Сложившаяся система взаимоотношений средств массовой информации и рекламодателей за годы перестройки лишила граждан объективной информации относительно качества товаров и услуг в провинциальных городах. Судите сами. Если реклама какой-либо фирмы печатается в городских газетах с регулярной настойчивостью, то нас заведомо лишают возможности даже при большом количестве жалоб написать о ней плохо. И если это вдруг произойдет, рекламодатель уйдет к более лояльному информатору. Потребитель не в состоянии разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. И что ему делать, когда одну и ту же услугу предлагают десятки фирм? Вы скажете, есть Закон «О защите прав потребителей».
Да, конечно! Но, имея достоверную информацию, а с нею и лучший вариант выбора, клиенту не понадобится обращаться к закону. Все будет лучшего качества. И еще надо учесть, что далеко не во всех городах есть сообщества потребителей, наработана практика их защиты. В Старом Осколе, например, такая служба существует в лице одного специалиста при торговом отделе городской администрации и скромного сообщества при кооперативном техникуме. Можно ли физически совладать с оравой нечистоплотных производителей и продавцов в 200-тысячном городе? Этот специалист не охватывает всех потребностей горожан. За бортом остаются проблемы коммунальных и бытовых услуг, связи, – одни из самых востребованных и заковыристых.
Что касается частных средств массовой информации, то их владельцы и редакторы не всегда правильно отвечают на извечный вопрос, «что нужно читателю», поскольку есть привычка и практика придерживаться линии «партии». С властью сильно не задираться, а рекламодателей не трогать, как кур несущих золотые яйца. И все это, заметим, происходит в городе, где на бумаге существуют более 30 печатных изданий, не менее пяти телекомпаний, столько же радиостанций и несколько независимых специализированных журналов. Им много легче и проще писать о спорте, культуре, конкурсах красавцев и красавиц, делах и достижениях промышленных гигантов. Не ошибешься и, главное, будешь в чести у власть имущих..
Вот и получается, что потребителю некуда податься, кроме как оперировать знанием законов, знать где соломки подложить и не ожидать большой поддержки у СМИ. Хотя иногда встречаются выступления в поддержку наших с вами прав. Приведу пример из газеты «Оскольский край», несущей откровенную чушь на эту тему.
Корреспондент газеты спрашивает у двух школьных преподавателей физики, что такое параллакс (понятие из раздела оптики). И с прискорбием узнает, что им сие не ведомо. Но он – настойчивый, идет в высшее учебное заведение СТИ МИСиС к заведующему кафедрой Анатолию Босенко. И тот популярно объясняет, что это угол отклонения, (видимое изменение положения предмета вследствие перемещения глаза наблюдателя – из словаря иностранных слов). Другими словами, если вы смотрите на стрелку весов, стоя прямо перед ними, и совмещаете ее с делением, то это правильный подход. Шаг влево или вправо даст другие значения веса. Это и есть параллакс. Все весы на рынке «Юбилейный», как по команде спущенной сверху, стоят ПОПЕРЕК прилавка. Продавец не зная значения слова «параллакс», твердо помнит, что, особо не напрягаясь, раз за разом, следуя законам оптики, он кладет себе в карман энное количество рублей с каждого веса. Весы стоят именно так, чтобы мы не ВИДЕЛИ стрелку прямо перед глазами. Если задать вопрос, почему весы стоят поперек прилавка, то услышим ИДИОТСКИЙ ответ, рассчитанный на малое дитя: «Прилавки маленькие и не хватает места для их установки!» Такую же ахинею, не сомневаясь в своей правоте, выдает и директор рынка. Мы хорошо помним из школьного курса арифметики, что от перестановки мест слагаемых сумма не изменяется. То же самое произойдет с весами: как их ни ставь, площадь занимаемая ими не изменится. Но вернемся к еще одному высказыванию Анатолия Босенко. По его словам выходит, что за счет параллакса нас могут надурить даже на сто граммов. Цена деления, самых распространенных тюменских весов с гиревой площадкой - 5 граммов и уж не знаю как нужно вывернуть голову, чтобы вам виделись 100 граммов. Вот такой пример ЗАЩИТЫ и явной, понятно по незнанию, не с умыслом, дезинформации потребителей. У круглых весов другая тонкость. Рукоятка установки «нуля» находится со стороны продавца. При наличии сноровки ее всегда можно сбить во время взвешивания и вернуть на место, снимая товар. В свое время Людмила Куриленко - главный специалист по защите прав потребителей, рассказывала такую историю.
- Контрольная закупка. Взвешиваем на весах красную рыбу. Проверяем вес на контрольных весах, разница 300!!! Граммов. Ничего не понимаем. Возвращаемся назад и снова на весах продавца правильный вес, а на контрольных – та же разница. Проверяем весы, ничего подозрительного, ломаем голову, как так может быть. Кто-то из комиссии замечает вокруг ручки установки «нуля» крохотные риски. Крутим ручку и оказывается, что каждая из них соответствует определенному количеству граммов. Бросая рыбу на весы, продавец успевала незаметно сбить стрелку с «нуля», а снимая товар, вернуть ее назад. Более того, когда мы поговорили с «рационализатором-изобретателем» по душам оказалось, что она хороший психолог. Людей хорошо одетых, она «доила» по полной программе, а тех, что поскромнее, «жалела» и ограничивалась минимальной «накруткой».
О весах и способах обмана писано-переписано, но с точки зрения метрологии, выступают далеко не всегда. Есть еще одна чисто техническая тонкость, которой с удовольствием пользуются продавцы. Все мы часто отмечаем про себя, как продавец рукой придерживает площадку весов, дабы успокоить стрелку. В механических весах есть специальный элемент под названием «демпфер», призванный гасить колебания площадки весов. Собственно – это сосуд с маслом определенной вязкости. Для каждого измерительного прибора строго определено количество таких колебаний, в данном случае, если мне не изменяет память, не более шести, по три в обе стороны от деления. В жизни мы часто видим, что стрелка вообще не собирается останавливаться. Чем масло ЖИЖЕ, тем дольше «болтается» стрелка. Продавец, ЦЕНЯ наше время, придерживает площадку рукой, все остальное дело техники и навыков обмана.
Специально для Кавикома.