Интерактивное чтение

добавить в избранное
10 сентября 2013, 13:29, Виктор Верин

    Чтение перестало быть единственным способом передачи информации и образного мышления. Активно развиваются телевидение и Интернет. Не сдаются кино, эстрада, коротковолновое радио. Технический прогресс бук­вально за 30 лет изменил наше представление о, казалось бы, только что поя­вившихся носителях информации, дополняющих книгу.

<!--[if gte mso 9]> Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 <![endif]-->

<!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 10]> /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-fareast-font-family:"Times New Roman"; mso-fareast-theme-font:minor-fareast; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi;} <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]--><!--[if gte mso 9]> <![endif]-->

 Аудиоформат видо­изменился от виниловых дисков до МРЗ. Видеокассеты уступили место DVD. И теперь всё это уже почти вытеснено флэш-памятью и безлимитным высокоскоростным Интернетом. Книгоиздатели попытались тоже идти в ногу с техническим прогрессом, выбросив на рынок аудиокниги. Но большого спроса на них так и не появилось. Виртуальные библиотеки начинают тес­нить традиционные в сфере читательских предпочтений. Появляются элек­тронные книги, создающие полную иллюзию её бумажного эквивалента вплоть до шелеста страниц. На последней Международной московской книжной ярмарке, в работе которой мне довелось принять участие, уже для массового использования предлагался специализированный комплект на базе компьютера для работы с электронными текстами. Удобно устроившись в кресле перед монитором, вы можете прочесть любую книгу, которая есть в каком-либо ресурсе в электронном виде, а есть они, практически все. При необходимости, вы можете скачать текст или фотографии на флешку или на мобильный телефон, поменять цвет фона, текста, ускорить или замедлить прокрутку или перелистывание страниц, запустить голосовое сопровождение и прочее. Вообщем всё, на что в традиционной библиотеке ушло бы несколько дней, можно получить теперь за несколько часов, не выходя из квар­тиры. Да и сами мы наряду с книгами из бумаги, начинаем выкладывать в Интернете электронные версии книг наших авторов. И порой я думаю, что, может быть стоит вообще отказаться от традиционного бумажного носителя в пользу электронного? Сэкономим лес для будущих поколений... Подобная мысль для издателя похожа на рассуждения мудреца, пилящего сук, на ко­тором сидит, если, конечно, не адаптироваться к возможностям Интернета. Но между тем, на семинарах Московской книжной ярмарки в выступлениях крупнейших книжных издательств прозвучали цифры, констатирующие то, что финансовый кризис хотя и уменьшил в некоторых регионах количество продаваемых наименований процентов на 20, но в целом, например, в Москве, выручка с оборота книжной продукции даже возросла.

Из старых советских издательств в лидеры попало только издательство «Просвещение» и то, как вы понимаете, из-за того, что они из­дают учебники. Причём, следует иметь в виду, что информация о количестве выпущенных книг предос­тавлена Российской книжной палатой на основании обязательных экземпля­ров, которые присылают издательства, присваивая книге ISBN. А сколько книг выпускается без присвоения идентификационного номера, особенно по периферии...

    Ну, а кто же в лидерах по тиражам изданных книг среди авторов. На чьи произведения есть спрос у платежеспособного читателя? За счёт чьего твор­чества издательства делают прибыль?

  Женская проза, хотите вы того или не хотите, вытеснила на обочину всё иное, что не содержит легкости восприятия, мелодрамы, интриги, неза­мысловатого сюжета. Отнюдь, я совсем не отказываю женщинам в возмож­ности создания иных художественных произведений, просто констатирую тот факт, что в изготовлении массового чтива они впереди. И ничего более. Только факты. Выводы сделаем позже.

    Недавно, я пришёл домой, включил телевизор и попал на старый советский чёрно-белый фильм «Расписание на послезавтра», снятый в 1978 году на киностудии «Белорусьфильм» (реж. И. Добролюбов), где молодой Олег Даль играет директора физико-математической школы. К ним направляют учительницу литературы (Маргарита Терехова), которая сталкивается с отношением к её предмету как к чему-то второстепенному, ненужному ни для учеников, ни для учителей. Через некоторое время отношение меняется, потому что учительница оказалась настоящей и сумела не только на истори­ческих примерах, но на реальном научном материале доказать значимость художественной литературы для развития образного мышления и его значе­ния в научной деятельности. Вот один из учеников заявляет, что если бы Энштейн читал художественную литературу, то ему некогда было бы зани­маться научными исследованиями, но оказывается совсем наоборот, и учи­тельница цитирует письмо Энштейна, где он утверждает, что если бы не чте­ние романов, то вряд ли он смог бы достичь тех науч­ных результатов, которые теперь позволяют ему работать в избранном на­правлении дальше. Далее она предлагает сделать сравнительный анализ ху­дожественных текстов и научных с точки зрения передачи информации и т.д. В процессе развития человеческого общества, создание печатной книги как средство передачи информации затмило другое её значение. Можно предположить, что именно чтение классической художественной литературы способствует по­средством художественных образов развитию скрытых творческих возмож­ностей человека, которые порождают творческую интуицию. То есть образ­ность мышления, развиваемая литературой в науке не менее важна, чем в ис­кусстве. По сути дела, это есть способность видеть явление в целом и не только само явление, но и способ его существования в заданных обстоятель­ствах. Такая способность и называется гениальностью, ибо предполагает ост­ро развитую интуицию, которая при механическом подходе к решению зада­чи может и не проснуться никогда. Но, нам бы, как говорится, да их проблемы. Сейчас вопрос стоит не о том, что интерес к науке и технике вытесняет художественную литературу, а в том, что всякий интерес к разумной и духовной жизни вытесняется стремле­нием просто выжить, а в лучшем (или в худшем) случае - получить как мож­но больше удовольствий от эксплуатации объективного мира, воздействия его продуктов на собственное тело, на чувственную основу организма, через притупление разума, совести... Мы оказались втянуты в азартную игру на выживание, когда ставки недопустимо высоки, так как правила игры в основе своей несправедливы из-за пренебрежения к человеку, как к таковому, как к живому организму и как к социальной личности, как к творческому индивидууму. И если автор либо издатель делает вид, что ничего этого не произош­ло, то получается ужасная картина. Поддерживаемые властными структура­ми и муниципалитетами, осколки прежних творческих союзов, не понимая сложности всей ситуации, не обладая способностями переосмысления этой ситуации, продолжают выдавать на гора нечто, воспринимаемое читателем как откровение лет двадцать назад. И такое упрямство, помноженное на обладание административным ресурсом, губительно как для авторов, так и для читателей. Молодой автор с задатками не сможет пробиться через такой бю­рократический заслон, если он не похож на них. Читатель, который не про­явит к «членам творческих союзов» должного уважения пренебрежительно будет брошен на обочине. Взамен ему можно собраться на фестиваль поэзии и песни, где славненько можно послушать друг друга, усилив впечатления изрядной долей спиртного. Да и как не выпить, когда собираются все друзья-приятели, дышащие в одном направлении, полные презрения к окружающе­му миру в своем вояже по похожим конкурсам, слетам, форумам и прочее... И со временем, лучше не делается.

 Разве представители российского общества современных авторов и издательства РОСА все эти девять лет не пытались предложить сотрудничество тем, кто сделал литературу своей профессией? Разве не предлагали принять участие в издании альманаха, выпуске газеты, развития сайта, проведении фестиваля? Приходили и предлагали. Но, страшно далеки были декабристы от народа, а нынешние литераторы ещё дальше. Нам оказалось проще наладить сотрудничество с Москвой и Питером, чем с Белгородом. Но, тем не менее, представители всех творческих союзов и на Белгородчине, в том числе, участвуют в деятельности РОСА. Как говорится, и рады бы к кому прислониться, да плеча крепкого не подворачивается. От безысходности и в общественную организацию объединились, и фестиваль свой сделали, и сайт, и газету, и альманах, и литературные мастерские взрослую и дет­ские, и литературно-драматическое объединение, и издательство, и магазин книжный, и фестиваль театральный... И главное, что мы не стремимся пода­вить кого-то своим мнением, своим взглядом на творчество, на жизнь... У всех они разные. И порой в литературной мастерской или за круглым столом или на конференции возникают острые дискуссии, но есть то, что по нашему мне­нию, должно быть у каждого - совесть, честь, чувство справедливости, лю­бовь к Родине. Причем, говоря «любовь к Родине», я под словом «Родина», прежде всего, подразумеваю людей, которые здесь родились и живут, кото­рые должны сберечь эти земли, леса, реки, птиц, зверей - не дать им умереть из-за чрезмерной алчности и глупости определенной части моих соплемен­ников. Речь всё о тех же общечеловеческих ценностях, о способности состра­дать, сопереживать, сочувствовать. Необходимо использовать имеющиеся возможности для возрождения этих понятий. И достичь каких-то результа­тов здесь уже никакими организационными мероприятиями невозможно. Здесь имеют значение только творческие возможности авторов, их мировоз­зрение.

    Задачи начального периода по созданию условий для раскрепощения, разви­тия и реализации творческого потенциала авторов в РОСА выполнены - структура для обеспечения этих условий создана и она работает. И теперь, используя её, мы ставим перед собой задачу более активного творческого участия в формировании мировоззрения. Автор, утверждая, что ему безраз­лично мнение читателя - лжет. Автор, который утверждает, что ему безраз­лично какое воздействие оказывает его произведение на читателя - безответ­ственен или не имеет представления о силе слова. Впрочем, не всякое слово наливается силой, способной оказать воздействие на образное мышление че­ловека. Но не стоит ли стремиться к тому, чтобы так было? Порой, человек берёт в руки перо, отчаявшись найти в имеющейся литературе, объяснение каких-то событий, ощущений... И в процессе работы, вдруг, открываются литературные способности, которые были загнаны тяжёлой жизнью в под­сознание. У нас есть авторы, которые начали писать уже в достаточно зрелом возрасте и смогли достичь существенных результатов. Но, обо всем этом, о деятельности РОСА можно рассказывать бесконечно, потому что за каждым автором стоит целый мир. Рассматривая же интерактивное чте­ние, я всего лишь хотел обратить внимание на то, что в данной ситуации подразумевается не только вовлечение читателя в игру, привлечение его к книге через техническое обеспечение процесса чтения, через развлекательные мероприятия в библиотеках и прочее, но и весьма важными делаются формы и методы реализации творческого потенциала самого автора, так как сейчас, к сожалению, недостаточно просто написать книгу.  Ведь, чтобы судить о произведении автора, его, как мини­мум нужно прочесть. А для этого о произведении автора должны узнать по­тенциальные читатели. Поэтому сегодня мало даже издать книгу и поставить её на полку в книжном магазине. Процесс рождения и дальнейшей жизни книги интерактивен постоянно. Автор даже если и не общается с читателем в процессе создания книги , то это общение должно возникнуть в процессе книжной жизни его героев. И автор может помочь своим героям книжным из нашей реальной жизни. Помочь живым общением с читателем. Ежегодный творческий отчёт автора из РОСА проходит  в Центральной библиотеке им. А.С. Пушкина. Здесь выступают рецензенты, изучившие предлагаемые работы заранее. Здесь высказывают свою точку зрения другие авторы и просто посе­тители библиотеки, читатели... Далее аудитория расширяется, так как про­изведение и информация об авторе выкладывается на сайт РОСА. Там рабо­тает «Гостевая», где периодически вспыхивают жаркие споры. Некоторые материалы выкладываются в блоге издательства. По желанию ав­тора, его произведения выставляются для участия в конкурсе рукописей Рус­ской ярмарки талантов.

    Фестиваль «Русская ярмарка талантов» проходит в Старом Осколе в мае ме­сяце с 2005 года. Фестиваль в разное время приветствовали Председатель Исполкома Международного Сообщества Писательских Союзов, автор слов гимна России Сергей Михалков; Председатель правления Московской городской организации Союза писателей России В.И. Гусев; Народный артист России, президент фонда «Фарватер», поэт и писатель Валерий Золотухин; генеральный директор телекомпании «СГУ ТВ» Михаил Севергин;  Президент Русской ассоциации чтения, профессор Наталья Сметанникова; студенты московских вузов, участники Всероссийского литературного форума им. Н.С. Гумилёва «Осиянное слово». В жюри фестиваля работали: Максим Замшев (г. Москва), секретарь Исполкома Международного сообщества писательских союзов, главный редактор журнала «Российский колокол»;  Алена Чубарова (г. Москва), художественный руководитель театра «КомедиантЪ», член Союза писателей Москвы, член Российского Общества Современных Авторов (РОСА), член редколлегии альманаха «Царицынские литературные подмостки», призёр международного конкурса детской и юношеской литературы им. А.Н.Толстого, конкурса современной российской пьесы «Драматургия добра», лауреат конкурса драматургии для детей фестиваля «Я — мал, привет!», поэт и драматург, актриса и режиссёр.;  Ирина Горюнова (г. Москва), руководитель Московской организации РОСА, член Союза писателей России, секретарь Академии Российской литературы, директор газеты «Московия литературная», журнала «Дети Ра», независимый литературный агент; Евгений Степанов (Москва), генеральный директор издательства «ВестКонсалтинг», главный редактор газеты «Литературные известия», президент писательского сообщества «писатели ХХI века.

