В «Электростали» №11 от 23 марта напечатана статья Т. Золотых «Зажечь огонь в сердцах людей» о наших городских бойцах из старооскольского клуба исторического фехтования (СКИФ). Интересная тема и статья неплохая, и повод достойный – станочник РМЦ ОЭМК Андрей Гришин вернулся из Рязани победителем чемпионата России по историческому фехтованию. И всё бы хорошо, и радоваться бы душе, но…
Исторические фехтовальщики, сначала руевитовцы, а теперь скифы – народ в городе известный. Я сам видывал их тренировки ещё несколько лет назад, регулярно встречаю на фестивалях народных промыслов, а пару лет назад даже рубился с одним из них на «Слободе мастеровой», когда после показательного выступления они приглашали желающих попробовать боя на мечах. Непростое занятие, надо сказать! Уже окольчуженная перчатка сама кое-что весит, а когда к ней ещё и меч добавляется… Силёнка в руках нужна и немалая, это вам не в детстве деревянным мечом махать. После трёх-четырёх минут боя я и язык на плечо свесил. Конечно, мне не двадцать пять лет, но в настоящем бою это не оправдание, зарубал бы меня тот боец, как кутёнка. Так что, хочешь быть успешным – тренировка и тренировка, пиво пить особо некогда.
«Энтузиасты стараются объединить клубы одной направленности на базе казачества, преследуя единую цель – возрождение русских традиций», - пишет Татьяна Золотых. Хорошее дело. Но вот дальше в статье следует такое…
« -В старину в своих помыслах и поступках рыцарь руководствовался кодексом чести или рыцарским уставом, определявшим критерии добра и зла, - Андрей Гришин часами может рассказывать об этом. – Не было бесчестия страшнее, чем нарушить долг чести или предать идеалы рыцарского братства. Не было почёта выше, чем стать «рыцарем без страха и упрёка», прославившим своё имя бесчисленными подвигами…»
Что творится с исторической памятью у наших ребят, стремящихся «возрождать русские традиции»? Да ведь рыцарство это целиком и полностью продукт западной жизни, западного строя не имеющее ничего, абсолютно ничего общего с русскими традициями. Рыцарство было злейшим врагом Руси на протяжении всей своей истории. За что святой благоверный князь Александр получил своё прозвище Невский? За битву со шведскими рыцарями. А кого он разгромил и утопил в Чудском озере? Опять же рыцарей, только теперь немецких. А ведь мог, казалось бы, в союзе с христианскими воинами обрушиться на нехристей татар, на ненавистное иго ордынское, ан нет, он татар позвал на помощь противу рыцарей. На льду Чудского озера была и татарская конница, вы не знали? Ведал князь Александр кто нам настоящий враг, великий и мудрый был правитель, недаром канонизирован, недаром о его кончине митрополит Кирилл сказал пронзительные, вошедшие в столетия слова: - Зрите, братие, яко же зайде солнце земли Русския!-
Кстати, пятого апреля исполнилось 770 лет со дня битвы на льду Чудского озера - битвы русской славы. А благодарные потомки берут себе за образец тех самых рыцарей, которых съели раки Чудского озера.
Долг чести, идеалы братства? Это в своём кругу, это как воровские законы, действующие только в своей среде. За пределами круга можно всё. О рыцарской чести могли бы многое порассказать пруссы, полабские и лужичские славяне. Если бы остались. Истребили их рыцари, извели под корень. Всю жизнь яростно дрались с рыцарями великие князья литовские – Гедимин, Ольгерд, Кейстут. А как прикажете жить с такими соседушками, которые то и дело устраивают разбойничьи набеги на твой край, да при этом зверствуют не по-человечески? Почитайте Генрика Сенкевича «Крестоносцы», он там о немецких рыцарях с большой неприязнью пишет. Приграничные рыцари зачастую только разбоем и жили, недаром раубриттерами прозывались ( рауб – разбойник, риттер – рыцарь). Конечно, Сенкевич воспевает польских рыцарей , оно понятно – поляк, но вот интересно, а с чего это хохлы из-под крыла столь благородных господ ломанулись в тюрьму народов, под ярмо к Алексею Михайловичу? Ох, что-то тут нечисто, не такие уж и благородные были польские рыцари, судя по всему.
Использовать исторические романы в исследовании событий времени – последнее дело, но вот для рассмотрения нравов времени романы вполне годятся. Возьмём «Айвенго» Вальтера Скотта. Есть там такие благородия – Бриан де Буагильбер, де Браси, Фрон де Беф – всё рыцари без страха и упрёка, прославившие свои имена бесчисленными подвигами.
– Я преступал многие законы, нарушал заповеди, - говорит Буагильбер, - но своему слову не изменял никогда!
