Базары Старого Оскола

добавить в избранное
Базары Старого Оскола
30 декабря 2011, 12:08, sablon

Старый Оскол по воле царя Бориса Годунова образовался родовыми дворами по принципу - мой двор - моя крепость, с частокольным забором. А чтобы не быть оторванными друг от друга, родовые дворы группировались и имели между собой сообщения: калитка в заборе или подземная траншея.

 Во дворе обязательно должен был находиться дубовый на сваях сусек для хранения зерна и погреб для хранения овощей, чердак для хранения фруктов, свежих и сушеных. Предки, судя по их расселению, бережно относились к распашным землям. Все строения тридцатых годов 20 века занимали неплодородные земли.

Что же мы оставляем своим потомкам?
Лошадей, которые не только работали на человека, но и украшали его жизнь, мы перевели. Показали себя грубыми и безжалостными по отношению к природе.
Вспоминая историю, скажу, что в Старооскольском уезде была учреждена егерская охрана природы - высоконравственные, влюбленные в природу люди, на эту службу поступали по большому конкурсу. Их было мало. Обладали они большими правами.

В егерской аннотации, с которой мне довелось познакомиться, имелась такая запись: "во время жатвы последнюю руску косари должны оставить на завтра, чтобы создать условия для перепелов". Были и другие: "Во время гнездовий птицу запрещается не только отлавливать, но и стрелять, шуметь и разводить костры. Всю живность в лесах не беспокоить. Даже ощенившуюся волчицу не истреблять". Поэтому соловьи в Осколье весь май "заколдовывали" природу. Они вили гнезда даже в палисадниках. Ласточки лепили свои гнезда под карнизами высоких строений, что характеризует старооскольцев как набожных, уважительных друг к другу. Большим грехом считалось несоблюдение законов природы.

Бывало, и дрались на кулаках православные с католиками. В 1603 году в Старом Осколе образовалось еврейское поселение. Первым старооскольским раввином был - Вербицкий Хаим Самуилович.
Община насчитывала 87 семей, члены которых ходили в синагогу (ныне ул. 1 Мая). Тут же, на вершине меловых круч располагалось еврейское кладбище. Сегодняшние краеведы окрестили его погостом.Старооскольские потомственные евреи были местные ремесленники. Служили в русской армии маркитантами, приказчиками у старооскольских купцов, 80-летнего знаменитого врача-фармацевта Френкеля расстреляли в 1942 году немцы. Был и знаменитый провизор Турминский и талантливый педагог-экономист Иосиф Наумович Либерман.

Мне довелось читать архив настоятеля Покровской церкви отца Сергия - двоюродного деда по отцовской линии. Старооскольское купечество, и в целом весь город жили очень богато. На 9 квадратных километрах было построено 11 православных церквей. Однако с горожанами католического вероисповедания дважды вспыхивали жестокие кулачные бои. Первая потасовка произошла в 1635 году. Верх взяли православные. Вторая - в 1728 году из-за построенного католического храма. Ныне это храм Пресвятой Троицы. Когда собрался народ на первое бо-гослужение и освящение этого храма, католики уже приготовили орган. Этот музыкальный инструмент и стал причиной мятежа. Дрались, в полном смысле этого слова, почти полтора года. В 1730 году победили православные. Эту церковь освятили и провели богослужение по православным канонам, большинство граждан-католиков приняло православную веру и с этого года до 1918 жили мирно, работали дружно на земле.

О конных и гусиных
ярмарках

Естественно, плодородные земли, умеренный климат и трудолюбие давали богатые урожаи. Его сбывали на базарах. Их было 4 и торговый ряд для заключения коммерческих сделок. Самый древний и богатый базар, начало которому положили конные ярмарки, возник в 1603 году.
Это место - между улицами Ленина 9 Января и Пролетар-ской. С 1935 года его именовали Верхний Московский базар. А при императрице Елизавете Петровне базар называли Верхняя оптовая базарная площадь. Это название просуществовало до 1913 года. Даже на праздничных базарах были конные и гусиные ярмарки. Здесь можно было продать и купить гончарные и бондарные изделия, сани-повозки от "Колесникова", колбасу. В сезон возами продавали овощи, фрукты, ягоды, дрова. Табунами - домашних животных.

