САДЫ
Учебники истории многим поколениям советских граждан твердили о тяжком подневольном труде рабочих и крестьян, пьянстве, тоске, безысходности - прямо хоть вешайся. И вместе с тем сообщали, что среди них встречались величайшие мастера, художники своего дела - таланты и гении. Их руками создавались шедевры мировой культуры во всех областях.
Учебники истории не учили нас анализировать ход событий и сегодня мы знаем, что описания быта не всегда соответствовали действительности. Были радости, дни отдыха, гуляний и созидания для души и в назидание потомкам. Иначе как можно объяснить присутствие в нашем городе в прошлом садов и парков и не просто с деревьями, кустарниками и скамеечками.
Рыльский коммерческий сад братьев Дородинцевых был самым большим и наиболее посещаемым. Нижняя его аллея проходила по теперешней Красномилицейской улице (вниз за кинотеатром «Октябрь»). Чуть выше, параллельно ей, проходила еще одна аллея. Там когда-то жили Быковы, Ковровы, Першины. Дальше - голые места, а над ними кобзевские дома и Пионерская улица. На месте тюрьмы был сад и аллея «Вечерний звон». Одним концом аллеи упирались в Оскол, другим - в Осколец, но через обрыв.
Было всего четыре аллеи и ниже всего начинался заимник. Там не было никаких построек, вокруг - болото непролазное, а в центре - шухарная хата. В коммерческом саду стояли скамьи из песчаника. Для этой цели брали песок, обрабатывали его кислотами аммония и придавали нужную форму. Поверх скамеек клали циновки из соломы. Циновки хранились под навесом на случай дождя, а скамейкам, можно представить, не было сносу. В саду увитый плющом или виноградом, прятался небольшой гротик,. В другом месте для скамеек использовали дубовые бревна, засыпанные землей не менее метра в глубину. На небольшом карнизе располагалась беседка «Ласточкино гнездо» - дань моде и удобству. В ней собирались компании преферансистов. Отсюда хорошо просматривалась река, ветлы. В аллеях, между деревьями, натягивалась веревка, посередине ее висел фонарь.
В саду постоянно находился околоточный с пудовыми кулаками, два метельщика, два фонарщика, а на входе около арки, высокой и кружевной, сидел кассир и продавал билеты. Забор специально не делался, а высаживался кустарник с колючками - терн. С одной стороны обрыв, с другой - церковная ограда. Естественно, никакой прилично одетый молодой человек в тройке, цилиндре и при часах с цепочкой не полезет срамиться и экономить копейки.
Для развлечения в саду установили гигантские шаги, ручную карусель, качели-лодочки и можно представить, как довольно повизгивали девицы, попадая в самые верхние точки качания. Борцовая площадканаходилась рядом с трактиром «Россия». В трактире стояли игорные столы - все чин – чином, на дверях - швейцары с галунами. Время от времени неизвестно откуда появлялись цыгане с медведями, шуты, акробаты на руках и канатах. А то бывало натянут сетку и давай кувыркаться на ней.
Сад во всех отношениях радовал глаз. Росли здесь декоративные деревья, особенно груши разных сортов, сакура, японская слива, белая акация, персидская сирень, плакучая ива. Росла бузина, и мальчишки, как и в наше время, стреляли в девчонок через трубочки. Уже по подбору деревьев можно было судить об эстетических вкусах устроителей. Подышать, и полюбоваться, спрятаться и погрустить.
Купцы тратили свои деньги на содержание сада, помогали обустраивать, да и грешно было забывать о том, что здесь совершались практически все сделки, сновали перекупщики, спекулянты, пьяницы и просто гуляки. Специально для купцов рядом построили здание казначейств, работал нотариус. В 1879 году казначейство ограбили, сад Богоявленского собора постепенно загадили. В нем, кстати, хоронили наиболее верующих горожан, оказывая им честь. Сюда имели обыкновение залезать пьяные в надежде на то, что их не ограбят лихие люди, боясь крестного знамения. Архиерей Мелентьев поставил вопрос перед земским собранием о закрытии сада и разрешении построек на его территории. С 1880 года рядом стали строиться именитые купцы.
Внизу на реке в тихие вечера катались на лодочках, как говорили в те времена, с «бабайками» - веслами. Отталкиваясь от дна обычно пользовались с одним веслом,. Лодки, как и положено, в водном краю, имели соответствующие названия: «Чайка», «Альбатрос» и прочие птицы.
Позднее в 1935 году на том месте, где находилось казначейство и нотариус, агроном Мирошников разбил пионерский парк. В центре его был фонтан с тюленями и голым мальчишкой - модно было в те годы, вокруг фонтана - танцплощадка. На курьих ножках была приспособлена эстрада для музыкантов. То были отголоски былой славы. Кстати, трактир «Россия» сохранялся и работал до 1935 года.
