В конце девяностых Станислав Лем в интервью журналу "Шпигель" сказал, что Интернет, как и любая новая технология, имеет аверс пользы и одновременно реверс новых, неизвестных до поры бед.
В ряду причин, которые заставляют так думать, Лем называл свойство Интернета, позволяющее легче определить адресатов отправителя, чем отправителей. Этому свойству польский футуролог напророчил стать востребованным в политике. Похоже, что пророчество сбывается. В последние месяцы русскоязычный сектор всемирной паутины, на мой взгляд, стал активно использоваться как инструмент политического воздействия.
Еще недавно казалось, что глобальная Сеть - это противопоставление официальной пропаганде - телевизору. Законы психики таковы, что если людей окружает несправедливость и зло, а по телевизору они видят образ процветающего государства, то многие склонны верить "картинке". Свои же впечатления большинство считает ошибочными или не типичными. Причина здесь в том, что телевизор-пропагандист вместе с фактическим содержанием передает и его оценку - идеологический комментарий. Интернет же дает возможность получать факты без политической интерпретации.
Кроме поиска и осмысления голых фактов Интернет позволяет человеку найти поддержку своим суждениям. В Сети нетрудно отыскать людей, чья оценка событий совпадает с твоим собственным представлением о действительности. Реинтерпритация пропагандистских сообщений в социальных сетях, на форумах и в блогах служит эффективным противодействием месседжам и установкам, транслируемым с экранов телевизоров.
Однако партия телевизора позиции сдавать, похоже, не собирается. Запомнилось прочтенное где-то высказывание одного из руководителей движения «Наши»: мол, бои за выборы 4 декабря в Интернете мы проиграли, но бои за 4 марта должны выиграть.
Не берусь судить, на чьей стороне будет победа, но пока тактика партии телевизора в Сети не слишком отличается от той, которую она использует в привычной телепропаганде. Первое – подмена понятий. Есть факт - Болотная площадь и проспект Сахарова. Лозунг этих митингов - «За честные выборы» тоже факт. Однако, обратите внимание, что в Сети усилиями разных людей об этом лозунге уже почти не говорят, а говорят об «оранжевой» революции. Требование честных выборов и требование смены социально-экономического строя, согласитесь, несколько разные вещи.
Второй прием – назвать белое черным, а черное – белым. Тиражируется установка, что те, кто выходит на площади – наймиты госдепа. Этот месседж уже настолько закрепляется в обращении, что даже активисты митингующих смеясь называют себя «пятой колонной». Плохая шутка хотя бы с той точки зрения, что она приземляет предательство, снимает с него табу.
Третий прием – «чужие». «Посмотрите, кто выходит на площади! это же буржуи, гламурщики и прочие, кто ищет зрелищ и уже опухли от роллов. Это же не наши люди!» – этот посыл пришел в Интернет тоже из телевизора. «Наши люди на такси в булочную не ездят» - не правда ли, знакомо? Так же знаком и метод. Достаточно смонтировать сюжет с парой–тройкой хипстеров с Болотной, разбавить Боженой и Ксюшей и, приклеив к сюжету ярлык «запрещено к показу на НТВ», выпустить на просторы Сети. Всё! Аудитория готова, даже не задумываясь, что запрещенный сюжет на федеральном ТВ – это нонсенс. Там подозрительная тема не пройдет даже стадии сценарной заявки, не говоря уж о том, что его не дадут снять и тем более смонтировать.
Еще одна технология, принесенная из ТВ, - компромат. Поддерживаете Навального? Тогда вот вам гигабайты его личной переписки. Слушаете Немцова? Тогда вот часы его телефонных разговоров. В деле компромата, нужно признать, у партии телевизора значительное превосходство. И дело не только в административно-силовом ресурсе, дело в исторически отточенных механизмах его применения. Правда, в Сети и он может дать сбой. Ведь члены и этой партии ведут переписку в Интернете и на их ящики могут найтись хакеры. Так недавно случилось с почтой Якименко и Потупчик.
Словом, бои разворачиваются нешуточные. Вот только попкорном здесь запасаться неуместно, так или иначе в эти боевые действия оказываемся вовлеченными все мы.
Lavrentij, специально для Kavicom