Вернусь к гусиным ярмаркам. Гуси делились на три категории: "жировики", "пуховики", и "летуны" Особый спрос был на гусей-"летунов". Эта порода могла жить и размножаться в степи, далеко от водоемов. В соответствующую погоду эти гуси на утренней заре поднимались со двора на "крыло", совершали перелеты к водоему за 10 верст и дальше. А вечерней зарей возвращались домой. Завораживающей была картина полета, за ней  наблюдали десятки горожан.

Ну, а что касается конных ярмарок, тут не хватит слов рассказать о той радости, которую получали на бегах старооскольцы. Здесь народ обменивался самыми последними новостями. Цыгане были завсегдатаи на этом базаре - с песнями, плясками, товарами. Здесь боролись силачи. Словом, Верхний базар отражал всю жизнь старооскольцев и способствовал развитию коммерции и промышленного дела.

Старооскольский купец-фабрикант Дьяков построил соковый завод. Ему было выгодно покупать фрукты и овощи, застоявшиеся на базаре. Чистяков организовал бойню домашних животных, не проданных вовремя.
  
                      Цыгане-старожилы

 

Наши старооскольские цыгане считаются потомственными старожилами. На третьем году восхождения императрицы Екатерины II на русский престол из Полтавской губернии, Ахтырки в Старый Оскол прибыли два цыганских табора по 18 кибиток в каждом. Один возглавлял вожак Гурьян Коржов. Второй -Филька Рокотов. Перезимовали мирно и дружно. По весне возник раздор: неделю они пороли друг друга кнутами и разъехались. Филькин табор - вниз по течению Оскола добрался до села Шмарное, там осел и находится поныне. Гурьяновские цыгане стали строить себе хаты из ольхи, которую разрешила им рубить бесплатно земская управа.

Ольховый лес рос в пойме рек на земле, принадлежавшей только земскому собранию. Гурьяновский клан, иными словами, большая семья Коржовых, быстро нашел себе занятие. Вместе с Поляковыми - наездниками они организовали ипподром на Ездоцком лугу, беговую дорожку вдоль опушки леса "Горняшка" с юго-западной стороны.
На этой дорожке демонстрировали лошадей, запряженных в пролетку, тарантас, коляску, карету. Организовали кольцевую дорогу вокруг базара для демонстрации ломовых лошадей.

При полном процветании цыганской свободы между коржовским кланом и другими цыганами произошел разрыв. Как и прежде, несколько дней они пороли друг друга кнутами. Гурьяна свергли и заточили в амбар. Старую церковь святого Гурия разобрали, а на ее месте с благословения священника Иванова Никодима Степановича цыгане за свои средства и своими руками построили каменную церковь и освятили ее Ахтырской Божьей матерью, покровительницей всех животных.

И тут уместно привести один пример, который был записан и хранился в общем архиве Старооскольского духовного училища.
С приходом в наш город железной дороги и приобретением купечеством двигателя внутреннего сгорания стационарной установки купец Котенев на своем заводе организовал для цыган курсы машинистов. У Котенева родословная ветвь предков по мужской линии цыганская.
Все курсанты - цыгане были востребованы Хайменковыми, Поваляевыми, Тулиновыми в механические мастерские, Дьяковыми, Кореневыми, Лихушиными, Шестаковым, в паровозное депо. Разумеется, среди цыган небольшое количество бродяжничали, воровали. До 1905 года на месте, где сейчас храм Александра Невского, был оптовый зерновой базар. На улице Мясницкой, ныне Демократической, был оптовый и розничный лесной базар. Здесь продавали выделанные кожи и овчину. Внизу, на берегу Оскольца, где сейчас мост-эстакада, был ледник из естественного льда под теплоизоляцией Комаровых. А на реке Осколец стояла гусеничная турбина, которая вращала все колбасное производство. А где сейчас кинотеатр "Октябрь, - коммерческий сад и торговый ряд, где заключались сделки. Здесь же был нотариус, казначейство.

