Старый Оскол по воле царя Бориса Годунова образовался родовыми дворами по принципу - мой двор - моя крепость, с частокольным забором. А чтобы не быть оторванными друг от друга, родовые дворы группировались и имели между собой сообщения: калитка в заборе или подземная траншея.
Во дворе обязательно должен был находиться дубовый на сваях сусек для хранения зерна и погреб для хранения овощей, чердак для хранения фруктов, свежих и сушеных. Предки, судя по их расселению, бережно относились к распашным землям. Все строения тридцатых годов 20 века занимали неплодородные земли.
Что же мы оставляем своим потомкам?
Лошадей, которые не только работали на человека, но и украшали его жизнь, мы перевели. Показали себя грубыми и безжалостными по отношению к природе.
Вспоминая историю, скажу, что в Старооскольском уезде была учреждена егерская охрана природы - высоконравственные, влюбленные в природу люди, на эту службу поступали по большому конкурсу. Их было мало. Обладали они большими правами.
В егерской аннотации, с которой мне довелось познакомиться, имелась такая запись: "во время жатвы последнюю руску косари должны оставить на завтра, чтобы создать условия для перепелов". Были и другие: "Во время гнездовий птицу запрещается не только отлавливать, но и стрелять, шуметь и разводить костры. Всю живность в лесах не беспокоить. Даже ощенившуюся волчицу не истреблять". Поэтому соловьи в Осколье весь май "заколдовывали" природу. Они вили гнезда даже в палисадниках. Ласточки лепили свои гнезда под карнизами высоких строений, что характеризует старооскольцев как набожных, уважительных друг к другу. Большим грехом считалось несоблюдение законов природы.
Бывало, и дрались на кулаках православные с католиками. В 1603 году в Старом Осколе образовалось еврейское поселение. Первым старооскольским раввином был - Вербицкий Хаим Самуилович.
Община насчитывала 87 семей, члены которых ходили в синагогу (ныне ул. 1 Мая). Тут же, на вершине меловых круч располагалось еврейское кладбище. Сегодняшние краеведы окрестили его погостом.Старооскольские потомственные евреи были местные ремесленники. Служили в русской армии маркитантами, приказчиками у старооскольских купцов, 80-летнего знаменитого врача-фармацевта Френкеля расстреляли в 1942 году немцы. Был и знаменитый провизор Турминский и талантливый педагог-экономист Иосиф Наумович Либерман.
Мне довелось читать архив настоятеля Покровской церкви отца Сергия - двоюродного деда по отцовской линии. Старооскольское купечество, и в целом весь город жили очень богато. На 9 квадратных километрах было построено 11 православных церквей. Однако с горожанами католического вероисповедания дважды вспыхивали жестокие кулачные бои. Первая потасовка произошла в 1635 году. Верх взяли православные. Вторая - в 1728 году из-за построенного католического храма. Ныне это храм Пресвятой Троицы. Когда собрался народ на первое бо-гослужение и освящение этого храма, католики уже приготовили орган. Этот музыкальный инструмент и стал причиной мятежа. Дрались, в полном смысле этого слова, почти полтора года. В 1730 году победили православные. Эту церковь освятили и провели богослужение по православным канонам, большинство граждан-католиков приняло православную веру и с этого года до 1918 жили мирно, работали дружно на земле.
О конных и гусиных
ярмарках
Естественно, плодородные земли, умеренный климат и трудолюбие давали богатые урожаи. Его сбывали на базарах. Их было 4 и торговый ряд для заключения коммерческих сделок. Самый древний и богатый базар, начало которому положили конные ярмарки, возник в 1603 году.
Это место - между улицами Ленина 9 Января и Пролетар-ской. С 1935 года его именовали Верхний Московский базар. А при императрице Елизавете Петровне базар называли Верхняя оптовая базарная площадь. Это название просуществовало до 1913 года. Даже на праздничных базарах были конные и гусиные ярмарки. Здесь можно было продать и купить гончарные и бондарные изделия, сани-повозки от "Колесникова", колбасу. В сезон возами продавали овощи, фрукты, ягоды, дрова. Табунами - домашних животных.
Вернусь к гусиным ярмаркам. Гуси делились на три категории: "жировики", "пуховики", и "летуны" Особый спрос был на гусей-"летунов". Эта порода могла жить и размножаться в степи, далеко от водоемов. В соответствующую погоду эти гуси на утренней заре поднимались со двора на "крыло", совершали перелеты к водоему за 10 верст и дальше. А вечерней зарей возвращались домой. Завораживающей была картина полета, за ней наблюдали десятки горожан.
