Когда знаменитого историка Николая Карамзина попросили одним словом охарактеризовать, что происходит в России, он сказал «Воруют». К сожалению, миф о русском воровстве, наряду с мифом о пьянстве, сегодня активно защищают даже сами россияне. Более того, руководители некоторых крупнейших компаний не только смирились с тем, что их сотрудники вороваты, но даже включили кражи в неизбежные расходы!
За десять лет своей трудовой деятельности я проработал в пяти разных организациях. В каждой работали честные люди. По крайней мере на рабочем столе свободно можно было оставить мобильный телефон, деньги, сумку и уйти по делам, зная, что никто их не возьмет. Лишь бы все это лежало в недоступном для «людей с улицы» месте. Однако ручки и чистую бумагу для принтера везде приходилось убирать с видных мест или вести строгий учет. Копеечную ручку или пару листов для распечатки мог взять кто угодно и потом «забыть вернуть». Обижаться при этом было не принято - жмотничество.
Но ручки и бумага - это цветочки. Настоящие «ягодки» произрастают в крупных компаниях, с хорошим финансированием и большим штатом. «Ты здесь хозяин, а не гость - тащи с работы каждый гвоздь!» - эта поговорка еще в советское время стала девизом для многих нечестных на руку работников. Помимо ластиков и ручек через проходные покидали рабочие места и гвозди, и детали станков, и булочки, и конфеты. Правда сейчас выносить под курткой уже не в моде. Это лет так 20 назад можно было заметить одинокие фигуры с топорщащимися карманами, подзывающие прохожих и шепотком предлагающие продукцию по демпинговым ценам. Сейчас контроль намного строже - любой работник ОЭМК, СГОКа, ЛГОКа, «Авиды» или «Славянки» может рассказать, какая плотная система проверок на тех участках, где можно что-то вынести. Поэтому активнее всего сейчас воруют в торговом секторе.
В небольших магазинах и аптеках в случае выявления недостачи ее принято делить между продавцами, вычитая у них из зарплаты. Но у этой системы много минусов. Во-первых, сам вор при этом фактически получает товар по цене от 5% до 30%, а перепродать может намного дороже. Во-вторых, и это главное, страдают невинные люди. А некоторые директора этим еще и пользуются. Моя знакомая после окончания кооперативного техникума устроилась в один из магазинов на хорошую зарплату. Но проработав какое-то время, поняла, что тут сложилась целая система осознанного воровства. Директор, желая снизить затраты, каждый месяц увозила часть продуктов на другой склад, чтобы в конце месяца устроить скандал и вычесть стоимость «пропажи» из зарплаты. Поймать ее на этом было невозможно. Понимая это продавцы с чистой совестью воровали сами. В итоге на руки каждый получал мизер. Моя знакомая уволилась, причем директор, чтобы не платить выходного пособия, ухитрилась повесить очередную кражу на нее и не заплатить положенного. А когда та попыталась отстоять свои права, пригрозила что ее «прикормленные» замы напишут на девушку заявление в милицию и ту посадят.
Чтобы избежать подобных случаев крупные сетевые компании-ритейлеры действуют разными путями. Обычно - усиливают внутреннюю службу безопасности. Но такая мера приводит к коррупции. В Старом Осколе уже был как минимум один эпизод, когда охранник поймал продавца супермаркета на мелком воровстве и потребовал огромную взятку. Умная девушка обратилась в милицию, в результате чего охранник потерял место работы, а она - сохранила.
Сейчас складывается другая тенденция - закладывать воровство в прогнозируемые потери. Таким образом в некоторых крупных торговых сетях есть разрешенный предел потерь товара в процентах. Конечно, какую-то часть воруют покупатели, но по некоторым оценкам основное забирают работники. Особенно это легко понять выяснив, что чаще всего «потери» происходят в конце месяца, когда уже известно, что до ожидаемого уровня еще есть что украсть.
Кстати, ворует не только «низовое» звено, но и руководители. И не всегда «вагонами», как принято считать. Для кого-то, это как спортивный интерес: столько возможностей, как не воспользоваться? Тем более (см. выше) «Все воруют! Менталитет такой!». В любимом мною бизнес-издании в разное время описывалось несколько подобных случаев, причем, каждый раз выводы были на первый взгляд парадоксальными - «пусть воруют, лишь бы работали!». Один из запомнившихся примеров: на одном предприятии около десяти раз пришлось поменять топ-менеджера - воровали, гады. Пробовали разные методы: строгий контроль (на что уходило больше средств, чем было украдено), огромные штрафы (что еще больше стимулировало воровство - на «покрытие»), повышение зарплаты (не подействовало). В итоге управляющая компания смирилась и просто включила средние размеры наворованного в «затраты на стимулирующую надбавку персоналу».
В другом случае уволенного руководителя пришлось срочно восстанавливать - никто из тех, кем пытались его заменить, не мог удержать объемы продаж на прежнем уровне. Владельцы компании сделали свои выводы и приказали охране больше внимания обращать на низовых работников, а не на «причуды» директора.