С региональных рынков могут исчезнуть дешевые конфеты - такое мнение высказали кондитеры на совместной пресс-конференции в Москве. Причина - судебные иски, которые предъявляют московские правообладатели конфетных брендов к региональным кондитерам. В итоге представители омской компании «Сладуница» предложили «национализировать» названия конфет.
14 июля, в Москве прошла совместная пресс-конференция представителей региональных кондитерских фабрик из Белгородской, Омской областей и Приморского края.
Участники мероприятия сетовали на то, что московский холдинг «Объединённые кондитеры» буквально терроризирует остальные, в первую очередь региональные, фабрики. Судебные иски в сотни миллионов рублей, уголовные дела, практически белое рейдерство - реалии «сладкого» рынка. Все это в конечном итоге может привести к банкротству фабрик, монополизации кондитерского рынка и повышению цен. С прилавков попросту исчезнут конфеты низкой ценовой категории.
Отсутствие конкуренции, по мнению участников конференции, приведет к повышению цен на кондитерские изделия, так как «есть реальная угроза уничтожения предприятий, обеспечивающих Россию доступными сладостями (на долю региональных производителей приходится 92% рынка)», отметил председатель совета директоров ГК «Славянка» Сергей Гусев.
Все судебные разбирательства связаны с советским кондитерским наследием. До 1991 года все фабрики страны выпускали продукцию, регламентированную ГОСТами. В конце 1990-х — начале 2000-х годов трем московским фабрикам удалось запатентовать десятки известных брендов. До 2007 года всем производителям позволялось выпускать советские бренды, если производство началось ранее 1992 года. Но в конце 2006-го закон изменился. «Объединенные кондитеры» заявили о своих исключительных правах на зарегистрированные товарные знаки, и начались преследования.
Идет не просто война брендов, а приватизация брендов советского времени, отметил депутат Думы Владивостока Дмитрий Новиков, выступая на конференции в Москве. По его словам, у «Приморского кондитера» были все права назвать «Птичье молоко» «Птичьим молоком» — в 1967 году заказ на производство этих кондитерских изделий получили сразу несколько предприятий. Среди них была и московская фабрика «Рот Фронт», которая входит в холдинг «Объединенные кондитеры».
Судебная тяжба с «Объединенными кондитерами», которая длится уже четыре года, мешает нормально работать и развиваться «Славянке», пожаловался председатель совета директоров компании Сергей Гусев. В июне суд запретил «Славянке» выпускать шоколад «Алина», этикетка которого похожа на этикетку «Аленки», которую производит ОАО «Красный Октябрь» (подробнее об этом писали на КАВИКОМЕ). На основании этой схожести «Красный Октябрь» (входит в «Объединенные кондитеры») выдвинул иск на сумму 313 млн рублей, это колоссальная для «Славянки» сумма. Также директор согласился с тем, что этикетки похожи, но это не значит, что «Славянка» ставила своей целью ввести покупателя в заблуждение и заставить его путать «Алину» с «Аленкой», отметил Гусев.
С омской «Сладуницы» через суд потребовали 25 млн рублей, в итоге компания выплатила 2,5 млн рублей, сказал руководитель юридического отдела ООО УК «Сладуница» Кирилл Колодницкий. Компания выпускала конфеты «Тайна маски», которые посчитали схожими с конфетами «Маска» производства «Объединенных кондитеров».
Миллионами исчисляются штрафы и для других региональных производителей.
Начальник юротдела омской «Сладуницы» Кирилл Колодницкий привел пример с брендами в мясоперерабатывающей и алкогольной отрасли. Здесь, по его словам, любой производитель, «изготавливая продукцию по лицензии госкомпании, вправе давать ей старое название». Кроме того, он предложил советские бренды в кондитерской отрасли «национализировать», так как «они уже давно являются достоянием русского народа».
Справка:
В «Объединенные кондитеры» входят 15 предприятий, в том числе «Красный Октябрь», «Бабаевский», «Рот фронт», «Ясная Поляна». Более 73% холдинга принадлежит группе «Гута», 26,58% — правительству Москвы. Доля холдинга на российском рынке составляет 14%. В 2010 году «Объединенные кондитеры» увеличили продажи на 22%, до 37 млрд рублей.