Прошло более месяца со дня, когда инициативная группа обратилась к главе администрации с просьбой начать обустраивать спортивные площадки на территориях школ. В качестве первой ласточки ИГ просила построить гимнастический городок на территории школы №40. Этот городок должен был стать компенсацией за хоккейную коробку, отданную под строительство пиццерии в микрорайоне Восточный.
За время опубликования обращения проблема пришкольных спортивных сооружений вышла за пределы портала, стала аргументом в предвыборных риториках главы администрации и губернатора, и даже была обозначена как цель следующего областного благотворительного марафона. Однако на деле решение проблемы шагнуло не так далеко.
История развивалась следующим образом. Через пару дней после общения с Павлом Шишкиным, обращение инициативной группы оказалось на столе у Романа Микулянича, начальника управления физкультуры и спорта администрации Старооскольского городского округа. Еще через пару дней к нему пришли члены инициативной группы вместе с подростками, которые занимаются силовой гимнастикой в микрорайоне Восточный.
Ребята пришли, чтобы объяснить, какие снаряды им нужны на спортивной площадке у сороковой школы, и как их лучше расположить. Нужно отметить, что подготовились спортсмены основательно: определили подходящее место, измерили его, сделали план и начертили расположение снарядов. Суперсложного оборудования на чертеже не было. Тройной силовой турник, пара гимнастических турников с гибкой перекладиной, брусья разного размера, шведская стенка, скамейка для качания пресса, кольца, рукоход и две тумбы для занятий паркуром – вот и всё оборудование. Несмотря на наличие чертежа, первая встреча закончилась тем, что нас попросили найти в Интернете фирмы, которые занимаются изготовлением таких снарядов, чтобы посмотреть, какие площадки устанавливаются в других городах.
За неделю мы нашли такие фирмы, распечатали примеры и пришли на вторую встречу с Романом Микуляничем. Нас он встретил сообщением, что чертеж ребят не понравился заместителю главы администрации Юрию Ромашину. К тому же возникла проблема, кому поручить подготовку проектной документации. Затем оказалось проблематичным размещение спортивных снарядов на территории школы. Это нужно согласовывать с управлением образования, понадобятся сертификаты и прочие бумаги. Ведь если кто-нибудь получит травму на этих снарядах, то возникает вопрос об ответственности. В процессе разговора нам дали понять, что было бы хорошо, если бы решением этих задач мы занялись сами.
Словом, после второй встречи мы почувствовали себя еще дальше от решения проблемы, чем это было в начале. Тем не менее, мы договорились о третьей встрече. Она проходила уже после того, как губернатор объявил, что в области будет дан старт марафону по сбору средств на строительство общедоступных спортивных площадок. Романа Микулянича и его заместителя Андрея Кузнецова мы застали за подготовкой списка, в каких местах целесообразно их устанавливать. Эти данные понадобились областной администрации для организации марафона.
Несмотря на то, что активности от управления физической культуры и спорта требовало уже областное руководство, четкого плана действий мы не увидели и в этот раз. Все межведомственные нестыковки так и остались несостыкованными. Специалисты так и не смогли нам объяснить, в чем причина задержки простого, казалось бы, дела – подготовки и согласования проекта предложенной площадки. Мы наседали с вопросами, и Микулянич в конце почти взмолился: «Ребята, вот нашел я два гимнастических турника, возьмите их, поставьте, где хотите». Честное слово, в этот момент взять два турника и, договорившись с ТСЖ, установить их самим, нам показалось единственным выходом из этой ситуации.
От этого шага нас удержало то, что через несколько дней вопрос о площадках должен был решаться на совещании у заместителя главы администрации Юрия Ромашина. Мы понадеялись, что уж там-то, вместе с представителями управления архитектуры и управления по физической культуре, найдется быстрое и верное решение вопроса с площадками. Однако для инициативной группы двери оказались закрыты. «Посторонним на совещании не место» - так передала слова Юрия Ромашина его секретарь. Кстати, начальник управления образования не пришла на совещание, как будто и она в этом деле человек посторонний, а вопрос размещения спортивных сооружений на территории школ лежит вне сферы интересов её ведомства.