Ну, а что касается конных ярмарок, тут не хватит слов рассказать о той радости, которую получали на бегах старооскольцы. Здесь народ обменивался самыми последними новостями. Цыгане были завсегдатаи на этом базаре - с песнями, плясками, товарами. Здесь боролись силачи. Словом, Верхний базар отражал всю жизнь старооскольцев и способствовал развитию коммерции и промышленного дела.
Старооскольский купец-фабрикант Дьяков построил соковый завод. Ему было выгодно покупать фрукты и овощи, застоявшиеся на базаре. Чистяков организовал бойню домашних животных, не проданных вовремя.
Цыгане-старожилы
Наши старооскольские цыгане считаются потомственными старожилами. На третьем году восхождения императрицы Екатерины II на русский престол из Полтавской губернии, Ахтырки в Старый Оскол прибыли два цыганских табора по 18 кибиток в каждом. Один возглавлял вожак Гурьян Коржов. Второй -Филька Рокотов. Перезимовали мирно и дружно. По весне возник раздор: неделю они пороли друг друга кнутами и разъехались. Филькин табор - вниз по течению Оскола добрался до села Шмарное, там осел и находится поныне. Гурьяновские цыгане стали строить себе хаты из ольхи, которую разрешила им рубить бесплатно земская управа.
Ольховый лес рос в пойме рек на земле, принадлежавшей только земскому собранию. Гурьяновский клан, иными словами, большая семья Коржовых, быстро нашел себе занятие. Вместе с Поляковыми - наездниками они организовали ипподром на Ездоцком лугу, беговую дорожку вдоль опушки леса "Горняшка" с юго-западной стороны.
На этой дорожке демонстрировали лошадей, запряженных в пролетку, тарантас, коляску, карету. Организовали кольцевую дорогу вокруг базара для демонстрации ломовых лошадей.
При полном процветании цыганской свободы между коржовским кланом и другими цыганами произошел разрыв. Как и прежде, несколько дней они пороли друг друга кнутами. Гурьяна свергли и заточили в амбар. Старую церковь святого Гурия разобрали, а на ее месте с благословения священника Иванова Никодима Степановича цыгане за свои средства и своими руками построили каменную церковь и освятили ее Ахтырской Божьей матерью, покровительницей всех животных.
И тут уместно привести один пример, который был записан и хранился в общем архиве Старооскольского духовного училища.
С приходом в наш город железной дороги и приобретением купечеством двигателя внутреннего сгорания стационарной установки купец Котенев на своем заводе организовал для цыган курсы машинистов. У Котенева родословная ветвь предков по мужской линии цыганская.
Все курсанты - цыгане были востребованы Хайменковыми, Поваляевыми, Тулиновыми в механические мастерские, Дьяковыми, Кореневыми, Лихушиными, Шестаковым, в паровозное депо. Разумеется, среди цыган небольшое количество бродяжничали, воровали. До 1905 года на месте, где сейчас храм Александра Невского, был оптовый зерновой базар. На улице Мясницкой, ныне Демократической, был оптовый и розничный лесной базар. Здесь продавали выделанные кожи и овчину. Внизу, на берегу Оскольца, где сейчас мост-эстакада, был ледник из естественного льда под теплоизоляцией Комаровых. А на реке Осколец стояла гусеничная турбина, которая вращала все колбасное производство. А где сейчас кинотеатр "Октябрь, - коммерческий сад и торговый ряд, где заключались сделки. Здесь же был нотариус, казначейство.
Базар Макаровский, пятый базар был особо значимый. Находился он там, где сейчас стадион имени Ватутина. Название его было Макаровский силикатно-фуражный базар. То местечко называлось Рогатина, значит, развилка дорог. Со всего уезда привозили на этот базар сено, солому от всех зерновых. А зерновые - только овес и ячмень. У Макарова Владимира Макаровича работала целая артель. Одна прессовала в тюки сено и солому. Здесь же каждый мог продать свое сено или купить. Зерно, овес, ячмень расфасовывали в холстинные торбы. Эта торба - мягкие ясли. Пользовались таким яслями особенно на полевых работах на пашне: надевали торбу на морду лошади. Таким образом, Макаров давал работу каплинским ткачам. На этом фуражном базаре широко распространялись игры в лапту, городки, гигантские качели, лазание (по столбу), бега в деревенских повозках с деревянными осями. И каждый праздник устанавливали карусели.
К нашим дням этот базар пришел как "Пункт заготовки сена" и "Торговая контора силикатно-строительного материала". Игры переместились на Казацкие бугры. В 60-е годы все угасло. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Построили стадион.
С сожалением вспоминают старожилы, что на этом базаре продавали еще лекарственные травы множества наименований.
А. АГЕЕВ, потомственный старожил
Печаталась ранее в газете «Зори»