В «Электростали» №11 от 23 марта напечатана статья Т. Золотых «Зажечь огонь в сердцах людей» о наших городских бойцах из старооскольского клуба исторического фехтования (СКИФ). Интересная тема и статья неплохая, и повод достойный – станочник РМЦ ОЭМК Андрей Гришин вернулся из Рязани победителем чемпионата России по историческому фехтованию. И всё бы хорошо, и радоваться бы душе, но…
Исторические фехтовальщики, сначала руевитовцы, а теперь скифы – народ в городе известный. Я сам видывал их тренировки ещё несколько лет назад, регулярно встречаю на фестивалях народных промыслов, а пару лет назад даже рубился с одним из них на «Слободе мастеровой», когда после показательного выступления они приглашали желающих попробовать боя на мечах. Непростое занятие, надо сказать! Уже окольчуженная перчатка сама кое-что весит, а когда к ней ещё и меч добавляется… Силёнка в руках нужна и немалая, это вам не в детстве деревянным мечом махать. После трёх-четырёх минут боя я и язык на плечо свесил. Конечно, мне не двадцать пять лет, но в настоящем бою это не оправдание, зарубал бы меня тот боец, как кутёнка. Так что, хочешь быть успешным – тренировка и тренировка, пиво пить особо некогда.
«Энтузиасты стараются объединить клубы одной направленности на базе казачества, преследуя единую цель – возрождение русских традиций», - пишет Татьяна Золотых. Хорошее дело. Но вот дальше в статье следует такое…
« -В старину в своих помыслах и поступках рыцарь руководствовался кодексом чести или рыцарским уставом, определявшим критерии добра и зла, - Андрей Гришин часами может рассказывать об этом. – Не было бесчестия страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. Не было почёта выше, чем стать «рыцарем без страха и упрёка», прославившим своё имя бесчисленными подвигами…»
Что творится с исторической памятью у наших ребят, стремящихся «возрождать русские традиции»? Да ведь рыцарство это целиком и полностью продукт западной жизни, западного строя не имеющее ничего, абсолютно ничего общего с русскими традициями. Рыцарство было злейшим врагом Руси на протяжении всей своей истории. За что святой благоверный князь Александр получил своё прозвище Невский? За битву со шведскими рыцарями. А кого он разгромил и утопил в Чудском озере? Опять же рыцарей, только теперь немецких. А ведь мог, казалось бы, в союзе с христианскими воинами обрушиться на нехристей татар, на ненавистное иго ордынское, ан нет, он татар позвал на помощь противу рыцарей. На льду Чудского озера была и татарская конница, вы не знали? Ведал князь Александр кто нам настоящий враг, великий и мудрый был правитель, недаром канонизирован, недаром о его кончине митрополит Кирилл сказал пронзительные, вошедшие в столетия слова: - Зрите, братие, яко же зайде солнце земли Русския!-
Кстати, пятого апреля исполнилось 770 лет со дня битвы на льду Чудского озера - битвы русской славы. А благодарные потомки берут себе за образец тех самых рыцарей, которых съели раки Чудского озера.
Долг чести, идеалы братства? Это в своём кругу, это как воровские законы, действующие только в своей среде. За пределами круга можно всё. О рыцарской чести могли бы многое порассказать пруссы, полабские и лужичские славяне. Если бы остались. Истребили их рыцари, извели под корень. Всю жизнь яростно дрались с рыцарями великие князья литовские – Гедимин, Ольгерд, Кейстут. А как прикажете жить с такими соседушками, которые то и дело устраивают разбойничьи набеги на твой край, да при этом зверствуют не по-человечески? Почитайте Генрика Сенкевича «Крестоносцы», он там о немецких рыцарях с большой неприязнью пишет. Приграничные рыцари зачастую только разбоем и жили, недаром раубриттерами прозывались ( рауб – разбойник, риттер – рыцарь). Конечно, Сенкевич воспевает польских рыцарей , оно понятно – поляк, но вот интересно, а с чего это хохлы из-под крыла столь благородных господ ломанулись в тюрьму народов, под ярмо к Алексею Михайловичу? Ох, что-то тут нечисто, не такие уж и благородные были польские рыцари, судя по всему.
Использовать исторические романы в исследовании событий времени – последнее дело, но вот для рассмотрения нравов времени романы вполне годятся. Возьмём «Айвенго» Вальтера Скотта. Есть там такие благородия – Бриан де Буагильбер, де Браси, Фрон де Беф – всё рыцари без страха и упрёка, прославившие свои имена бесчисленными подвигами.