Итог этого совещания таков - определены места для строительства спортивных гимнастических площадок. В управление капстроительства переданы два варианта чертежей: универсального сооружения, предложенного управлением спорта, и площадки, предложенной уличными гимнастами. Какая из них будет принята к воплощению в жизнь - неизвестно. Начало строительства – не раньше середины следующего года, когда начнут аккумулироваться средства областного благотворительного марафона. Места расположения нам неизвестны, но известно, что это будут не школьные территории. Размещение площадок на школьных стадионах якобы требует оформления множества бумаг. Об установке гимнастических снарядов на территории сороковой школы речи уже не идёт. Очевидно, что пиццерия, строящаяся на месте хоккейной площадки на Восточном, будет сдана раньше спортивной площадки в этом же микрорайоне.
Словом, гора родила мышь, и, если бы не губернаторский марафон, то неизвестно, родила бы гора хоть эту малость.
Здесь позволю себе лирическое отступление. Вспоминается недавнее предвыборное выступление главы администрации. Из зала ему задали вопрос, начинающийся словами «я недавно прочитал на Кавикоме…». Глава ответил, что Кавиком - это сайт, которому всё не нравится в действиях городской администрации. Далее глава развил мысль, аргументируя её тем, что не может один человек, пишущий на Кавиком, быть умнее всей администрации. Да, один человек, возможно, и не может, а несколько человек, объединенных общей идеей, еще как могут. Если и не умнее, то мобильнее, организованнее и инициативнее – это уж точно.
Окунувшись во всю эту историю, мы ощутили пропасть, разделяющую различные ведомства единой, казалось бы, структуры – администрации городского округа. Управление по спорту не может договориться с управлением образования, управление образования не идет на контакт с управлениями архитектуры и капитального строительства. Иначе, зачем было бы искать какие-то особые проекты, если конструкции всех стандартных гимнастических снарядов описаны в сборниках строительных норм и правил? Зачем искать в микрорайонах свободные места для площадок, если их полно на школьных территориях? Здесь не нужно изобретать велосипед. Всё, что может быть размещено на школьном стадионе, и то, как это должно быть размещено, описано в СНиПах. Почему-то наш ГИПРОГОР может проектировать спортивные площадки для воронежских школ, а в Старом Осколе это становится непреодолимым препятствием.
Как только разговор доходил до конкретных действий, мы видели в глазах чиновников испуг: «а если что-то случится на такой площадке, кто за это будет отвечать?» При этом никого не волновал вопрос, что может случиться, когда ребята занимаются силовой гимнастикой на дворовых сушилках для белья. «Вот если на вашем чертеже будет стоять виза главы администрации, тогда конечно…», - это мы слышали часто. Вертикаль власти, как говорится, в действии. Только горизонтальных связей в этой вертикали мы не увидели.
Вообще сложилось впечатление, что люди во властных структурах наделены ответственностью, но обделены полномочиями. Особенно в межведомственном взаимодействии. А отсутствие полномочий под грузом ответственности в зародыше душит большинство инициатив. В таких условиях выживает лишь одна инициатива – запретить.
Недавно прочитал новость, что белгородское правительство планирует направить более ста миллионов рублей на обучение чиновников, на повышение их квалификации. Очевидно, это мероприятие задумано в рамках модернизации системы муниципального управления. Наверно, таким образом планируется переквалифицировать чиновников в эффективных менеджеров. Я не говорю о том, что на сто миллионов можно было бы построить в области триста гимнастических площадок без всякого марафона, я понимаю, что модернизация системы - тоже важная вещь. Вот только помогут ли такие методы кардинально изменить её?
В теории систем есть правило, согласно которому надежность системы определяется её самым слабым звеном. Но на то ли звено планируется потратить сотню миллионов? Многое ли изменится, если чиновников научат лучше работать с бумагами? Повысится ли эффективность их работы, если сама система, выстроенная по вертикали, имеет весьма слабые горизонтальные связи. В том числе и связи с гражданским обществом.
Недавно идеолог «Единой России» Алексей Чадаев предложил запретить чиновникам вести блоги, так как это, по его мнению, подрывает основу власти, которая «держится на трех китах - чуде, тайне и авторитете». Как видно из истории с площадкой в микрорайоне Восточный, чуда не произошло, тайны в этом теперь никакой нет, а, значит, и авторитет пошатнулся.