым, он неравнодушен к казакам и собрал о них много информации.
Первый факт -это наличие слободы Казацкой в городе.
Я вам сейчас два факта выложу, первый из книги А.П. Никулова "Оскольский край", второй со ссылкой из Интернета.
теперь толкование слова "жилецкие"
Выводы сделайте сами.
Это, чтобы лучше сделать выводы.
Поправлю, раньше писали, названия населёных пунктов по фамилиям владельцев земли.
хутор Воротникова, село Незнамова, Котова и т.д.
Смотри старые карты.
Кстати, как Никулова запостил, только через фотоаппарат получается?
Книги Никулова объемные, через сканер неудобно. Поэтому фотоаппаратом.
Они есть в цифре, но, видимо, не до всех дошли. Если книгу пошерстить основательно, многое можно найти. К тому же Никулов её сейчас правит на компе.
После небольшого поиска нашел только описания некоторых книг.
Вот и я об том же. В отсканированном виде видать никогда мы и не увидим эту книгу. Там есть целая глава кажись про металлургию древнюю в районе Новикова. Похоже отсюда и пошел железный век.
Вот на карте Птолемея обозначены два центра железоделания...
Читай внимательно предыдущий комментарий. Всё куда-то спешишь, опустись на землю, и посмотри под ноги. Полагаю, что Птолемей понятия не имел о ютановском горне. Потому и минус 4 влепил. Неоригинально! От злости!
Оскольский край есть книга, вроде подходит для сканирования листы-ломать переплет только жаль.
Вот тото ж... А ошибок там ещё скока орфографических?
ДЕД, для широты кругозора почитай историю создания книги. Она есть в Кавикоме. Даже тебе станет понятно, отчего и почему. Потом можешь разглагольствовать о чём хочешь.
Я не ставлю задачу разделения на городских и жилецких казаков. Какая разница какие они здесь были? Главное жили в слободе т е отдельном поселении и уж явно со своими ценностями, культурой, обычаями и т д
Это тоже самое, что крестьян на крепостных и городских разделять. Вот кстати книжку ищу:
Жалею, что не купил в свое время.
Может возродить по названиям слобод, сословия ямщиков, стрельцов, ломовых извозчиков, пушкарей.
Но не Старооскольского. Приведите примеры старооскольских казаков 19 и начала 20 века. Не было их тут. Поэтому слово "возрождение" считаю неприемлимым. А вот за создание не против. Хотят чем-то выделиться, интересную одежду поносить, пожалуйста. А вот придумывать себе древних местных предков, как-то не очень солидно.
Вы знаете историю раздела этих двух обществ.
Их было больше и одно одеяло на себя они долго перетягивали.
Это подарочное издание, ручной работы. Можно найти, но стоит ли оно этих денег.
А, что там ручной работы? Незнаю, у меня с десяток книг данной серии и читаю с удовольствием.
Переплет ручной работы.
Обычный твердый там и офсетная буга.
С уважением прочитал заявление Пересвета. Допустим, что не было казаков, или было их мало. Но пусть будут. Пусть вместо прямых обязанностей отрядов охранения охраняют русские устои, традиции, самобытную культуру, даже привнесенные из поселений Дона. Надеяться на государство? - Знаем, как переменчивы наши окологосударственные деятели по написанию школьных учебников. Поэтому согласен с sablon:
Из "Оскольского края". Думаю, информации хватит для разрешения спорных вопросов.
Для совсем неверующих - может что проклюнется!
Пересвета - в студию!
Кстати, да, где он? Пусть поспорит с Никуловым и его документами. Интересный может получиться разговор. Пересвет копнул глубже и задал вопросы, касающиеся культуры.
Чтобы ответить на них, надо написать еще одну книгу. По логике смешение казаков из разных мест должно было родить некие новые традиции на базе старых. В первую очередь доказано, что старооскольские казаки не миф и не фальсификация. Значит, остальное тоже имело место.
Оппоненты, ау! Хочу поспорить! Лишний раз зайти в архив и вытащить нужные тексты, освежить память.
И это все факты? Не густо. А уж фактов культуры, традиций – ни одного!
Друзья, вы невнимательно прочитали мой первый комментарий. Наперегонки доказываете, что на Осколе были казаки. Так и я о том же. Были казаки, ПРИГЛАШЕННЫЕ царем для конкретной задачи – для защиты крепости Оскол, охраны южных рубежей государства Московского.
