У моего приятеля приключилась трагедия. Он потерял кошелёк. С деньгами и банковской карточкой, на которую за день до этого перечислили зарплату. Впрочем, денег приятелю не жалко: подумаешь, несколько сотен рублей! И даже по поводу кредитной карточки с зарплатой он не шибко убивается: вовремя позвонил в банк и заблокировал счёт, так что уже через месяц-полтора (как вы понимаете, в белгородских отделениях банков всё так быстро не делается) получит новую карту и свои деньги – в целости и сохранности. Деньги и кредитка – это так, мелкая неприятность. Настоящая трагедия не в этом. Настоящая трагедия – в дисконтных картах магазинов. Приятель растерялся: что же теперь делать? Как же быть? Куда идти?
Раньше он твёрдо знал: если нужен подарок крестнику, то за ним следует идти в тот самый магазин игрушек, где ему дали пятипроцентную скидку. Возникла необходимость приобрести контактные линзы – карточка, выданная сетью оптик, приведет по конкретному адресу. Рубашку и брюки для офиса тоже следует приобретать в строго определённом магазине: там когда-то вбили в компьютерную базу данных номер его карты с накопительной системой дисконтов. То же самое касается спортивной обуви и книжек, парфюмерии и бытовой техники – везде и всюду он привык пользоваться дисконтными картами. Более того, не так давно, покупая дорогой телевизор в популярной сети электроники, он даже выложил 300 рублей за карточку, которая сулила ему дисконт в неопределённом (!) будущем.
А что же теперь? Теперь, значит, снова идти в эти самые магазины, делать покупки, накапливать всевозможные баллы и заново получать эти самые дисконты. Вот ведь не было печали! И вот уже завтра он помчится в дорогую оптику и получит там раствор для контактных линз за 400 рублей. И ему дадут карту, благодаря которой в следующий раз он заплатит на 40 рублей меньше. А через дорогу находится другая оптика, где тот же раствор для линз обойдётся в 250 рублей. Но мой приятель туда не пойдёт, потому что там не дают карточек и нет программ лояльности с мудрёной игрой в накопительные скидки.
Сегодня мы можем наблюдать, как общество всеобщего потребления довлеет над личностью и подчиняет себе её волю. Личность полагает, что это она выбирает тот или иной товар от того или иного производителя – но свобода выбора иллюзорна. Продвинутые технологии продаж, пришедшие с запада и адаптированные к славянскому менталитету, позволяют получить абсолютно лояльного потребителя. Между двумя магазинами с одинаковым товаром он выберет тот, где ему дали маленький дисконт, а не тот, где вместо выпуска красивых прямоугольников из пластика предложат демократичные цены.
Как-то раз я общался с представителем столичного издательского дома, выпускающего глянцевые журналы. С глянцем всё понятно: красивые картинки, много рекламы и увеличение продаж дорогого парфюма, модной одежды, автомобилей и прочих атрибутов красивой жизни как сверхзадача, поставленная перед творческим коллективом. Реклама окупает журнал – всё честно, понятно и прозрачно. Но самым удивительным открытием для меня оказалось то, что в структуре издательского дома существуют два журнала: для детей и подростков. Журналы эти себя не окупают и окупать не будут. Их задача состоит в другом – сформировать ценностные ориентиры юных читателей таким образом, чтобы вырастить из них поколение не граждан, но потребителей. Тех, кто будет читать глянец, а не качественную прессу. Тех, кто станет коллекционировать дисконтные карты, а не марки или модели автомобилей. Тех, чьими ценностями будут не семья и жизненная гармония, а гламурная обновка из бутика.
Хотим ли мы получить поколение потребителей вместо поколения граждан? Верим ли мы в то, что реклама, а не культура и образование выступает двигателем прогресса? На эти вопросы каждый из нас отвечает себе сам. Иногда – гоняясь за дисконтными карточками.
Сергей Печорин, ИА "Бел.ру".