Вы часто бываете на кладбище? Вы вообще там были хоть раз? А я бываю. У меня там мама похоронена. И я хочу поделиться наболевшим.
Лирическое отступление.
Когда я училась в школе, ездили мы с родителями в Ригу. Тогда еще Латвия была в составе СССР. Гуляли мы по красивейшему городу, и забрели в старый парк. Деревья величественные, трава изумрудная, и вдруг… в стороне от дорожки, я замечаю надгробную плиту. А дальше еще одну, и еще. Оказалось, что это вовсе и не парк, а старое городское кладбище.
Что мы наблюдаем на нашем кладбище?
Все пестрит от пластиковых цветов, венков и разноцветных памятников с оградами, причем, кто во что горазд (у кого, на сколько денег хватит). Оградки в старой части кладбища поставлены настолько вплотную друг к другу, что приходится искать путь в молчаливом лабиринте нагромождений из огороженных территорий. Зачем? Неужели боятся, что украдут? Все равно эти заборчики чаще всего не выше колена, да и калитка на проволочку закрывается. Конечно же, нет, дело не в этом. Это традиция, которая идет от свойства нашего менталитета — от стремления оградить свое личное пространство. Своё ли?
Традиция — сильная вещь. В пасхальные дни наше кладбище полно народу. Хочешь - не хочешь, а «положено» сделать доброе дело — съездить на кладбище. Совершенно понятно, что забота о могилках — это уходящая корнями в глубочайшую древность общечеловеческая форма выражения памяти об усопших близких нам людях. Так же понятно, что эта общая традиция в каждую эпоху обрастает своими особенностями или маленькими традициями.
"Традиция" ходить в Пасху на кладбище возникла в годы советской власти, т.е. совсем недавно, и не является традицией Церкви. Это реакция верующих на закрытие храмов и жесткие гонения на Церковь, когда за посещение храма можно было попасть в лагеря или лишиться работы.
Церковная же традиция изложена в Типиконе (Церковном Уставе). Она гласит, что
Но…
Именно на пасху в нашем городе пускают дополнительные автобусы, отвозящие горожан на кладбище. И именно на пасху территория возле часовни превращается в подобие ярмарки: палатки, торгующие едой, выпивкой. По периметру всё завалено пластиковыми цветами на продажу. Мне кажется, что большинство людей, посещающих на пасху кладбище, едут не от незнания правил поминовения, а от стремления быть, как все. Или от невозможности попасть на кладбище другим образом и в другое время.
И еще, насчет конфет, хлеба и прочего на могилках, или «Как вести себя на кладбище».
Кладбища – часть нашей истории. Погребальные сооружения – последние страницы в биографии людей, приносивших некогда пользу, дерзавших ради будущего. Так давайте стараться писать эту историю грамотно, красиво и чинно.
Специально, для KaviCom.ru