Базар Макаровский, пятый базар был особо значимый. Находился он там, где сейчас стадион имени Ватутина. Название его было Макаровский силикатно-фуражный базар. То местечко называлось Рогатина, значит, развилка дорог. Со всего уезда привозили на этот базар сено, солому от всех зерновых. А зерновые - только овес и ячмень. У Макарова Владимира Макаровича работала целая артель. Одна прессовала в тюки сено и солому. Здесь же каждый мог продать свое сено или купить. Зерно, овес, ячмень расфасовывали в холстинные торбы. Эта торба - мягкие ясли. Пользовались таким яслями особенно на полевых работах на пашне: надевали торбу на морду лошади. Таким образом, Макаров давал работу каплинским ткачам. На этом фуражном базаре широко распространялись игры в лапту, городки, гигантские качели, лазание (по столбу), бега в деревенских повозках с деревянными осями. И каждый праздник устанавливали карусели.

К нашим дням этот базар пришел как "Пункт заготовки сена" и "Торговая контора силикатно-строительного материала". Игры переместились на Казацкие бугры. В 60-е годы все угасло. Но, как говорится, свято место пусто не бывает. Построили стадион.
С сожалением вспоминают старожилы, что на этом базаре продавали еще лекарственные травы множества наименований.
А. АГЕЕВ, потомственный старожил


Печаталась ранее в газете «Зори»

Добавить комментарий
 
+1
28
-1
 
Просмотров 2088 Комментариев 15
Комментарии (15)
30 декабря 2011, 12:44 #

Спасибо за очередную познавательную статью.

Нельзы ли все подобные статьи объединять каким-либо общим тэгом? Например - истоия_города. Было бы удобно для поиска. 

 
+1
6
-1
 
30 декабря 2011, 12:51 #

Удивительно! Я не знала, что Ахтырскую церковь цыгане строили... Спасибо за информацию!

А гуси-летуны ещё до начала 80-х в отдельных хозяйствах Курской области водились. У нас были такие. А потом, когда водохранилище строили и деревню сносили, гусей этих почти все перевели. Сейчас, наверное, и совсем их не осталось.

 
+1
0
-1
 
31 декабря 2011, 19:19 #

Кто сказал что Ахтырскую церковь строили цыгане? И почему Ахтырка в Полтавской Губернии.


Синдеев

КЛАДБИЩЕНСКАЯ (АХТЫРСКАЯ) ЦЕРКОВЬ.

 

С открытием городского кладбища в 1784 г. (в церковной летописи ошибочно обозначен 1780 г.) туда, по преданию, была перенесена деревянная соборная церковь и освящена во имя свв. Гурия, Самсона и Авива. Затем в начале нынешнего столетия вместо этого деревянного был заложен каменный, освященный в 1822 г. во имя Ахтырской Б.М., с очень бедным иконостасом.

В 1847 г. иконостас это старанием купца Стефана Михайловича Коренева был заменен новым.

В 1872 г. старанием ц. старосты Иллариона Илларионовича Симонова весь храм был отштукатурен, а в 1886 г. стены внутри отделаны под мрамор. В 1887 г. старанием того же Симонова поправлена ограда и устроены с южной стороны ворота. В 1889 г. старанием и на средства Симонова старое при церкви здание было приспособлено для церковно-приходской школы. Для той же школы Симонов купил на свои средства мебель, учебные пособия и прочее, а затем и само содержание и жалование учителю взял всецело на себя (более 600 р.) и, благодаря его материальному участию и старанию священника Кладбищенской церкви отца Михаила Рождественского, школа находилась и теперь находится в прекрасном состоянии. Кладбищенская церковь не имеет своего прихода и содержится на городской счет; главным жертвователем ее был И.И. Симонов, затративший на нее около 15 тысяч, — по свидетельству летописи, и много способствовавший украшению церкви, улучшению кладбищенского сада и улучшению положения священного и церковнослужителей.

Кладбищенская церковь имеет древнейшее напрестольное евангелие с надписью, свидетельствующую о том, что оно подарено в одну их Киевских церквей польским воеводою в 1652 г., декабря 22 дня; а почему оно вошло в состав вещей Ахтырской церкви — не известно.

Настоятель — священник Михаил Алексеевич Рождественский, имеет набедрен., скуфью и камилавку.