- Я сдался в плен и хочу сдержать слово, - говорит де Браси, когда Буагильбер предлагает ему помощь.
Но перед этим славная троица предательски нападает из-за кустов на Седрика Саксонца, возвращающегося с турнира с племянницей, домочадцами, раненым сыном и прибившимися евреями. Каждому нужно что-то своё. Де Браси хочет жениться на племяннице Седрика, Буагильберу нужна прелестная еврейка Ревекка ( лукавый-то силён!), ну , а Фрон де Беф просто намерен вытрясти из евреев тысячу фунтов серебра. Разбой? Ничего страшного, долг чести не нарушен, тем более, что троица – норманны, а Седрик – саксонец, чего с ним церемониться, он не наших кровей.
Кстати, о прелестных дамах. Уж тут все женщины Кавикома вполне могут гневно восстать против злодея Тигирея, в очередной раз покусившегося на святое. Служение прекрасной даме, обеты в её честь, серенады и канцоны под окном, несгибаемая верность в далёких походах… Служение служением, культ культом, а вот жён не стеснялись бить, зачастую смертным боем. У тех же монголо-татар женщина была куда более уважаемым членом семьи и пользовалась гораздо большими правами, чем супруга рыцаря. Да вот возьмите знаменитые пояса верности! Надел благородный муж на жену этакие железные трусики, замкнул на ключик и айда в крестовый поход года на три-четыре. Этак-то не сблудишь, нечистый сосуд греха! А то, что любимая супруга, простите , писает и какает прямо в эти трусики и вся прочая физиология в них же проистекает, так это не его, рыцарские заботы! Русские бояре да князья всё ж таки подобным садизмом никогда не грешили. И насчёт верности в дальних походах – давайте не будем смешить окружающих, хорошо?
- За мелкие грешки я мигом могу получить отпущение в ближайшей исповедальне нашего ордена, - говорит Буагильбер
Маленькое отвлечение, анекдот в тему.
Уезжает король в крестовый поход, надевает на жену пояс верности. За воротами замка к нему шут подъезжает.
- Куманёк, ты совсем сбрендил? Да кто на неё позарится? Ты сам-то женился лишь бы получить в приданое графство Нортумберлендское. Ведь на неё собаки лают, когда мимо идёт.
- Да знаю я, - отмахивается король, - Вернусь из похода, скажу, что ключ потерял…
А сами походы с какой целью затевались? Внешне всё было вполне благопристойно, освобождение гроба господня, война с неверными… А на деле что вышло? Пошли за гробом господним, а пришли в столицу христианства Константинополь, коий и разграбили до основания. Грабёж, захват, обогащение, вот истинные цели крестовых походов.
Не было на Руси рыцарей. Не строили русские князья да бояре себе укреплённых замков, в которых удобно прятаться от своих подданных. Русская знать жила в одном городе с простым людом. Как можно возрождая русские традиции преклоняться перед нерусским явлением? Если вам , скифы-ратоборцы, так уж хочется красиво называться, зовите себя витязями. Прекрасное слово – русский витязь! Русский богатырь! Это они стояли дозором на границах Руси Великой, первыми встречая удар врага. Это они славились как защитники слабых и обездоленных. Вспомните, что князя Руслана юный Пушкин на протяжении всей поэмы называет витязем, воином, богатырём, но не рыцарем. Подумайте над этим, а? И тогда может быть уже в этом году на очередном фестивале « тридцать витязей прекрасных чредой на площадь выйдут властно. И с ними дядька их Андрей….»
Ложный маяк горит перед глазами людей, делающих , в общем-то хорошее дело. Они пытаются возродить русские традиции на нерусской основе. Произошла подмена понятий – обычное дело для нашего времени. Мы уже привыкли к тому, что наши лидеры гордо называют страну энергетической сверхдержавой, вместо того, чтобы честно сказать – сырьевой придаток. Мы привыкли к тому, что труд секретарши или пип-манагера , мерчендайзера или аутсорсера ценится гораздо выше труда хлебороба или сталевара. Мы стремимся не к счастью, а к комфорту, и в наших дворах гораздо больше автомобилей, чем детей. Мы жадными глазами глядим на Европу, восклицая – хотим так же! – а ведь не выйдет. Не европейцы мы. Эти маяки указывают не фарватер. Они заманивают на подводные скалы.
Ахан Тигирей, специально для Кавиком
Печально, что ребята видят идеал в западной (пусть даже и в средневековом) культуре. Но хуже всего, что такие товарищи, как Т.Золотых, не пытаются их переубедить (ведь взрослый человек - все понимает), а совсем наоборот - нахваливает и пропагандирует такие представления. Лень было написать критический очерк вместо "хорошей, стандартной" статьи?!
