В среду, 25 апреля, заместитель главы администрации по ЖКХ Александр Писаренко и директор МУП «РАЦ» Николай Сигачев провели пресс-конференцию по проблемным темам, связанным с новыми правилами предоставления коммунальных услуг, а также с работой МУП «РАЦ». Среди прозвучавших на встрече вопросов были озвучены и те, которые ранее были заданы кавикомовцами.
Вступительное слово Александра Писаренко:
Надо понимать, что это не мы в Осколе или Белгороде придумали эти нововведения. Дело в том, что 6 мая 2011 года было подписано постановление правительства РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Этот документ вносит ряд изменений в правила предоставления услуг, появляются новые требования к поставщикам и потребителям. Например, единые нормативы по воде будут разделены на личное потребление и общедомовое. Кроме того, чтобы упростить взаимоотношения плательщика и организации, которая принимает платеж, с 23 по 25 число каждого месяца надо будет передавать показания приборов учета в ту структуру, которая занимается начислением платежей. У нас это МУП «РАЦ».
В силу новые правила вступят с 1 сентября 2012 года, но вместе с ними начнут действовать и штрафные санкции, поэтому пока мы запустили эту систему в тестовом режиме. Это позволит заранее найти и убрать возможные ошибки, отработать механизм. Ведь пока на федеральном уровне к единой схеме так и не пришли, в каждом городе решают вопрос по своему - в Липецке, Курске, Москве и так далее. А сроки поджимают, нужно чтобы люди привыкли и научились работать по новым правилам до того, как это станет уже обязательным условием.
Вступительное слово Николая Сигачева:
Да, все новое идет тяжело. И наверняка мы где-то не дорабатываем. Однако плохое можно всегда найти в любой идее, надо уметь видеть и положительные стороны. Что мы видим сейчас? Человек в общей сложности заполняет вручную около 20 строк различных квитанций за коммунальные услуги. Он сам складывает, перемножает, вносит данные. Потом, пока человек вынужден ждать у окошка оператора, кассир долго переносит эти данные из каждой строки в компьютер, и специальная компьютерная программа все это обрабатывает. Стоит кому-то допустить при пересчете или переносе данных ошибку хотя бы в копейку - эта ошибка множится на каждом этапе обработки и может привести к неверным начислениям, внезапно появившимся «долгам» и другим проблемам. Каждый из нас, я думаю, с этим сталкивался. А новая единая квитанция значительно сократит возможность появления ошибки и в несколько раз увеличит скорость прохождения людей. Мы избавимся от очередей на оплату коммунальных услуг и от лишних нервотрепок. И меня радует, что многие это понимают. Когда у вас на Кавикоме проводилась пресс-конференция с Павлом Шишкиным, главой администрации Старооскольского городского округа, люди сказали «спасибо» за нашу работу. Да и цифры говорят сами за себя: всего за пять дней, с 15 по 20 апреля, более 30% людей, у которых в квартирах стоят индивидуальные приборы учета, передали нам показания для занесения в базу. Большое им от меня спасибо!
- В обсуждениях этой темы на Кавикоме люди пишут, что те 4%, которые берет за свою работу МУП «РАЦ» - это слишком много. Дескать, всю эту работу и так с легкостью выполняли бухгалтера ЖЭУ и ТСЖ, причем без отрыва от других обязанностей. Так ли это?
Сигачев: До создания МУП «РАЦ» начислением и расчетом платежей в различных организациях занималось 255 человек и это без учета кассиров. И в целом затратный механизм того времени забирал по факту 6-7% от тех денег, которые мы платим за коммунальные услуги (в Москве, кстати, их расчетный центр берет как раз 7%). А сейчас в МУП «РАЦ» работает 130 человек, 98 из них - в пунктах приема платежей. Причем из общего числа 12 - уборщицы, 4 - вахтеры. Откуда мы набирали сотрудников в МУП? Как раз из тех самых организаций, в которых после начала работы МУП «РАЦ» отпала нужда в ранее занятых расчетами людях. С большинства ЖЭУ и ТСЖ взяли по 3-4 человека, плюс 8 человек с тепловой компании и 7 сотрудников с МУП «Водоканал». Со стороны привлекли только программистов. Так что мы уменьшили число людей, занятых работой с квитанциями, практически наполовину и так же снизили затраты: мы берем 4% с учетом НДС, то есть по факту около 3,5%. Одному из поставщиков мы уже уменьшили оплату до 3%, и когда разовьем сеть - будем снижать и дальше.