 
 
+1
0
-1
 
30 декабря 2011, 16:28 #

НИкин, все статьи находятся в одном разделе "История нашего города", их там не так уж и много по сравнению с другими. В принципе я могу послать на мыло все, что есть, как делал это для других. Предлагал же написать в личку, но ответа не нашел.

 
+1
0
-1
 
31 декабря 2011, 09:57 #

Предлагал же написать в личку

Так я же так отвветил, что буду благодарен за любую информацию о городе до 18-го века. Или обязательно писать в личку? Кстати, для лички у меня возможно будет некое предложение, которое пока зреет, но это после праздников.

 С Наступающим! :) 

 
+1
0
-1
 
30 декабря 2011, 19:30 #

Спасибо за такую позновательную статью!!! Очень душевно! Я уже такая старая, что помню этот ледник. Он меня, совсем маленькую ещё девочку поразил так, что до сих пор его помню.

 
+1
0
-1
 
31 декабря 2011, 12:45 #

Sablon, спасибо. Интересная, познавательная статья. Сделал для себя "историческое" открытие. Не однажды слышал про гусей-летунов, но све время считал, что это не порода, а отдельные "отморозки", которые не хотят жить, как все нормальные гуси, что они просто хотят повыпендриваться перед остальными.

 
+1
0
-1
 
31 декабря 2011, 19:26 #

САБЛОН, не написал самого главного - когда были базарные дни в Старом Осколе.


Синдеев

.... Внутренний торг производился: на базарах по пятницам «всяким хлебом, харчем, овощем, дровами, сеном, рыбой, красным и пушным товаром, и на ярмарках, бывавших два раза в году — в пятое воскресенье по Пасхе и на Успение, на которых «торг производился скотом и разными предметами городской и сельской промышленности»; ... 

 
+1
0
-1
 
31 декабря 2011, 23:55 #

Мышкин, что же ты все так комментируешь. Я писал в самом начале, что это статьи Агеева, которым можно верить и не верить. Все они прошли газетные страницы и не всегда соответствуют подлинным событиям. Не могу же я повторять это до бесконечности. Принимай их как сказки и все станет на свои места. Самро собой я ничего в них не менял и не собирался менять. 

 
+1
0
-1
 
31 декабря 2011, 23:57 #

Мышкин, давай выложим в Кавиком всего Синдеева и все сомнения отпадут сами собой.

 
+1
0
-1
 
2 января 2012, 13:46 #

Давай, саблон, пересчитаем католиков, перед тем как про эти "битвы" с католиками писать. Ну народ ведь больше сказкам чем правде верит и любит больше сказки чем правду. 

А то прямо вынос мозгов какой-то. Ну нельзя так. Надо людям историю дать, а потом сказки для сравнения, анализа, так сказать. 

 
+1
0
-1
 
1 января 2012, 11:32 #

егерская охрана природы - высоконравственные, влюбленные в природу люди

" ...а людей на это место ставить самых непригодных, а жалование им положить самое ничтожное, понеже волчья стая всегда себя прокормит..."

  Пётр I , Указ от основании лесной охраны.

 
+1
10
-1
 
1 января 2012, 14:22 #

Узаконенное взяточничество.


А вообще надо понимать, что о прошлом приходится судить часто по газетам тех лет. Насколько это достойный источник можно понять, если представить как будут судить о нынешнем времени историки будущего, если в своих исследованиях будут опираться на подшивку "Оскольского край")))

 
+1
9
-1
 
1 января 2012, 15:13 #

Дема, вспомни наш спор три года назад. О том, что по Каикому будут судить о нас. Ты тогда заявил, что подобные сайты не живут более 8 лет. Нам уже 4. Посмотрим на дальнейшую жизнь.


 
+1
10
-1
 
1 января 2012, 15:21 #

Ты теперь будешь напоминать мне это каждые полгода?))) Поверь, необязательно. Достаточно поговорить об этом когда истекут те самые 8 лет. И если Кавиком перешагнет этот рубеж - будет смысл в разговоре. Но представить, что он перешагнет и 100-летний рубеж... Я, конечно, стараюсь быть оптимистом, но склонность к реализму мешает))

 
+1
-1
-1
 

Комментировать публикацию

Гости не могут оставлять комментарии