Бедная и несчастная Татьяна Николаевна! Задолбают ее почем зря и за что? Формально наших витязей и богатырей можно называть рыцарями, что встречается в разных источниках, только с нашим славянским кодексом чести. То, что Ахан отметил некие несоответствия, говорит о популярности "Электростали"Есть, есть, люди, читающие ведомственную прессу!
Молодец Ахан, сделал отличный пиар-ход для популяризации издания. Кстати, 2 июня, если мне не изменяет память, газета отмечает 30-тилетний юбилей. Это вам не фунт изюму.
Да, это свершение для газеты. Вот только интересно стал бы ее кто-то брать, если бы не заставляли работников ОЭМК принудительно на неё подписываться. А так газета конечно хорошая. Ничего не скажу. Баньку там растопить или мангал развести. Выручает.
Простите за сарказм. Не сдержалась.
Cinnamon Это Вы называте сарказмом? Было бы сарказмом, если бы такое заявление оказалось первым. А так, уже не интересно. Все знают, кто и что читает за свои деньги. 30 лет жизни газеты! Вы не знаете ее так, как я. Наверняка не видели первых номеров. Выпуски времен строительства ОЭМК. Сейчас они стали историей и в чем-то раритетами. Говоря негативно о газете, Вы забываете о том, что там работают люди и Вы их суете в ту же раздачу.
Судить о газетах, не зная их внутренней кухни, дурной тон.
Не хотела каким либо образом оскорбить людей работающих над выпуском этой газеты.
Но неприятие материалов печатаемых в ней остается.
Вот бы современной "знати" об этом вспомнить.
Статья хорошая, цель обозначена правильно, но есть одно НО.
Ахан, Вы и другие много говорите и пишете о том как те или иные люди делают неправильно, а что вы сделали правильного, что бы возродить те или иные традиции Русси, или что бы привить детям правильное хорошее и доброе???????
А без дел, все что Тут пишут это пшик и переливание из пустого в порожнее.
Не ошибается только тот, кто ничего не делает.
Вообще-то я народный мастер Белгородчины и у меня есть ученики.
Эт шо за такое звание? Кем придумано?
Строго говоря, Сенкевич поляком не был...
Строго говоря, русский святой Николай II тоже русским не был...
Строго говоря, русским Николай II был на 1/128-ю... если вообще был Романовым...
Человек кто написал, не был в клубе и не общался с ребятам из клуба
Гимли, постарайся мысль выражать яснее. О ком идет речь? Об авторе статьи в "Электростуле", или, все же, в Кавикоме. В любом случае непонятно кто сказал, что автор не общался с ребятами из клуба?
Автор классический ... ну не будем говорить кто, а то опять заминусуют Такое написать мог только человек абсолютно "не в теме", впрочем для современных журналистов это в порядке вещей, никогда Руевит, СКИФ не прививали культуру западного рыцарства, не изучали их традиции, уж тем более никогда не разделяли их нравственные догмы, Гимли постарался сказать именно об этом. В общем: "И - боже вас сохрани - не читайте до обеда советских газет" (с) - точнее и не скажешь.
Простите, а это о ком? О русских рыцарях? Так ещё раз повторю - таковых не было. Не было! Никогда! Не было на Руси ни кодексов чести (хотя честь была и защищать её умели) , ни рыцарских уставов. Что за нелепое возмущение? Вы оскорблены тем, что я указал вам на неверное наименование ваших идеалов? Так я и совет дал - называйте себя витязями, и никто вам грубого слова не скажет.
И - боже вас сохрани - не читайте демократическую прессу. Никогда.
Ахан, я так думаю, что книг о рыцарях без страха и упрека в советское время было написано больше, чем о витязях. Отсюда и разговоры непонятно о чем. А Руевит и Тропа Трояна, о которой писал много лет назад, и слова такого "рыцарь" не применяли.
Да, к сожалению был такой период в нашей истории, когда рыцарство было "облагорожено", так что ли сказать. Вот оно и отрыгивается. Но нужно всё-таки отделять зёрна от плевел.
И ещё одно. Книг о рыцарях в советское время не писали, во всяком случае, я таковых не упомню. А вот когда хотели восхвалить кого-либо, то да, называли рыцарем. И напрасно.
Не понимаю Ахан, что вас так возмутило в статье. Ну играют ребята в исторические игры. На то они и игры - с реальностью они и не должны быть идентичны - это идеализм чистой воды. При чём здесь идеология? Почему если рыцари "западные" - так все сволочи и чуть ли не фашисты. А "наши" витязи - так все сплошь в белом и святые. Особенно Александр Невский которого новгородцы два раза (!) выгоняли из Новгорода.
Да и наша знать тоже в замках жила, только назывались они "кремль". Взять хотя бы Псковский - то еще укрепление, почище иных замков будет.
Так что патриотизм это конечно хорошо, но чего уж его везде "напихивать", даже в играх?