- Ты покупаешь технику в «Эльдорадо»? – удивленно спросил меня знакомый.
- Ну а что здесь такого, - ответил я, - большой выбор, приемлемые цены.
- Да это же жулики, торгующие хламом!
Конечно, такое утверждение мне показалось спорным, но так уж получилось, что мне пришлось убедиться в правдивости слов моего знакомого на собственном опыте.
А между тем, ничего не предвещало неприятностей. Я действительно, в последнее время приобрел несколько вещей именно в этом магазине, и никаких претензий к технике у меня не было. Более того, на рассказы знакомых об ужасном качестве товара, приводил в пример музыкальный центр, купленный там лет, эдак, 10 назад и исправно работающий до сих пор.
Впрочем, речь пойдет не о качестве техники, а о подводных камнях, заботливо разложенных перед заинтересованными покупателями.
Жаркое лето 2010-го многих заставило задуматься о покупке кондиционера. Мы с женой не стали исключением и твердо решили это лето провести в прохладной квартире, несмотря на затратность данного мероприятия. Немного помониторив рынок кондиционеров, мы останови свой выбор на «Эльдорадо», тем более, что там еще какие-то бонусы на карте оставались. Впрочем, экономить на приборе не собирались.
Услужливый менеджер - Кузнецов Алексей терпеливо ответил на все наши вопросы, рассказал о преимуществах и недостатках, помог определиться с выбором. Когда уже определились с моделью, нам предложили услуги по установке, которые можно оплатить прям здесь, а уже завтра придут грамотные специалисты и сделают все с гарантией быстро и надежно. Предложение выглядело разумным, однако цена в 6500 рублей нам показалась завышенной. В прошлом году установка стоила примерно 4500 рублей, в этом году, в предвкушении ажиотажа, цена поднялись примерно на тысячу. А тут 6500. Но Алексей объяснил, что покупать у них установку надежнее и гарантию на свою работу они тоже дают.
Правда, заметил при этом, что кабель-каналы, в которые по желанию клиента укладывают трубки к выносному блоку, оплачивается отдельно. «Рублей сто, двести, условно говоря», сказал нам продавец Леша. В принципе, кабель каналы примерно так и стоят, поэтому мы посчитали это приемлемым. Оплатив товар и услугу, мы получили на руки договор и непосредственно сам кондиционер. Установщики должны были прийти на следующий день, однако мы их так и не дождались. В договоре жена обнаружила телефоны для связи и начала выяснять судьбу специалистов. Мало ли, вдруг что случилось, может, заблудились или еще какая беда.
Выяснилось, что установщики вообще не ведают о нашем заказе, но обещались позвонить в магазин все уточнить и прийти на следующий день на установку. В конце разговора, мастера перфоратора и шуруповерта бодро объявили, чтобы мы приготовили еще 600 рублей за кронштейны крепления кондиционера, так как они в установку не входят. Как говорил один комик: «Я еще засомневался!». Погодите, погодите, две железяки для крепления выносного блока мало того что не входят в сумму 6500 рублей. Так еще и стоят 600 тех же рублей?
Поймите меня правильно, я не бедный человек, не скряга там какой-нибудь, и, в принципе, 600 рублей не такая уж и существенная сумма, но сам факт того, что меня вот так вот нагло и беспринципно развели возмутил до глубины души. Тем более, как выяснилось позже, установка с гарантией в 1 год, кронштейнами, кабель-каналами и вежливым обращением стоит в Старом Осколе 5500 рублей. Семь тысяч сто рублей и пять тысяч пятьсот рублей. Неплохая маржа на кронштейнах, правда. А между тем, красная цена этим железякам 300 рублей.
Разумеется, я, как человек общительный, незамедлительно рассказал об этой истории в магазине «Эльдорадо». Там мне подтвердили, что стоимость кронштейнов оплачивается отдельно. На мой вопрос, почему я узнал об этом на следующий день, никто вразумительно ответить не смог. Немного поразмыслив, я решил отказаться от этого сервиса, тем более что фирма, которая проводит установку от «Эльдорадо» оказалась Воронежская и гарантия в договоре прописана один месяц! Получается, что в случае неудовлетворительного качества работ, претензии я буду отправлять в Воронеж. Как говорится, снимаю шляпу перед жуликами из Эльдорадо. Впрочем, основное жульничество еще впереди.
Наивно полагая, что закон о защите прав потребителя никто не отменял, я написал заявление об отказе от услуг по установке и возврате ее стоимости. Казалось бы, дело простое, ведь сам товар я не возвращаю, магазин ничего не теряет. Заявление мое приняли, но сказали, что его должен рассмотреть директор, а он будет не сегодня. Прибыв в магазин «не сегодня», я имел удовольствие разговаривать с директором. Им оказался весьма ушлый молодой человек. Возможно даже, его взгляд кому-то покажется бесстыжим. Впрочем, я судил не по виду.
Директор пояснил мне, что по инструкции он должен взять объяснительную у продавца товара и если выясниться, что продавец не упомянул о тех злополучных кронштейнах, то деньги мне незамедлительно вернут. «А если продавец скажет, что он все рассказал об условиях оказания услуги», поинтересовался я. «Тогда не вернем!», бодро ответил директор. Весь наш диалог, конечно, приводить здесь смысла нет, скажу только что позиция директора была такова, мол, вы знаете, сколько таких тут вас ходит и все сначала ушами хлопают, а потом прибегают. Я, разумеется, заметил ему, что, во-первых, мы были в магазине вдвоем с супругой, а доказанных случаев массовой, ничем не спровоцированной, кратковременной потери слуха у людей в истории медицины не зафиксировано, во-вторых, 24 тысячи рублей не та сумма, с которой я готов расстаться, не выслушав продавца до конца.
Поняв, что с директором щей не сварить, я позвонил в отдел по защите прав потребителей, где меня терпеливо выслушали и пояснили примерно следующее: «Эльдорадо», мягко говоря, магазин с не самой лучшей репутацией в нашем городе и по опыту общения с гражданами, обращающимися в отдел, добровольно деньги за установку кондиционера мне не вернут. То есть, несмотря на существование стати № 32 Закона о защите прав потребителя, которая гласит следующее: «Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору», возвращать деньги придется, скорее всего, через суд.
И действительно, зачем директору «Эльдорадо» подписывать мое заявление, если в 99,9 % случаев человек предпочтет махнуть на ситуацию рукой, нежели ввязываться в длительную тяжбу. А те, кто хоть раз судился, знает, что это действительно длительный процесс. В любом случае я, конечно, подожду, пока Алексей Кузнецов напишет свою объяснительную (каковы шансы, что он напишет то, что не понравится директору?), а господин с бесстыжими глазами наложит свою резолюцию и уже после этого приму решение в какую группу потребителей мне податься: к тем 99,9% или ввязаться в длительное увлекательное приключение в поисках Эльдорадо – мифического города, где золота, что камней.
А тем, кто не хочет повторять моих ошибок, советую просто все тщательно взвешивать и не торопиться, ведь оформить установку можно было и попозже. С другой стороны, ведь не станешь же всюду таскать за собой диктофон и включать его каждый раз, при общении с менеджерами, или все-таки стоит поступать именно так?