Стоит понимать, что конечная цель всех изменений - удобство людей. Сколько социальных проблем было решено с введением в строй МУП «РАЦ»! Например, справки, которые раньше нужно было брать в шести организациях, сегодня можно взять в ближайшем пункте МУП «РАЦ». Все коммунальные услуги будут объединены в одной квитанции, оплатить все можно будет в одном учреждении. Уже сейчас реакция есть - если в январе через пункты МУП «РАЦ» шло 12-13% всех платежей за коммунальные услуги, то сегодня - 35%. И по прогнозам дальше будет еще больше. Только вчера, во вторник, операторы нашего муниципального учреждения обслужили восемь тысяч горожан, из них 2000 приобрели социальные проездные! Да, в какой-то степени «помог» Сбербанк, который начал взимать комиссию за свои услуги. Но все же...
Для удобства населения мы разработали четыре варианта подачи показаний приборов учета. Самый востребованный, как оказалось - прийти лично. Благо, оплатить коммунальные услуги, включая газ и электроэнергию, сегодня можно в любом из 13 пунктов МУП «РАЦ» - даже в Незнамово недавно открыли новый (и 50 человек там уже произвели оплату). Кроме того, нашу квитанцию принимают в пунктах приема платежей Белгородской сбытовой компании в микрорайоне Буденного и на проспекте Комсомольский. Хотя на мой взгляд самый удобный вариант - не выходя из дома - через отправку электронных писем и СМС или «РАЦ.Онлайн». Ведь у нас в городе проживает более 53 тысяч человек, в возрасте от 14 до 30 лет, а эти способы отлично подходят для молодого поколения.
- Вы говорите о будущем удобстве, но пока новые правила вызывают только неудобство! Вчера в пункте приема платежей в микрорайоне Юбилейный в очереди стояло около 70 человек! Этот пункт обслуживает четыре микрорайона, его возможностей явно не хватает. Нужно открывать новые.
Сигачев: Да, у нас есть проблемные пункты. Например, в микрорайонах Приборостроитель и Олимпийский - они наиболее востребованы и наименее вместительны. И пока пиковых ситуаций нам не избежать, особенно в первые дни после выпуска квитанции. Описанный вами случай из того же разряда: в воскресенье вечером мы закончили печать квитанций, а в понедельник к обеду они уже лежали в почтовых ящиках. Вот во вторник вы и наблюдали столпотворение. Мы стараемся решать эти вопросы. Пункты РАЦ порой работают на полчаса-час больше графика, чтобы обслужить всех пришедших. Проблема была еще и в том, что Сбербанк не отдал нам показания квитанций за прошлый месяц, ссылаясь на изменения в законе, поэтому мы были вынуждены обратиться к людям с просьбой передать показания и производить оплату нам лично. Это увеличило нагрузку...
Писаренко: Мы изначально не ставили себе задачу перевести все платежи на себя, но так получается. Да, нам нужно как минимум пять новых касс приема платежей, и мы этот вопрос решаем. Однако вы понимаете, что это стоит денег. Сейчас занимаемся помещением в микрорайоне Юность.
- А когда появится возможность не только передать показания онлайн, но и оплатить так же? Карточкой, электронными деньгами, через систему QIWI...
Сигачев: Мы изучали систему QIWI и не рискнули ею воспользоваться. Слишком сомнителен механизм работы на наш взгляд, есть опасность потери средств.
Писаренко: Пять-шесть пунктов оплаты услуг мы оборудовали терминалами для расчета банковскими картами. При использовании карт любого банка комиссия не снимается. Надеемся, что к 9 мая оборудуем такими терминалами все пункты МУП «РАЦ».
