К годовщине со дня смерти Ильи Николаевича Хегая 13 апреля 2011 года, я попросил нашего друга Lana.L. написать о художнике статью с точки зрения Системно Векторного Психоанализа (СВП). Многим читателям она покажется необычной, такого у нас еще не было. Но в том и весь интерес, увидеть позицию художника, понять мотивы творчества человеком, ни разу с ним не встречавшимся. Провести анализ на основании информации о нем, и его картинах.
Первое,что мне пришло в голову, увидев на сайте Хегая работы Ильи Николаевича пьеса «Бег» Булгакова, точнее ее поджанр, который сам автор определяет, как «Восемь снов». Не буду углубляться в психоанализ и называть все фрейдовскими именами, за меня это давным давно сделали другие, честь им и хвала, не об этом речь.
Только по Булгакову «сон» – соотношение наваждения, трансформации действительности, ирреальности отражения, что-то среднее между миражом и явью.
У Булгакова по-другому и быть не могло –
писатель, у которого звук «зашкаливает», примерно так, но очень поверхностно и односторонне, не углубляясь в детали можно было бы объяснить, с точки зрения учения Системно-векторной психологии, его тексты.
Разглядывая некоторые из работ Ильи Николаевича Хегая у меня возникли такие же ассоциации. Потом я поняла в чем дело.
Звук. У Хегая, среди набора его векторов присутствуют звуковой и зрительный… Илья Николаевич не может по-другому, раньше мог, или думал, что мог. Тогда так нужно было, в те времена, когда над всеми нависал молот Социалистического реализма, а художники, как литераторы писали «в стол», пряча от всех свое иное мироощущение-опасно.
Помните, как Хрущев бульдозерами по тем, кто не с нами? И что? Помогло? Еще как! Весь Запад заговорил, что в СССР есть люди с другим мышлением и вИдением.
Преисполнилось в «звуке» это новое прочувствование универсума, вылившись у Ильи Николаевича через его работы, в самостоятельный цикл, иначе и быть не могло, а потом еще вербально им подтвердилось в одном из интервью, что потребность в пище определяет голод, а потребность в реализации определяет (для него, Хегая) живопись.
Юрий Бурлан на лекциях по СВП объясняет:
через себя. Каждый из нас все выказывает через себя, то есть через наличие своих собственных векторов. Что вижу, что чувствую — то отражаю, у нас у всех «Я» во главе угла.
Илья Николаевич – через свой звуковой вектор, наличие которого у людей такого типа «гонит» их в бесконечную дорогу нематериального поиска. Потому что звуковик иначе существовать не в состоянии, он должен заполнять свои образующиеся пустОты. Кто-то, кому Природа позволила, делает это через мелодию, слыша Музыку Сфер, записывая ее забавными нотными закорючками. Кто-то уходит в поиски Бога, становясь создателями крупных (и не очень), религиозных конфессий и сект.
Кто-то, получив от Природы еще и способность к зрительному восприятию Вселенной, пропустив его через собственные внутренние миры, наполняя пустОты зрительного и звукового векторов, перенося на холст прозрачными или призрачными мазками, создавая образы, запримеченные в снах, видениях и грезах.
Дожив до 80-ти лет из которых 60, Илья Николаевич, профессионально занимался живописью он так и не понял, к какому направлению относится его творчество. Немцы глаза открыли, назвав его картины метафизическими.
Каталогизировать, классифицировать, систематизировать.
Зачем? Какая разница? Важно что я воспринимаю через глаза и наполняю мой зрительский и звуковой вакуум, проигрывая цвет и тему, в каких-то моих воспоминаниях и соотношениях. Скучно, не интересно слушать профессионального галериста или искусствоведа, объясняющего все то, что без труда можно прочесть в Энциклопедии по Искусству Живописи.
Марка Шагала тоже пытались «привязать» к конкретному направлению, и многих других даже основоположниками течений назвали. А вы, господа-систематизаторы, когда-нибудь кисти в руках держали? Вы пробовали, хоть чуть-чуть, подражать Пикассо? Просто взять и написать в его кубической манере предмет на холсте? Попробуйте, только так вы поймете почему один художник работает крупными мазками, а другой – вообще обходится шпателем вместо кисти.
Лишь таким образом он способен
«наполнить» зрение свое, а заодно и тех, кто его картины созерцает, только так, на время, до следующего полотна, успокоить ноющую рану души. Хегай сказал в интервью: «Я, как фанатик, не могу не писать.» Потому что получив однажды наслаждение от содеянного, рука потом сама тянется к кисти, а кисть к мольберту, что бы снова и снова оказываться там, где стираются границы, двигаясь по пути приводящему в объятия матафизического беспредела, состоящего из намеков, символов и догадок, тончайшими ассоциативными нитями связывающими две реалии – сон и явь.
Источник: http://sam-sebe-psiholog.ru/sistemno-vektornaya-psihologiya/xegaj
P.S. Об СВП и Юрии Бурлане, читающем онлайн-лекции, можно найти информацию в интернете.