Стою в очереди в Сбербанке на улице Ленина. Духота, народу много, прилипают друг к другу. Рядом со мной два парня, один из них на голову выше меня держит мятый протокол административного нарушения. Понятно, пришел штраф заплатить. Звонок на мобильный и над ухом минуты на три чужой разговор.
Он поначалу состоял из вопросов: Зачем, зачем, зачем, зачем?
Затем пошла более связная речь. Ни о чем и над ухом. Я посмотрел на мальчика, в надежде, что он меня поймет или отойдет в сторону, бесполезно. По опыту знаю, что говорить такому о чем-то, тоже не стоит, не поймет.
Ладно, из очереди можно на время выйти, а в маршрутке или в трамвае? Особенно, в трамвае. Лязг железа о железо, и разговор, чтобы тебя слышали, на кричащих тонах. Вот и получается, что мобильный телефон — бич замкнутых пространств и помещений.
В нашей нотариальной конторе я повесил объявление о запрете разговоров по мобильному телефону под дверью нотариуса и в кабинете. У других нотариусов видел подобное, но с просьбой. Считаю, что наших людей просить не надо, они на такие просьбы не реагируют, их лучше обухом по голове. Стоят рядом или перед объявой и в упор ее не видят. Сколько бы объявлений о часах работы не висело в коридоре, все одно найдется кто-то и спросит «а как вы работаете?» Это из наболевшего.
То же самое можно говорить о мобильных телефонах. Наше не совсем воспитанное общество неожиданно быстро вступило в ряды пользователей сотовой связи. На каждом углу, в магазине, маршрутке, совещании, кино, да мало ли где еще, можно вздрогнуть от неожиданного звонка, разухабистой песни, гудка паровоза, визга и последующего громкого голоса. Порой человек даже не отходит в сторону, а продолжает кричать так, будто его вот-вот зарежут. При этом ни тени сомнения в том, что он делает что-то не так, мешает, нервирует окружающих его людей. Поскольку таких «связистов» с каждым днем становится больше, а крики превращаются в стихийное бедствие, «звонящим массам» пора объяснить, что такое хорошо и что такое плохо.
Согласно опросам, 43 процента американцев выключают в ресторанах сотовые телефоны, ещё 24 - полагаются на голосовую почту. Не нужно разговаривать по «мобильнику» в библиотеках, музеях, театрах и кинотеатрах, в ожидании приема у врача, в местах религиозного поклонения и прочих закрытых общественных помещениях, таких, например, как отделение скорой помощи. Да и в автобусах громкое выражение ваших эмоций неуместно и никого не интересует. Вопросы на эту тему давно решены и в России для самых непонятливых разработан «мобильный этикет». Может быть кто-то примет его к сведению.
…Правила этикета созданы не для того, чтобы мы становились
неестественными в своих проявлениях. Они нужны для поддержания порядка в обществе. Все мы разные, и нам нужно как-то уживаться вместе. А жить в гармонии с окружающим миром мы будем только тогда, когда научимся не напрягать друг друга и думать не только о себе. Даже болтая по телефону...
ЭТИКЕТ ДЛЯ ВЛАДЕЛЬЦЕВ «ТРУБ»
1. Любой человек вправе пользоваться личным мобильным телефоном свободно, но не вправе ограничивать при этом личные свободы других людей. Исходя из этого мы признаем и утверждаем:
2. Необходимо выключать личный мобильный телефон, безусловно, в тех случаях, когда использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизнь других людей (летательные аппараты, операционные медицинские комплексы и т. п.);
3. Необходимо выключать личный мобильный телефон или переводить его в беззвучный режим на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов;
4. Следует воздерживаться от использования мобильного телефона во время управления транспортом;
5. Следует выключать мобильные телефоны или переводить их в беззвучный режим на деловых встречах и переговорах, если нет иных договоренностей;
6. В общественных местах (кафе, рестораны, магазины, общественный транспорт и т. п.) мобильный телефон следует использовать с наименьшим возможным уровнем громкости сигнала и голоса и с наибольшим возможным уважением к окружающим;
7. Не следует использовать в качестве звукового сигнала то, что может оскорбить или встревожить окружающих (нецензурная лексика, грубые и резкие выражения и звуки);
8. Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев;
9. Определение местоположения абонентов, отправка на их номера различного формата сообщений со справочной информацией и другие действия операторов мобильной связи в отношении своих абонентов возможны только с согласия абонентов;
10. Тайна телефонных переговоров и конфиденциальность сведений об абонентах сотовой связи – предметы неукоснительного соблюдения уполномоченными государственными органами, операторами мобильной связи и самими пользователями.
Сюда можно вписать еще много чего, вытекающего из наших эмоций, но зачем сотрясать воздух, когда все и так должно быть ясно. Для умных. Кто не понял, я не виноват. Хотя признаюсь, очень неестественно и неловко напоминать о том, что и без слов должно быть понятно.