- Вы говорили о четырех способах передачи показаний приборов учета. Но ведь они не для всех доступны: есть люди, которые по состоянию здоровья, возрасту или месту проживания имеют трудности с передвижением или работой за компьютером. Жители частного сектора и отдаленных сел, инвалиды и пенсионеры... Как быть с ними?
Писаренко: Есть идея по установке ящиков для приема показаний в тех местах, которые чаще всего посещают эти люди - сельских администрациях, Пенсионном фонде, ТСЖ и ЖЭУ, управлении социальной защиты. К немощным ходят соцработники, которые могут помочь. В общем, вариантов много, и мы будем прорабатывать их в рабочем порядке. Если будут дельные предложения - мы готовы их рассмотреть.
Сигачев: Что касается частного сектора, то можно организовать передачу показаний через уличкомов.
- Что будет с теми, кто по какой-то причине не будет передавать показания ИПУ?
Сигачев: До сентября, пока новые правила не вступят в силу - ничего. Потом первые три месяца в квитанциях тех, кто не передает сведений, будут выставлять средние показатели и предупреждать о передаче данных. Если не подействует - переведут на оплату по нормативам.
- Вы говорили о разделении потребления на общедомовое и уличное. Это как?
Писаренко: Сейчас мы платим по нормативу за себя и за обслуживание жилья, где в тариф уже включена плата на энергоснабжение лифта и другие траты. Теперь же областная комиссия по государственному регулированию цен и тарифов произведет четкое разделение нормативов личного потребления (то, что используется в своей квартире) и общего (расход воды на поддержание чистоты в местах общего пользования и полив клумб, расход электричества на освещение подъездов и так далее). И все это мы увидим в квитанции. Таким образом, у всех жильцов и у управляющих компаний появится стимул ставить в подъездах энергосберегающие лампочки и датчики движения, чтобы не расходовать свои деньги понапрасну. Инициативные горожане уже сейчас обращаются к нам с просьбой помочь в установке еще и домовых регуляторов по теплу, чтобы не переплачивать за «подогрев воздуха». Это дорого, но вскладчину приобрести можно. Сложнее с квартирными терморегуляторами - слишком дорого обходится ставить их на каждый «стояк» отопления.
- Противники «РАЦа» заявляют, что все действия муниципальной организации незаконны. В частности, ссылаются на подпункт «б» пункта 69 новых Правил, который гласит, что в квитанции должно быть указано наименование исполнителя, а МУП «РАЦ» к таковым не относится. У него нет договоров с гражданами. Что вы на это скажете?
Сигачев: Эти люди выдергивают один подпункт из всего свода правил и пытаются на этом сыграть. Но мы-то заключаем договора с исполнителями, ресурсоснабжающими организациями, то есть действуем как их агенты. Мы работаем по их поручению, являемся их представителями, и эта возможность в законе оговорена (смотрите хотя бы пункты 32 (п.п. «е») и 63 тех же Правил). Кроме того в новом платежном документе будут указаны исполнители, а главное - кроме суммы человеку уже ничего нельзя будет исправить.
- Как получить подтверждение тому, что все показания приборов прошли удачно?
Сигачев: Зайти в «РАЦ-онлайн». Там отражены все платежи и данные.
- Что будет, если заплатить меньше, чем указано в квитанции?
Сигачев: Пока еще можно указать, за что ты платишь меньше - тогда долг будет только по этой услуге. А с сентября программа будет автоматически распределять задолженность на все услуги пропорционально начислению. Но даже если вы ошибетесь или заплатите сразу не всю сумму, то у вас еще будет время прийти в пункт «РАЦ» и доплатить, причем даже не имея на руках квитанции.
- Когда в квитанции появится возможность оплаты за электричество и газ?
Сигачев: У энерегтиков пока технологическое отставание, но думаю, что ко времени вступления новых правил в силу, мы его ликвидируем. Потому что с 1 сентября мы уже не будем принимать их квитанции.
Дема, специально для Кавиком.ру.
Фото в превью взято с Oskol.ru, остальные - авторские.