В предыдущих статьях авторы затронули тему особенностей местного менталитета. В комментариях к ним можно было увидеть разделение на два лагеря – «приезжих» и «местных». «Оскотинились здесь» - утверждали одни, «понаехали тут» - возражали другие.
Мне кажется, (подчеркиваю, что это только версия) что коренные изменения в местном менталитете произошло именно с массовым приездом специалистов на крупнейшие стройки Старого Оскола. По рассказам тех, кто первым поднимал ГОКи и ОЭМК, их встречали настороженно даже местные партийные руководители. Хоть партия и приказывала всячески содействовать строителям, но у приезжих, особенно из числа руководителей строек были свои, непривычные подходы к делу.
Специфика ударных темпов требовала действовать энергично и, порой, минуя привычный путь прохождения разного рода решений. Звонок напрямую в министерство или областному партийному начальству – был в порядке вещей. Этому подходу в первую очередь и стали сопротивляться. Ведь до массовой экспансии приезжих городок жил тихой, размеренной жизнью. Партийные и хозяйственные дела велись не спешно, всяк знал свое место. Новые времена принесли перемены, те из хозяйственников или партийцев, кто не сумел вписаться в новые условия были вынуждены оставить свои посты. Кроме того, вовсю создавались новые «хлебные», как казалось, места, на которые зачастую не удавалось просочиться местным. Они, естественно, стали сопротивляться такому положению вещей. Стараясь защитить привычное коренные стали отгораживаться от приезжих, искать свои пути «выживания». В ход пошло кумовство - то, что на Руси всегда было средством борьбы за власть и кормушку.
Кумовство - отличительная черта оскольского менталитета. Среди коренных кумовство возводится в ранг особых заслуг. Чем больше у человека сватов, кумовьев, своячников и шуринов в разных начальничках - тем он уважаемее и почетнее. Особенно распространено это среди выходцев из села. Зачастую они и пробиваются не в силу личных заслуг, а в силу родственных связей. Соседи или приятели таким людям поклоняются, завидуют и втайне их ненавидят.
Кумовства много среди хозяйственников на уровне начальников ЖЕКов, невысокого ранга силовиков, средних торговцев, клерков среднего звена госслужбы. На производстве этого меньше. Там, особенно где нужно работать и что-то уметь, кумовство не проходит, потому что лишь за родственные связи держать не будут, нужно еще и специалистом в своей области быть. Исключение - разного рода "пентагоны" на предприятиях, где детей и родственников начальников хоть отбавляй, но это не кумовство в чистом виде. Так же к кумовству нельзя относить и трудовые династии.
Говоря «коренные» или «местные» – я не стараюсь причесать всех под одну гребенку. Экспансия специалистов повлияла ни местное население также сильно, как и на экономику района. Среди старооскольцев тоже произошло расслоение. Кто-то стал подтягиваться за людьми, которые несли иные профессиональные знания, иной уровень культуры. Кто-то так и не прекратил считать их своими соперниками, «понаехавшими». Такие и стали формировать кумовские кланы. Их особенно много среди сельских. Если постараться, то можно выделить «роговатовские», «лапыгинские», «городищенские» и другие.
Кумовские кланы, по сути, закрытые общины. Чужаков сюда не пускают, а если те и попадают в них, то вынуждены играть по правилам клана. Главный мотив – не важно, какой ты специалист, важно кто твой кум или брат. В начальнички клановики выбиваются не по деловым или профессиональным качествам, а по связям. Такой «выход в люди» налагает на их поведение особую печать - хамство и высокомерие по отношению к нижестоящим и раболепие перед вышестоящим. Еще бы, человеку, попавшему в начальнички и не обладающему особыми способностями, нечем утвердиться среди подчиненных или коллег, и нечего противопоставить в конфликте с начальником. Такое хамско-раболепское поведение на работе деформирует личность, проецируется на поведение в быту и дает особый штрих в портрет местного менталитета.
Lavrentij