Именно такие ассоциации вызывает у меня замок в староанглийском стиле, построенный в глубоком воронежском захолустье. Речь идет об усадьбе принцессы Ольденбургской в селе Рамонь.
Первый раз о замке я услышала года два назад, а тут вдруг по пути из Липецка в Воронеж представилась возможность свернуть в поселок и познакомиться с этим сооружением лично.
Естественно, ехали по наитию, проехали через большую часть села, дорога сделала крутой поворот, появилось ощущение, что мы заблудились. Возле магазина в припаркованной девятке сидели четыре молодых человека, у коих я вежливо поинтересовалась: "А, собственно, где?". Молодые люди любезно ответили, что поворот к замку я проехала, и, как завзятые экскурсоводы, предложили проводить. Но таки найти замок самостоятельно не составило труда, возникает он перед тобой неожиданно, его ни с чем не перепутаешь.
Первое, что видно с дороги, это входная группа - ворота с башнями, в одну из которых вмонтированы швейцарские куранты:
Со стороны замка ворота тоже выглядят впечатляюще: стрельчатые окна, ковка и маленькие дверки, позволяющие забраться в башни. Кстати, современные инженеры до сих пор не разобрались в секрете башенной акустики: помимо того, она усиливает бой курантов, так ещё и, говорят, слово, сказанное в башне, слышно в самом замке.
Кстати, на территории замка висят сильно увеличенные исторические фотографии территории. В былые времена входная группа выглядела так:
Мы прошествовали к будке экскурсовода, где нам предложили погулять по территории и подождать, не захочет ли ещё кто-нибудь в этот будний день побродить по замку. Мы с удовольствием погуляли и осмотрели "дворец" со всех сторон.
Замок находится в упадке, это видно даже снаружи. Стекла выбиты или затянуты пленкой. Кованого ограждения балкона, выходящего на фасад, тоже не существует. Круглый фонтан, находящийся перед парадным входом, превращен в клумбу. А когда-то всё было иначе:
Кстати, во время Великой отечественной войны немцы, узнав, что замок был построен и принадлежал их соотечественникам, приняли решение усадьбу не бомбить. И жители Рамони спасались от бомбежек в стенах здания.
Из-за высоких деревьев и забора не удалось сфотографировать замок с тыла. Но когда-то он выглядел так:
Длинная лестница, спускающаяся по холму, была украшена фонтанами. Ныне прямо за замком поставлен страшный как смертный грех деревянный забор. Лестницу удалось сфотографировать через щель между досками, зрелище удручающее, о фонтанах можно не вспоминать:
Но сохранилось и кое-что прекрасное. В частности, уютная терраса с навесом и кованым ограждением:
Чудесный балкон интересной формы. В аварийном состоянии:
Дубовая дверь чёрного хода для слуг тоже навевает мрачные мысли о разрухе в головах чиновников, отвечающих за сохранение культурного наследия:
Чуть в стороне от замка расположен свитский корпус, где жили слуги знатных гостей:
Сейчас это обычный жилой дом. Кто-то наслаждается симпатичным мезонином:
Если пройти через двор этого дома, можно выйти к симпатичному мостику, перекинутому через дорогу, ведущую к складам и сахарному заводу, которые принадлежали Ольденбургским:
Строили же раньше! Подпорная стена, облицованная кирпичом, до сих пор не рухнула, и промоин в ней нет:
Желающих присоединиться к экскурсии так и не появилось, поэтому экскурсовод поступил в наше полное распоряжение. Мы вошли в замок через парадный вход. На полу сохранилась оригинальная плитка:
В принципе, это то немногое, что вообще сохранилось в замке. Нас провели в кабинет хозяина замка, где вдоль стены стоял экскурсионный стенд, обтянутый зеленым сукном, а посреди помещения была установлена парковая скамейка. Оба предмета сильно диссонировали с атмосферой комнаты. Сам кабинет представляет собой печальное зрелище: отделка стен из дорогого мореного дуба местами безжалостно отодрана вандалами:
В центре одной из стен расположен заколоченный досками камин. Чтобы местные умельцы не разобрали на сувениры:
Но умельцев это не сильно останавливает:
Единственное, что радует в этой комнате - это высокие окна, отделанные всё тем же дубом:
С чудом дожившими до наших дней красивейшими шпингалетами:
Возле зеленого стенда экскурсовод рассказала нам историю замка и его обитателей.
Поместье было подарено императором Александром II его родственнице, Евгении Максимилиановне Романовской (по мужу - Ольденбургской) на свадьбу. Замок строили четыре года, и в 1887 году он был полностью готов к проживанию. Что меня поразило больше всего, так это то, что уже в то время в замке было электричество, ВОЗДУШНОЕ отопление, холодная и горячая вода. В подвале замка расположена хитрая печь, с помощью которой теплый воздух проходит по каналам внутри стен и выходит через специальные отверстия. Камины в комнатах только поддерживают тепло.