– Я преступал многие законы, нарушал заповеди, - говорит Буагильбер, - но своему слову не изменял никогда!
- Я сдался в плен и хочу сдержать слово, - говорит де Браси, когда Буагильбер предлагает ему помощь.
Но перед этим славная троица предательски нападает из-за кустов на Седрика Саксонца, возвращающегося с турнира с племянницей, домочадцами, раненым сыном и прибившимися евреями. Каждому нужно что-то своё. Де Браси хочет жениться на племяннице Седрика, Буагильберу нужна прелестная еврейка Ревекка ( лукавый-то силён!), ну , а Фрон де Беф просто намерен вытрясти из евреев тысячу фунтов серебра. Разбой? Ничего страшного, долг чести не нарушен, тем более, что троица – норманны, а Седрик – саксонец, чего с ним церемониться, он не наших кровей.
Кстати, о прелестных дамах. Уж тут все женщины Кавикома вполне могут гневно восстать против злодея Тигирея, в очередной раз покусившегося на святое. Служение прекрасной даме, обеты в её честь, серенады и канцоны под окном, несгибаемая верность в далёких походах… Служение служением, культ культом, а вот жён не стеснялись бить, зачастую смертным боем. У тех же монголо-татар женщина была куда более уважаемым членом семьи и пользовалась гораздо большими правами, чем супруга рыцаря. Да вот возьмите знаменитые пояса верности! Надел благородный муж на жену этакие железные трусики, замкнул на ключик и айда в крестовый поход года на три-четыре. Этак-то не сблудишь, нечистый сосуд греха! А то, что любимая супруга, простите , писает и какает прямо в эти трусики и вся прочая физиология в них же проистекает, так это не его, рыцарские заботы! Русские бояре да князья всё ж таки подобным садизмом никогда не грешили. И насчёт верности в дальних походах – давайте не будем смешить окружающих, хорошо?
- За мелкие грешки я мигом могу получить отпущение в ближайшей исповедальне нашего ордена, - говорит Буагильбер
Маленькое отвлечение, анекдот в тему.
Уезжает король в крестовый поход, надевает на жену пояс верности. За воротами замка к нему шут подъезжает.
- Куманёк, ты совсем сбрендил? Да кто на неё позарится? Ты сам-то женился лишь бы получить в приданое графство Нортумберлендское. Ведь на неё собаки лают, когда мимо идёт.
- Да знаю я, - отмахивается король, - Вернусь из похода, скажу, что ключ потерял…
А сами походы с какой целью затевались? Внешне всё было вполне благопристойно, освобождение гроба господня, война с неверными… А на деле что вышло? Пошли за гробом господним, а пришли в столицу христианства Константинополь, коий и разграбили до основания. Грабёж, захват, обогащение, вот истинные цели крестовых походов.
Не было на Руси рыцарей. Не строили русские князья да бояре себе укреплённых замков, в которых удобно прятаться от своих подданных. Русская знать жила в одном городе с простым людом. Как можно возрождая русские традиции преклоняться перед нерусским явлением? Если вам , скифы-ратоборцы, так уж хочется красиво называться, зовите себя витязями. Прекрасное слово – русский витязь! Русский богатырь! Это они стояли дозором на границах Руси Великой, первыми встречая удар врага. Это они славились как защитники слабых и обездоленных. Вспомните, что князя Руслана юный Пушкин на протяжении всей поэмы называет витязем, воином, богатырём, но не рыцарем. Подумайте над этим, а? И тогда может быть уже в этом году на очередном фестивале « тридцать витязей прекрасных чредой на площадь выйдут властно. И с ними дядька их Андрей….»
Ложный маяк горит перед глазами людей, делающих , в общем-то хорошее дело. Они пытаются возродить русские традиции на нерусской основе. Произошла подмена понятий – обычное дело для нашего времени. Мы уже привыкли к тому, что наши лидеры гордо называют страну энергетической сверхдержавой, вместо того, чтобы честно сказать – сырьевой придаток. Мы привыкли к тому, что труд секретарши или пип-манагера , мерчендайзера или аутсорсера ценится гораздо выше труда хлебороба или сталевара. Мы стремимся не к счастью, а к комфорту, и в наших дворах гораздо больше автомобилей, чем детей. Мы жадными глазами глядим на Европу, восклицая – хотим так же! – а ведь не выйдет. Не европейцы мы. Эти маяки указывают не фарватер. Они заманивают на подводные скалы.
Ахан Тигирей, специально для Кавиком