«Пусть всё не так»

добавить в избранное
26 августа 2013, 08:28, Виктор Верин

Евгений Белозёров «Пусть всё не так», стихотворения.

 – М.: ИПО «У Никитских ворот», 2013. – 192 с., ISBN 978-5-91366-586-7

 

 

Когда стихи вызывают разговоры о стихах, то, наверное, есть что-то в их форме, скрывающей нечто пока не доступное не только читателю, но и автору. И это уже не плохо, ибо в последнее время все чаще после прочтения поэтических сборников возникает лишь сожаление о зря потраченном времени.  Ну а уж если  вдруг ты сталкиваешься с поэзией, то и мысли твои, и чувства оказываются в ином мире, путь в который приоткрыл поэт. В мире, в котором сталкиваешься на миг с откровениями твоей собственной души, где истина смысла жизни маячит на горизонте. Подобное прозрение поэта, как результат столь долгожданной встречи с вдохновеньем, которое мучило его своим близким присутствием, соблазняя то свиданием с Музой, то прогулкой на Пегасе, то восхождением на Парнас… И вот что-то случилось. В стихах Евгения Белозерова из книги «Пусть все не так» родилась музыка, напевность, русские мотивы…

 

«Ты сама того не знала,

Может, даже не хотела,

Но однажды птицей стала,

Птицей гордой, птицей белой…»

 

На первый взгляд, кажется, что вся книга Евгения Белозерова не выдержана в едином стиле, что она не имеет единую образную основу, что не прослеживается смысловой стержень, на который нанизаны именно эти стихи, именно в такой последовательности. Но это на первый взгляд, если не прочесть весь сборник.  Но об этом чуть позже. Изначально же обращаешь внимание лишь на то, что в книге много разных стихов, скорее всего, собранных автором под одной обложкой в силу его собственного отношения к ним, как к своим детям, друзьям, знакомым. И в результате мне, как читателю, предоставлено избранное поэтическое творчество автора, где он и в качестве лирического героя, и в качестве гражданина, и в качестве  философа, и в качестве  человека, который является моим соотечественником,  который принадлежит к культуре рода русского…  

И именно об этой стороне творчества Евгения  Белозерова и хочется говорить, ибо  с моей точки зрения, это и есть главное – найти в себе силы, чтобы  пробиться сквозь грязь невежества, беспамятства, глупости и злобы к роднику своей культуры, к корням своего рода, дающим силу роста, созревания, силу любви, нежности, добра… Ведь народность культуры не в том сколько раз ты употребил слова  народ, Русь, культура, а в смысле и в чувстве, которые закладываются в поэтические строчки автором посредством своего образного мышления, позволяя читателю в современной словарной конструкции почерпнуть веками накопленную силу культуры своего рода.

 

Не тревожь меня, даль золотая,

Понапрасну меня не зови,

Проплыву я от края до края

Над страной моей светлой любви.

 

Поэтическое творчество Евгения Белозерова очень личное. Вся поэзия, особенно  лирика, исходит из души автора, отражая его чувства, его жизнь, а уж в этом сборнике  автор настолько близок с литературным героем, что порой возникает ощущение чтения дневниковых записей. Хорошо это или плохо? Возможно, кто-то из «профессиональных» критиков  начнет рассуждать о том, что в настоящей поэзии, создаваемой на века, художественный образы должны создаваться с использованием абстрагирования от частности в попытке приближения к типовым, широко распространённым комбинациям  в отношениях между людьми, что  сделает поэтические строчки близкими и понятными многим. Но при наличии несомненного поэтического дара, откровения Евгения Белозерова, даже в  адресных посвящениях и обращениях, преобразуются как раз в такие художественные образы.

 

Убог  без женщины приют –

Всё дышит сыростью и тленом.

Истёк по капле здесь уют

По молчаливым хладным стенам.

 

Темы одиночества, быстротечности жизни волнуют автора.  Но не безысходная тоска сквозит в каждом слове, а любовь к жизни,  стремление к творчеству, к любви, к действию…

 

Пусть весна навсегда отзвенела,

Пусть недолго осталось мне петь,

Мне бы зерна любимого дела

В землю милую бросить успеть!

 

И здесь  становится понятен и близок сборник поэтический как единое целостное произведение, так как именно по избранным поступкам совершенным и несовершенным, по сказанным и несказанным словам, по мыслям и чувствам  мы и оцениваем свою жизнь перед очередным ее этапом.

Здесь нужно иметь определенную смелость и даже жертвенность по отношению к себе, чтобы открыться перед читателем не во фраке с речью выверенных фраз, а в неприглядной местами накидке из сомнений, сожалений, размышлений.  Время с каждым годом несется все быстрее и, вдруг, появляется опасение того, что ты можешь не успеть сделать, сказать, почувствовать, подумать… И все, что было хорошего – уже в прошлом…

 

А впрочем, нет! Пускай меня не будит

Неясный луч грядущего утра.

Я не хочу встречаться с тем, что будет,

Я так хочу ушедшее вчера.

 

… Но встанет солнце. Небо побелеет.

Наступит завтра. Знаю наперёд:

И чей-то взгляд нечаянный согреет,

И кто-то снова к жизни призовет.

 

Так нужно поэту, чтобы кто-то к жизни позвал…  Или нет? Одиночество – плата за творчества дар. Общенье с Музой не терпит суеты. Так рвется пополам душа поэта, стремясь и к жизни, и к любви, а в то же время прячется от света, чтобы слова от пошлости спасти, согреть, взрастить и дать им волю…

 

Я странен. Знаю. Спору нет!

Во многом просто неумеха.

Но есть в душе одна утеха -

Мне кажется, что я  - поэт.

 

 

И мне тоже так кажется. Точнее, после прочтения сборника «Пусть все не так», уже не кажется, а я точно знаю, что есть на Руси такой поэт – Евгений Белозеров. У него есть душа. Она живая. Она болит. Она жаждет поэзии…

 
+1
0
-1
 
Просмотров 1143 Комментариев 0
Комментариев пока нет

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии