Отъем денег у населения нашей страны идет по всем фронтам. Многие из них нам известны и о них предупреждают всевозможные источники, о некоторых мы догадываемся сами. Но существуют направления, действующие у всех на виду, не вызывающие опасения.
Одно из них появилось в городе несколько лет назад, имеет официальные реквизиты, юридический и фактический адреса, и называется ООО «Дорожный Патруль Аварийных Комиссаров», в просторечии – аваркомы. Не путать с аватарами! Общество имеет Устав, зарегистрировано в МИФНС № 4, в этом смысле к нему не подкопаешься.
Гражданский Кодекс Российской Федерации определяет перечень услуг специалистов, в том числе аварийных комиссаров для оценки страхового риска, определения страховой стоимости имущества и размера страховой выплаты, оценки последствий страховых случаев, урегулирования страховых выплат. Служба аварийных комиссаров может иметь любую организационно-правовую форму, поэтому их деятельность не лицензируется.
Во всем остальном можно сомневаться по другим признакам. Итак, вы, не приведи господи, попали в ДТП. Не очень серьезное. Но случай требует разбирательства специалистов. Звоните в ГИБДД и вам предлагают два варианта на выбор, ждать несколько часов, или принять помощь Дорожного патруля, но сразу. Понятно, что человек выбирает второй. На место ДТП приезжают представители ООО и начинается работа. Осмотр места происшествия, определение характера повреждений, предварительная оценка, оформление документов и объявление стоимости услуг.
Оно бы и ничего, нам быстрее, дешевле и лучше только на руку. Ни секунды не сомневаясь в полномочиях ООО, автомобилевладельцы принимают их как данность. При ближайшем рассмотрении такая помощь не всегда полезна и профессиональна.
Подобные услуги не запрещены, но законодатель не определил четких обязанностей и ответственности аваркомов. Поэтому ООО «Дорожный Патруль Аварийных Комиссаров» может ни за что не отвечать. Мой знакомый оценщик однажды стал свидетелем их работы и задал им несколько вопросов, на которые не получил вразумительных ответов.
Рекомендую спрашивать их о том же, если придется попасть в ДТП и прибегнуть к их помощи.
Чем подтверждаются их полномочия? Комиссары должны иметь документы, подтверждающие отношение к данной службе.
Имеют ли они право оценивать причиненный при ДТП ущерб, другими словами, есть ли у них лицензия оценщика, которую выдают после прохождения курсов?
За помощь, как я слышал, они просят от 2000 до 3000 рублей. Выдают ли они квитанции, чеки, ордера при получении денег за услуги?
Заключается ли договор между ООО «Дорожный Патруль Аварийных Комиссаров» и заказчиком? Без него доказать что-либо при возникновении претензий будет трудно. Как видите, неясностей хватает.
Для чистоты информации я переговорил еще с одним оценщиком, который подтвердил мне, что аварийные комиссары работают, оперативно, и… повторил те же вопросы. Попутно поинтересовался у специалиста одной страховой компании о взаимоотношениях с ними, и вот что мне сказали: «Документы, подготовленные ООО «Дорожный Патруль Аварийных Комиссаров», мы не принимаем. Они составлены грубо, неграмотно с точки зрения юридической чистоты и с неточностями».
Тем не менее, к нам в контору изредка приходят клиенты для оформления доверенностей для аварийных комиссаров. С широчайшим кругом полномочий. Нам дают готовый текст, кое-где составленный шероховато. Жирной строкой выделена строчка «Доверенность выдана сроком на три года с правом передачи указанных полномочий третьим лицам». Кто такие «третьи лица» остается для меня загадкой потому, что клиент доверяет свои полномочия не физическому лицу, а организации. Формально они могут нанять адвоката, если такового нет в штате. Может быть, в их табели о рангах расписаны первые, вторые и третьи лица?
Есть еще одно небольшое сомнение. Мой хороший знакомый с другом попали в небольшое ДТП. Водитель позвонил в ГАИ и спустя пять минут появились ребята из ООО «Дорожный Патруль Аварийных Комиссаров», которых не вызывали. Оперативность их приезда на место аварии заставляет задуматься, а все ли здесь чисто. Откуда они черпают информацию? Есть ли у них завязки в ГАИ? А если есть, то, на чем они основаны?
P.S. В Старом Осколе, как мне пояснили знающие люди, есть еще две подобные фирмы. Статья не ставит цели бросить тень на репутацию аваркомов, но, как известно, береженного Бог бережет.
Sablon, специально для Кавикома