Сад на территории поместья потомственных священников Мелентьевых начинался от второго дома со стороны теперешней редакции газеты «Путь Октября» и заканчивался на территории УПП ВОС по улице Демократической. Тогда не было мехзавода и улица Октябрьская заканчивалась тупичком. С правой стороны от Мелентьевского дома, метрах в 40, стоял водоподъемник-самотаска невесть с каких времен. Недалеко отсюда находился известный Макаровский дом и харчевня Гусарёва. В этом скверике собиралось все купечество, что продавало и покупало мясо - прасолы. По рассказам стариков здесь бывал поэт Кольцов - его отец торговал мясом и не мог обойти это место стороной. Любил выпить, покуражиться, часто ходил с синяками.
Скверик несколько отличался от парка братьев Дородинцевых. Вдоль обрыва шла сплошная скамья. Под специальным навесом хранились плетеные из лозы сиденья на 1-2-3-х человек и назывался романтично «Вечерняя грусть». Все здесь радовало глаз и было небольших размеров: клумбочки, газончики, фонтанчик, куда подавалась вода по гончарным трубам из водоподъемника. Скамейки легко переносились в любое место, стояли, где удобно было любоваться закатом солнца, лунной дорожкой на реке. (Вспомните волшебную картину Архипа Куинджи на ту же тему).
От улицы сквер отгораживался забором и на нем, как в наши дни, все было обклеено афишами, объявлениями. Кто нашел, кто потерял, кто продает или отдает задаром. Проезжая часть была усажена липами и между ними шиповник, персидская сирень и акации в ямах из мела. Бровка вдоль скамьи обрамлялась колючим кустарником. К публике выходила шинкарка с лотком, предлагая напитки и легкую закуску.
Если в коммерческом саду гуляла публика постарше и посолиднее, то сюда родители с удовольствием отпускали детей в надежде, что под неусыпным взором священника никто не сможет сделать их чадам плохо. Молодые люди знали, если девушка идет и обмахивается веером, значит, она одна и желает познакомиться. Вообще раньше существовал настоящий язык цветов, символов, жестов и на эту тему выпускались пособия, ими с удовольствием пользовалась молодежь. Да и приличия тогда не позволяли просто так подойти, протиснуться, обидеть. Кто знает, вдруг Мелентьев завтра в церкви уставит на тебя палец и скажет не очень приятные слова? Само собой в скверике не было входных билетов, собирались дети зажиточных купцов и горожан. Вечером, чуть пряталось солнце, над ним появлялось оранжевое покрывало, оно на глазах темнело, наступали прозрачные сумерки. Внизу блестел как зеркало Осколец, в прозрачной воде видны были жирные голавли, и все говорило о том, что пора прощаться и идти домой. Отсюда и название сквера «Вечерняя грусть».
Следующий сад известен нам более других, потому как дошел исковерканным до наших дней. Сквер на улице Ленина - бывший сад братьев Никитиных. В нем тоже были аллеи и выходили на здание Земского собрания - бывший Дом пионеров № 1, а сейчас чей-то банк. Отличался сад тем, что имел павильон с художественной фотографией и всеми реквизитами. Можно было сняться черкесом на лихом коне или матросом на парусном фрегате.
По соседству с братьями жил врач Зубков и, отходя под вечные своды, он продал свою часть земли братьям Никитиным. Из-за этого произошла драка с братьями Волчанскими, у которых здесь росли табачные плантации. Чтобы Волчанские не гадили, и их не было видно, Никитины высадили стену лип, а между ними шиповник. В саду находилась борцовская аллея, тогда это было модно, вспомните Иван Поддубного, лежали ковры и постоянно толпились зрители. По средней аллее просто гуляли и соединялись они между собой лесенками из кирпича. В качестве реквизита для съемок использовалась еще и лошадь, около нее постоянно толкались ребятишки. Проходили к павильону между зданием гастронома № 2 (аптека «Реалко») и детской библиотекой.
И, наконец, за рекой имелся еще один сад. Поскольку он граничил с рекой, то немного отличался от других. Здесь постоянно играл оркестр, и оркестранты располагались на трех-четырех лодках на воде (примерно в том месте, где земснаряд чего-то намыл). Напротив, через реку, по выходным дням устраивались конные бега, гуляли люди, слушали музыку.
Остается только позавидовать нашим дедам и бабкам. Им еще досталось увидеть природу «живьем», "пощупать" ее руками. До нас дошло только то, что не спалили, не срубили, и что выжило само по себе.