Но у нас здесь не было казаков, казачества, повторяю, как особой этносоциальной общности – со своей внутренней организацией, своим укладом, своими законами, правилами, даже со своей территорией и своей границей. То есть того, что мы наблюдаем в других частях Московского царства, а затем Российской империи - Донское казачье войско, запорожское, кубанское, терское, уральское, яицкое, оренбургское казачество и т.д. Мир этой общности в перечисленных местах всё-таки дошел до наших дней в сотнях – но тысячи и тысячи, конечно, утрачены, - артефактах специфической жизни этого субэтноса – семейной, военной, хозяйственной, политической, административной, культурной, религиозной, духовной… Фотографии предков дошли до их потомков. И слава Богу, не все, но сохранились могилы, памятники... семейные предания… И сохранились формы культуры казачества, которые дают основание толковать о возрождении.
А что дошло до наших дней от казачества на берегах Оскола? Лишь наименования – оскольские казаки, Казацкая слобода (обратите внимание – не станица, что должно было быть по сути!, а слобода). Но они обозначили всего лишь географическую привязку к месту службы – на Осколе. Не более. «Оскольские казаки» лишены всяческого общественно-социального и культурного смысла. Есть «Тихий Дон», а где же, в таком случае, «Тихий Оскол»? А его и быть не могло исторически.
Подтверждение этим моим скромным замечаниям находим в тех же цитатах, которые приводит Sablon. Сам он, как могу догадываться, не до конца вник в эти факты и цифры.
«Общая численность служилых людей казачьего чину составляла: в 1615 году — 275, в 1618 г. — 138, 1625 г. — 182, 1636 г. — 174, 1645 г. — 151, 1655 г. . 94, 1665 г. — 56, 1675 г. — 22, 1695 г. — 38 человек». Всё верно, когда к концу 17 века Оскол утратил роль военной крепости, исчезла надобность и в казаках, которые, вследствие этого, тоже исчезли. Утекли – не оставив следов - на свои «малые родины», потому что они пребывали в Осколе не как укорененная веками этнокультурная общность, а просто как военный отряд. Война с Дикой степью закончилась - закончилась вместе с этим и вахта «оскольских казаков».
Или: в таблице упоминаются на Осколе казаки, терские казаки. Так это оскольские казаки? Или все-таки терские? А где же в таком случае оскольские?
В общем, нет у сегодняшних «оскольских казаков» местных исторических корней, духовных скреп, чтобы можно было говорить о возрождении самобытной культуры. Процветает профанация. К примеру, пусть наши местные «идеологи и организаторы такого возрождения» пояснят, как идет процесс «возрождения» традиционных форм казачьего земледелия на территории Староооскольского городского округа? А это ведь одно из важнейших условий истинного, а не мифического возрождения культуры казачества. Даже мелкого разговора нету. Зато есть о всякого рода бизнес-проектах типа скандальных зон отдыха. И вы меня еще будете смешить байками о возрождении?
Возрождать на берегах Оскола из казачьего наследия нечего. Создавать? Может быть… Пусть будут, как предлагает alt skier. Я не против. Но только, пожалуйста, без этого фальшивого, ряженого пафоса. Без этих натужнных экспозиций на выставке, что видим на снимках Саблона. Зачем эта ложь – выдавать обычные крестьянских детали быта за казачьи? Просто скажите: и мы хотим прогуливаться в сапогах, лампасах и портупее! Модно же. Импозантно. И мы вас поймем. Может быть.
Хорошо написал, доходчиво. Тему продолжим, если она не надоест, после разговора с Никуловым. Есть еще одна заковыка. Григорьев собирал информацию по военным архивам, когда они собрались писать книгу "Оскольский край". Куда она вся делась - неизвестно. Возможно в ней нашлись бы ответы на наши вопросы.
Спасибо.
Что-то осталось - но совсем немного. Материал дискуссии получился хороший. Можно ссылаться на него в дальнейших статьях, которые обязательно последуют, так как тема казаков, казачества в жизни города будет возникать.
Можно и ещё поискать, поговорить со знающими людьми. Серьёзной дискуссии пока не получилось. Посмотри как режутся умы вокруг религиозных тем. Повторюсь, в спорах этих ничего не рождается кроме сотрясения воздуха. Зато дискуссии и страсти нешуточные!
Начало дискуссии хорошее, далее нужны дополнительные источники по истории. Со спорами по религиознным темам сравнивать некорректно.
Мы привязали возникновение казачества только к истории нашего города. А почему не посмотреть ближайшие города? - Курск, Воронеж.
Ситуация в Крыму мирно разрешилась благодаря ВСЕМ крымчанам. Огромную роль в этом сыграло Народное ополчение. В ополчение входили в основном НЕ казаки. Считаю, что говорить только о казаках в связи с мирным разрешением крымской ситуации - кощунство.
В Донбассе - да. В основном казаки помогали. Но не в Крыму.