 Лауреатами и дипломантами Ярмарки стали  Нэлли Амунова (Старый Оскол), Сергей Посохов (г. Губкин),  Максим Веселов (г. Москва), Виталий Валитар (с. Нижняя Покровка),  Наталья Стрельникова (Старый Оскол), Юрий Ушаков (Старый Оскол),  Валерий Журавлёв (г. Губкин), Дмитрий Довженко (Старый Оскол), Татьяна Дурнева (Старый Оскол), Виталий Куделин (г. Бирюч),  Сергей Постолов (п. Волоконовка),  Татьяна Леухина (г. Знаменск), Ольга Лофицкая (г. Старый Оскол),  Галина Кондратьева (с. Казацкое),  Елена Олейникова (г. Старый Оскол),  Елена Копылова (г. Старый Оскол),  Лия Киргетова (г. Москва), Ирина и Татьяна Радченковы (Старый Оскол), Владимир Проскурин (Старый Оскол) и другие современные авторы.

   Участники, кандидаты и члены РОСА живут в двадцать одном регионе России и за её пределами: в Старооскольском и Губкинском городских округах, Чернянском, Красногвардейском, Новооскольском районах Белгородской области, Белгороде, Москве и Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинград­ской области, Туле и Тульской области, Воронеже и Воронежской области, Астраханской, Курской, Мурманской областях, Ставрополь­ском крае, Костроме, Самаре, Твери, Липецке, Армавире, Рубцовске, Яро­славле, Новом Уренгое, Пензе, Сактывкаре, Челябинске, Красноярске, Бело­руссии (Гомель), Норвегии (Осло), Германии (Регенсбург, Мюнхен). В Белгородской области участники  РОСА работают в пяти адми­нистративных округах - Старооскольском, Губкинском, Чернянском, Красно­гвардейском и Новооскольском.

      Оперативная информация о развитии просветительской деятельности на территории городского округа и интеграция в российские культурные процессы  решается через поддержание работы сайта РОСА, издание и распространение литературно-художественного альманаха «Клад» и литературно-публицистической газеты «Правда жизни», проведение в Старом Осколе Всероссийского фестиваля «Русская ярмарка талантов».

    Детская литературная мастерская «Росинка» создана в феврале 2008 года в структуре Российского общества современных авторов (РОСА) при уча­стии Старооскольской Централизованной библиотечной системы, Управления образования администрации Старооскольского городского округа, изда­тельства культурно-просветительского центра РОСА. Первыми координаторами «РОСИНКИ» были Ольга Лофицкая и Поли­на Смирнова. В настоящее время координатором литературной мастерской «Росинка» по реше­нию Координационного совета старооскольской организации РОСА является Юлия Бабенко.

    Осуществлён выпуск книжной серии «Сигнальный экземпляр», заду­манной как первые публикации автора. Решения об издании сборников при­нимаются координационными советами местных организаций РОСА.   

Авторы РОСА постоянно принимают участие в иных конкурсах и фес­тивалях, проводимых другими творческими объединениями в различных ре­гионах России. В Старом Осколе организовано выступает агитбригада РОСА перед трудовыми и учебными коллективами.

   Таким образом, вовлекая автора в общение с читателями и с другими авторами, мы не только отрываем его от компьютера или письменного стола, заботясь о его здоровье, не только даем ему возможность получения новых эмоций, апробирования своих новых сочинений на публике, но и пропаган­дируем саму форму чтения как познание мира посредством художественных образов, открывающих мир образного мышления. И здесь используются все­возможные формы на протяжении всего времени без перерывов: творческие встречи, литературные мастерские, презентации, агитбригада, устные выпуски, концер­ты, сайт, газета, альманах, фестивали, конкурсы, конференции, круглые сто­лы, издательство, стенды, книжные магазины, выставки....

    Этот процесс было трудно запустить, но теперь он уже дает обратную подачу энергии для творчества авторов в виде заинтересованности, неравно­душия как коллег по творческому цеху, так и читателей.

 

Формы интерактивного чтения РОСА:

- Творческая гостиная «Лад»

- детская литературная мастерская «Росинка»

- литературно-драматическое объединение «Галактика рос»

- литературно-художественный альманах «Клад»

- сайт «Творческая гостиная»

- газета «Правда жизни»

- Научно-практическая конференция

- Круглый стол: общественные объединения: сверка позиций

- Русская ярмарка талантов

- театральный фестиваль «Я-мал, привет!» и конкурс пьес-сказок

- издательство

- книжная серия «Сигнальный экземпляр»

- книжная серия «Это было на самом деле»

- магазин «Культтовары»

- выступление перед трудовыми и учебными коллективами

 

 

 
+1
0
-1
 
Просмотров 1654 Комментариев 0
Комментариев пока нет

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии