Это ответ Мише Ветрову на вопрос о том, как я получил в 19 лет 5 разряд.
В 1954 году было принято решение о строительстве в северном Казахстане Соколовско-Сарбайского ГОКа. Основной костяк управленцев и специалистов составили горняки Урала но, нужны были рабочие горняцких профессий. В 1960 году комбинат берет шефство над вновь построенной школой, самим этим фактом сейчас никого не удивишь, половина школ нашего города обвешаны плакатами о том, что у них есть шефы. Тогда подход был иной, школа фактически была включена в состав комбината, который за счет собственных средств оборудовал кабинеты производственного обучения, оснастив их тренажерами и наглядными пособиями. Кроме того, преподавательский состав получал доплату из расчета, директор школы – начальник цеха, классный руководитель – мастер, преподаватель – бригадир основного производства, таким образом, заработная плата была увеличена в 2-3 раза. По специальностям пом. машиниста тягового агрегата, экскаватора, бурового станка, машинист конвейера, дежурный по эл. подстанции, ж.д. КИП и др., были организованы 7 старших классов (9-11кл) прием в которые осуществлялся только через конкурс и соответствующее мед. заключение о пригодности выбранной профессии. Обучение проходило по системе 5 дней общеобразовательные предметы и 1 день 6 часов специальность, преподаватели были производственники и особенно не лукавили, т.е обучение носило больше практический характер. Кроме всего прочего, каждый класс был закреплен за профильным подразделением и все двоечники раз в неделю отправлялись на очную оперативку цеха и надо сказать, что задницу там драли больнее отцовского ремня. При зачислении в школу выдавалась выписка из приказа по комбинату о приеме нас на работу и здесь же о предоставление отпуска на время учебы, т.е. включился счетчик, исчисляющий трудовой стаж. Два раза на протяжении учебного года (январь, июнь) была месячная производственная практика и опять же получали выписку из приказа о том, что в 9 классе нам оплатили практику как ученикам, в последующие 2 года по 2 разряду, а это 60-70 рублей, у меня мама получала немного больше. На летние каникулы шефы сдавали пару вагонов металлолома и справку о сдачи оформляли на класс, за два лета мы облазили Карпаты, Карелию и Тянь-Шань. По окончанию школы, на выпускном, нам вручили аттестат, удостоверение о присвоении профессии и квалификации, трудовую книжку, где уже накапало 2 года стажа и опять же приказ о том, что мы числимся на работе до 1 октября, т.е. всем дана возможность поступать в институт.
Пока мы учились, с помощью комбината, в городе появился филиал горного факультета Казахского политехнического института, где была в то время одна из лучших горных школ страны, причем, упор был сделан на вечернее обучение, 3 раза в неделю по 2 пары с18 до 22часов, в субботу лабораторный день. Многие мои одноклассники посчитав, что лучшее враг хорошего, сдали документы в этот институт и почти все поступили, дело в том, что в те времена, преимущественным правом поступления в ВУЗ имел тот у кого было 2 года трудового стажа, служба в ВС и отличники. По окончанию ВУЗа они, в дальнейшем, составили основу среднего и высшего звена управления на многих ГОКов СССР И СНГ.
В 1966 году в связи с реформой среднего образования эта схема перестала работать, но за 6 выпусков школа подготовила для комбината около 1000 профессиональных рабочих.
Вот так, при желании одних и возможностей других решались проблемы в стране, которая называлась Союз Советских Социалистических Республик, неизвестная сейчас для многих и неправильная во всем, по определению, для некоторых.