Евгения была интересной женщиной, на втором этаже, в башенной комнате, у неё была своя столярная мастерская. Некоторые элементы декора в замке (ныне не сохранившиеся) были сделаны её руками. У семьи Ольдебургских была в собственности конфетная фабрика, которая производила около 400 (!) видов конфет, пользовавшихся популярностью даже во Франции. Ныне вместо фабрики организован сахарный завод.
У Егении и её мужа, Александра Ольденбургского, был сын Пётр, который женился на сестре императора Николая II Ольге. Ольге на момент вступления в брак едва исполнилось девятнадцать, она рисовала чудесные картины. Этот брак не был удачным. Историки намекают, что Пётр был гомосексуалистом, поэтому после 16 лет совместной жизни он предложил Ольге дружбу. У Ольги, в свою очередь, был любовник - офицер Куликовский, с которым она назначала тайные свидания на том самом мосту, про который я писала выше. После развода он стал её вторым мужем, у них родилось двое детей, супруги умерли в эмиграции, в Торонто. Такая вот Санта-Барбара.
После революции в стенах замка располагались различные учреждения, внесшие свою лепту в его текущее плачевное состояние. До 1975 года здесь находилось заводоуправление, но уже в конце 70-х здание признано аварийным. Никаких существенных изменений с тех пор или следов реставрации мне обнаружить не удалось. На сегодняшний день в замке нет ни электричества (серьезно протекает крыша), ни отопления, ни водоснабжения. 21-й век.
Но не будем отвлекаться, продолжим экскурсию. В главном холле замка расположен огромный камин:
И дубовая лестница, ведущая на второй этаж. Ступени лестницы, кстати, имеют ширину и высоту, идеальную для передвижения по ним дам в платьях со шлейфами.
Здесь и далее фотографии оставляют желать лучшего, ибо естественного освещения от заколоченных окон не хватало.
С лестницы можно увидеть подпертый деревяшкой выход на тот самый балкон, который расположен на фасаде здания:
На первом этаже можно лицезреть и искалеченный безымянными строителями санузел, в котором пытались соорудить что-то вроде кабинок:
Здесь можно увидеть оригинальный, ещё "тот" кафель, который даже вандалам не удалось отковырять от стены по причине закругленного края и крепкого раствора:
Так же на первом этаже расположена гостиная. В гостиной была кромешная темень, но удалось разглядеть отсутствие на стенах гобеленов ручной работы и (к счастью) наличие очень красивой печи, облицованной черными глазурованными изразцами:
Прислуга замка жила под крышей. Через уже упомянутую мною дубовую дверь они попадали на лестницу чёрного хода. Такой лестнице для слуг можно позавидовать:
Спускаемся в подвал. И подвал впечатляет: там были расположены оружейная, архивы хозяина дома:
Та самая хитрая печь с воздуховодом, уходящим в недра дома:
Комната для спиритических сеансов, когда-то облицованная зеркалами. Находится под башней замка.
А это, дорогие мои читатели, ни за что не догадаетесь, что такое. Это джакузи! Доски - это пол находящейся этажом выше комнаты, дно круглой ванны находилось на одном уровне с потолком подвала. Рядом находится автономная печь, которая нагревает воду только в ванне:
И вот мы находимся в лабиринте этих казематов, экскурсовод неожиданно останавливается и выключает фонарик. В голове мелькает мысль: "Здесь и бросают незадачливых туристов". Но экскурсовод как ни в чём не бывало в полной темноте хорошо поставленным голосом просит нас оборотить свой взор на стену, находящуюся в противоположном конце подвала. Сквозь решетки на ней проступает что-то вроде женской фигуры с протянутой рукой. На самом деле, штукатурка на стене осыпалась, обнажив кирпичную кладку, и случился вот такой оптический обман. Представители телекомпании НТВ шутили по этому поводу, что, дескать, призрак принцессы молит о евроремонте замка.
Не знаю, как насчет евро, но капитальный ремонт зданию не помешал бы. На второй этаж экскурсии в этот день не водили, потому что накануне в выходные приезжало много людей, и парадная лестница сильно расшаталась. Но нам разрешили, держась за стенку, аккуратно подняться на второй этаж. Второй этаж выглядит примерно так:
Из-за перманентно текущей крыши проваливался и пол, и потолок. На стены было просто страшно смотреть. Но вот столярная мастерская принцессы Ольденбургской показалась мне милой и уютной:
И вот описываю я эту экскурсию и сама ловлю себя на мысли: "Зачем так подробно?". Наверное, где-то в глубине души я понимаю, что при текущем отношении нашего государства к памятникам архитектуры лет через десять от замка останутся только величественные руины. Поэтому нужно успеть и запечатлеть. А ещё лучше - посмотреть самому, благо, такое нетипичное для нашей местности сооружение находится всего в двух с половиной часах езды от Старого Оскола.
Фацелия специально kavicom.ru