"Извините, эта акция уже не действует". "Ой, вы знаете, это старый ценник, мы просто не успели повесить новый". "На этот товар нет скидки, просто продавец ошибся".
Каждый из нас хотя бы раз слышал что-то подобное в магазинах города. И каждый из нас способен добиться того, чтобы акция вновь начала действовать, товар был продан по цене, указанной в ценнике или с указанной скидкой. Как?
Есть такой волшебный термин - "публичная оферта". Определение у него простое: он означает, что продавец на указанных условиях обязуется продать товар каждому, кто к нему обратится. Условия, как правило, изложены в ценнике. А теперь посмотрим, как скучный юридический термин может помочь на поле боя - в магазине.
История первая. Скидки нет.
В один прекрасный день мы решили купить кухонную вытяжку. Пошли в процветающий на тот момент магазин "Шанс", выбрали подходящую по дизайну и цене. Рядом с ценником висела большая такая бумажка с цифрой 15 и знаком процентов. Что означало существенную скидку. Попросили оформить, отец стоит возле кассы, расплачивается.
И тут вдруг вижу я какую-то непонятную суету - продавцы снуют туда-сюда, пытаются что-то объяснить, трясут дисконтной картой. Подхожу и интересуюсь, в чём, собственно, дело? А дело в том, что продавцы перепутали модель, и скидка на нашу вытяжку не предусмотрена. Но они, в порядке исключения, готовы предоставить к скидке по нашей карте (3%) скидку по своей карте (2%). Что, безусловно, очень любезно с их стороны, но недостаточно.
В поисках жалобной книги захожу в кабинет управляющей магазином. Которая живо заинтересовалась предметом моей претензии. В принципе, мне даже не пришлось много говорить. Речь была примерно такой: "Перепутали ценники... бла-бла-бла... публичная оферта... бла-бла-бла". Поскольку использование юридического термина выдавало во мне человека, лично знакомого с Гражданским кодексом и Законом о защите прав потребителей, управляющая прошла к кассам и, к её чести, сказала всего одну фразу: "Скидку сделать, перед покупателем извиниться".
История вторая. Акция закончилась.
Дозрела я наконец-то до покупки фотопринтера. В магазине "РЕТ" мальчик рекомендовал выбирать только из принтеров фирмы "Epson". Ну Эпсон, так Эпсон. Выбрала самую простую модель. Оформляем.
Тут вдруг вижу на полках буклетик: "При покупке принтера Эпсон 50 листов фотобумаги Эпсон 10*15 в подарок". Я, естественно, иду к мальчику, интересуюсь. На что мальчик реагирует в том духе, что акция закончилась 31 марта (на дворе конец июля, если что). Но буклеты-то лежат! Иду к старшему менеджеру. Тот, не отрываясь от компьютера, сообщает, что "в буклете, НАВЕРНОЕ, указаны сроки". Опять иду к полкам с принтерами, верчу буклет в руках - нет сроков. Старший менеджер тоже повертел буклет в руках и тоже сроков не нашел.
Ни слова мне не говоря, он идет на склад и приносит пачку бумаги, оформляет её как подарок. А пачка фирменной фотобумаги стоит, между прочим, 400 с лишним рублей. Пока расплачивалась, заметила, как старший менеджер убирает с полок буклеты.
Итак. Если на кассе вам говорят, что, дескать, ценник старый, реальная цена товара выше. Или что акция не действует, хотя на рекламной листовке или буклете акция сроком не ограничена. Или что кто-то что-то перепутал, и скидки на товар нет. Во всех этих случаях, вам обязаны продать товар по заявленной цене или с предоставлением указанных бонусов. Как правило, обсуждать этот вопрос с продавцами бессмысленно - это именно благодаря им висят старые ценники, лежат старые буклеты или скидка висит не на том товаре. Будут ли они рисковать своей зарплатой, если могут просто уговорить вас купить что-то на их условиях?
Если подобное недоразумение произошло по вине администратора или старшего менеджера, то продавцы тем более не смогут вам ничем помочь. Поэтому нужно искать того, кто имеет полномочия на то, чтобы разрешить недоразумение с пользой для вас. Как правило, администраторы не артачатся и без пререканий удовлетворяют требования покупателя. Но если вдруг и с сотрудником этого уровня у вас возникло недопонимание, то можно пойти на откровенный шантаж.
Для этого не забудьте упомянуть словосочетание "публичная оферта", рассказать администратору о том, что продавец обязан продать покупателю товар по цене, указанной в ценнике. Не зависимо от степени свежести ценника. Нелишним было бы упомянуть и про штрафы.
Продавец должен понимать, что, если вам вдруг стукнет в голову написать жалобу в Роспотребнадзор, то штраф за обман потребителя составит:
- для граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- для должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей;
- для юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей
А штраф за предоставление недостоверной информации о товаре или услуге может быть таким:
- для должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей;
- для юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
То есть, продавец должен понимать, что, сэкономив на вас 500 рублей, он может потерять тысячи.
На этом всё. Удачных вам покупок!
Фацелия специально для kavicom.ru.